Большие умы тоже ошибаются : 7 случаев, когда известные ученые заблуждались

Заблуждения, ошибки, а иногда и конфузы случаются в любой сфере, и наука не исключение. Совершая открытия, ученые хотят облагодетельствовать человечество, но путь прогресса и разума порой бывает тернистым. Команда проекта «ВТБ — России» рассказывает об удивительных научных представлениях, которые со временем перешли в разряд ложных.

Чарлз Дарвин и наследственность

Picture background

В эпоху Дарвина у людей были весьма смутные представления о наследовании генетических признаков. Например, большинство медиков в 19 веке верили, что гены передаются от одного поколения к другому через кровь. Чарлз Дарвин считал, что в каждом человеке генетические признаки родителей смешиваются случайным образом, хаотично. Вместе с тем, согласно его теории эволюции, должны передаваться не случайные, а доминантные признаки, которые выражены более ярко и способствуют выживанию вида. То есть возникает противоречие.

Если бы предположение Дарвина о наследовании было верным, эволюция зашла бы в тупик задолго до появления человека. Но даже зная о разнообразии форм жизни на Земле, которое возможно только благодаря избирательной передаче генетических признаков, ученый упорно отказывался признать свою ошибку.

Исаак Ньютон и алхимия

Исаак Ньютон не только занимался физикой и математикой, но также увлекался алхимией. 30 лет своей жизни он посвятил тайным экспериментам и изучал древние алхимические тексты. Подобно другим алхимикам, он стремился найти философский камень — мифический ингредиент, способный превращать любые металлы в золото. Ньютон занимался этим не с целью обогащения, а чтобы разгадать секреты мироздания и расшифровать Библию. Он верил, что Бог передал людям знания, закодированные в древних писаниях, храмах, мифах и алхимической литературе.

Эти работы Исаак Ньютон не публиковал, и мало кто вообще знал о них. Исследователи его трудов утверждают, что эксперименты ученого с дисперсией света через призмы имеют тесную связь с алхимическими исследованиями.

Альберт Эйнштейн и вечная Вселенная

Альберт Эйнштейн был гениальным ученым, но тоже не избежал заблуждений. Одним из них было предположение о вечном существовании Вселенной. Эйнштейн предложил идею, согласно которой во Вселенной постоянно образуется новая материя для поддержания ее постоянной плотности.

Эта концепция разрушилась в 1920-х годах, когда американский астроном Эдвин Хаббл доказал концепцию постоянного расширения Вселенной. Вселенная не является статичной, как предполагалось ранее, а одинаково расширяется во всех направлениях. Закон Хаббла не только описывает теорию расширения Вселенной, но и то, что она возникла в результате Большого взрыва. Предпосылкой для открытия стал ряд астрономических наблюдений, которые позволили обнаружить движение нескольких космических объектов относительно нашей системы.

Пифагор и существование исключительно рациональных чисел

Одно из основных учений Пифагора и его последователей заключалось в том, что все числа рациональны, то есть могут быть выражены как отношение целых чисел. Пифагорейцы верили, что рациональные числа помогают объяснить устройство Вселенной.

Именно поэтому, когда Гиппас, ученик Пифагора, открыл, что квадратный корень из 2 является иррациональным числом, это сильно потрясло пифагорейцев. Открытие иррациональных чисел (то есть чисел, которые нельзя записать обычной дробью) разрушало ключевой принцип учения Пифагора. По одной из легенд, ученый был так сильно поражен и оскорблен этим открытием, не сумев опровергнуть аргументацию Гиппаса с помощью математической логики, что решился на преступление. Когда оба математика были в лодке, Пифагор вытолкнул Гиппаса за борт, утопил и заставил остальных членов союза держать все в тайне. Иррациональные числа обрели свои права в математике только после смерти Пифагора.

Аристотель и теория спонтанного зарождения жизни

Аристотель считал возможным появление живых существ из ничего при условии наличия среды, где они могут обитать. Примерами такого спонтанного зарождения жизни он считал лягушек, появляющихся после наводнения, или рыб, быстро заселяющих необитаемый пруд.

В течение 18 века эта теория пользовалась значительным авторитетом. Идею о некой всепроникающей субстанции, заставляющей зарождаться живое из неживого, разделяли впоследствии и другие ученые — например, Антони ван Левенгук и Ян Баптиста ван Гельмонт. Они даже проводили эксперименты, чтобы подтвердить ее. Однако Луи Пастер в 1858 году полностью опроверг эту теорию. Он доказал, что появление микробов в колбе обусловлено наличием микроорганизмов в воздухе. Для этого Пастер провел серию экспериментов. Он изолировал специальный бульон от воздуха с помощью особых колб и в результате не обнаружил внутри колб никакой жизненной силы, способной порождать микробы.

Гиппократ и польза кровопускания

Древнегреческий целитель Гиппократ рекомендовал кровопускание для лечения самых разных состояний, среди которых — потеря речи, гангрена, трещины в черепе, боли в животе, мигрень. Врачи Средневековья расширили этот список и упорядочили знания в виде таблиц и схем. На них было изображено человеческое тело с отметками, указывающими, где и как производить кровопускание в каждом случае. Процедура была популярна среди парикмахеров и бродячих врачей, без соблюдения дезинфекции. Чем больше «плохой» крови вытекало, тем дороже процедура оплачивалась и тем большее позитивное воздействие ожидалось.

Во второй половине 19 века отказ от кровопускания начал получать поддержку благодаря разговорам в популярной медицинской прессе: та называла его бессмысленным вампиризмом. Однако новые подходы к лечению были доступны лишь богатым и образованным пациентам. Даже в конце 19 века земские врачи с ужасом обнаруживали, что в деревнях и на ярмарках проводятся кровопускания для лечения различных болезней, включая тиф и холеру. Только расширение полномочий государственной медицины, преследование самодеятельных лекарей и популяризация науки повлияли на отказ от кровопускания.

Джон Локк и теория чистого листа

Теория чистого листа, или пустого состояния (tabula rasa), объясняет, что разум новорожденного ребенка не содержит никаких врожденных мыслей и принципов, а знания приходят к людям исключительно из сенсорного восприятия и жизненного опыта. Эта теория была широко популяризирована английским философом эпохи Просвещения Джоном Локком в 1689 году.

Согласно философии Локка, каждый волен с возрастом определять свой характер. В противоположность этому учению современные исследования показывают, что наследуемые семейные черты играют важную роль в жизни человека. Доказательства против модели tabula rasa дает наука психогенетика, которую также называют генетикой поведения: она изучает, в какой степени на формирование личности влияют социальные и биологические установки.

Load More Related Articles