Блистательная Алла Ларионова: яркие роли, подлинные и мнимые любовные романы, семейное счастье

Об Алле Ларионовой поэт мог бы сказать: не фигура – стан, не глаза – очи, не волосы – роскошная грива, не губы – «сплошное целованье». В молодости она была чудо как хороша. Недаром в 1950-е гг. Ларионову называли красивейшей советской актрисой не только в СССР, но и за рубежом.

Красоту Аллы Ларионовой высоко оценивали не только поклонники, но и собратья по профессии, что дорогого стоит. Причем, не только актеры-мужчины, но и дамы. А это дорого вдвойне. Так, актриса Лариса Лужина совершенно искренне восхищалась: «Алла была королевой!». А Ирина Скобцева признавалась: «Я очень долго находилась под впечатлением от ее игры, красоты, женственности».

Такая искренность коллег была возможна, наверное, потому что Аллу Дмитриевну отличали особенности характера, не очень свойственные «звезде»: она была не высокомерна, порядочна, открыта, умела дружить и хранить чужие тайны. А вот к своей внешности Алла Ларионова всегда относилась с иронией, никогда не кичилась незаурядной красотой.

Откуда же родом эта красавица? Каковы ее корни?

Происхождение, вехи биографии Ларионовой очень характерны для ее поколения. Родилась в 1931 году в Москве в семье коммуниста и сотрудницы детского сада. Во время войны отец ушел в ополчение, а мама с девятилетней Аллой эвакуировались в татарский город Мензелинск, где девочка часто выступала с чтением стихов перед ранеными в местном госпитале. Между прочим, уже став знаменитой, Ларионова признавалась, что в детстве мечтала работать… дворником. Очень романтичной казалась эта профессия.

А кино преследовало Аллу сызмальства. Еще в детском саду ее нашел ассистент режиссера и уговаривал маму разрешить прелестному ребенку участвовать в съемках. Мать тогда не согласилась.

Но после школы Алла твердо решила поступить в театральный вуз.

Однако на вступительных экзаменах в ГИТИСе случился казус. Абитуриентка потеряла дар речи. От волнения. Потом Алла отправилась на вступительные экзамены во ВГИК. И тоже едва не провалилась. Потому что не понравилась авторитетному Сергею Герасимову, назвавшему ее некрасивой и нефотогеничной. Только благодаря вмешательству и благосклонности его жены, Тамары Макаровой, девушка все же поступила.

Дебют в кино

Дебют в кино Аллы Ларионовой состоялся еще в студенческие годы. Роль Любавы в фильме «Садко» принесла ей признание не только в СССР, но и за рубежом. В 1953 году этот фильм отправили на кинофестиваль в Венецию. Алла поехала туда в составе советской делегации. А это было невероятным событием: ведь до 1947 года советских кинематографистов на фестивали за рубеж, вообще, не звали.

Сказка про новгородского ухаря-купца получила «Серебряного льва». А советская красавица и вовсе произвела в Венеции фурор. Все в голос твердили об ошеломляющей славянской красоте Аллы.

В тамошних газетах писали: «Русские привезли настоящее чудо красоты!»; «Алла неотразима – самая молодая, самая веселая, самая красивая. Ее появление на фестивале – уже успех! Солнце Венеции – в волосах у Аллы».

А ведь Ларионова была далека от мирового «стандарта» кинозвезды. Но ее лучистые голубые глаза, обаятельная улыбка, особая аура чистоты и искренности мгновенно располагали к себе. Говорят, сам Чарли Чаплин приглашал Аллу на съемки. Но ему ответили, что в СССР график актрисы расписан на несколько лет вперед. А ведь это было не так…

Уезжая с венецианского кинофестиваля, Алла чуть не плакала, прощаясь с призрачными мечтами о всемирном признании. Но прямо у трапа самолета ее ожидало приятное известие: утверждение на главную роль в фильме «Анна на шее».

«Анна на шее»

Экранизация одноименного рассказа А. П. Чехова стала звездным часом Ларионовой! Вспомните кадры этого замечательного фильма Исидора Анненского.

Под грациозную музыку Льва Шварца скользит по старинному паркету в дивном вальсе царица бала, изящная белокурая голубоглазая красавица. Как волшебное видение. Она, действительно, была невероятно, сказочно хороша в своей упоительной беззаботности, очаровательной легкомысленности.

И Ларионову, и фильм «Анна на шее» высоко оценили зрители не только советские (кинолента стала лидеров кинопроката середины 1950-х годов), но и зарубежные (фильм получил приз «Золотая оливковая ветвь» на Международном кинофестивале в Италии).

Кстати, съемки «Анны на шее» были не простыми. Так, будуар изнеженной героини снимали в гараже «Мосфильма». На улице – лютая зима. На съемочной площадке– тоже минусовая температура. Поэтому, как только объявляли перерыв, Ларионова, снимавшаяся в легком пеньюаре, тут же ныряла под одеяло. А после команды «Мотор!» с тяжелым вздохом из-под него вылезала. А кровать была гигантских размеров: ее на время съемок одолжили у известного своими солидными габаритами актера Евгения Моргунова.

Он потом еще шутил: «В моей постели спала Алла Ларионова». Мучительно долго снимали – целый месяц – сцену бала. Работали ночами, потому что днем артисты оперетты, составляющие массовку, были заняты. Жаров, страдавший от боли в ноге, просил Ларионову: «Ты соберись, чтобы сделать все за один дубль, а то мне врача придется вызывать!». Но танцевал он, по словам Аллы Дмитриевны, лучше всех. А сама Алла приходила домой под утро совсем без сил на опухших от танцев ногах.

«Двенадцатая ночь»

После «Анны на шее» последовал еще один звездный фильм – экранизация шекспировской «Двенадцатая ночь», в которой Алла сыграла графиню Оливию.

Именно этой неотразимой красавице и досталось от критиков, которые упрекали ее в излишней «надменности и горделивости». А вот зрители были без ума…

В нее не просто влюблялись, теряли голову, писали отчаянные письма. Но и совершали безумные поступки. Например, однажды толпа подняла машину с Ларионовой и понесла ее… И мало кто знал, что блистательная жила в то время с родителями в… полуподвале.

Вообще, костюмные роли надолго сроднились с Ларионовой. Режиссеры наперебой эксплуатировали ее красоту, аристократические манеры, умение свободно чувствовать себя в антураже прошлого. Стоит вспомнить только величественную Одинцову в экранизации И. С. Тургенева 1958 года «Отцы и дети», княгиню Маргариту Оболенскую в фильме «Фуркат», Наталью Паскудину в «Дядюшкином сне», Любовь Леонидовну в «Третьей молодости».

На фоне этих блистательных ролей как-то обычно забывают одну выдающуюся киноработу Ларионовой. Я, вообще, считаю – лучшую.

«Ведьма»

В 1958 году вышла еще одна экранизация Чехова. Фильм по короткому рассказу классика – «Ведьма». Да и сам фильм был небольшой, получасовой. Что не помешало ему получит призы сразу на трех крупнейших зарубежных кинофестивалях: в Монте-Карло, Сан-Франциско и Каннах.

И свою лепту в успех картины внесла, конечно, Алла Ларионова. И не только благодаря своей лучистой красоте, но и таланту. Искренне и пронзительно она показала в образе провинциальной дьячихи горестную трагедию красоты и молодости в оковах мещанства, тусклости обывательщины. Партнерами Ларионовой по фильму стали знаменитый Эраст Гарин и муж актрисы – Рыбников.

Вместе с тем Алла Ларионова создавала и другие образы. Разные. Острохарактерные, отрицательные, современные.

Так, критики отмечали ее Наташу в экранизации чеховских «Трех сестер» режиссера Самсона Самсонова.

Говорили о том, как тонко и достоверно актриса показывает преображение хорошенькой молодой женщины в холодную расчетливую хищницу. В фильме «Дикий мед» Ларионова играет фотокорреспондента Варвару Княжич, женщину, которую отправляют на передний рубеж, чтобы снять подбитые немецкие танки. Эта картина огорчила многих поклонников актрисы. Здесь она совершенно не похожа на известную красавицу: грязная, с растрепанными волосами, в уродующей фигуру солдатской форме. Алла Дмитриевна со смехом рассказывала, что в гриме Княжич в мосфильмовском буфете ее не узнал даже собственный муж!

Алла Ларионова много ездила не только по стране, но и по миру. Много впечатлений приносили встречи с зарубежными коллегами, звездами мирового кино. Так, однажды в бразильском кинозале к ней запросто подошла черноволосая женщина, сама Анна Маньяни – королева итальянского кино. А в Аргентине Алла Ларионова случайно познакомилась с самой… Мэри Пикфорд, которая выразила восторг по поводу красоты своей русской коллеги и подарила ей свое фото.

Алла Ларионова снялась в 30 фильмах. Пик ее популярности пришелся на 60-е. А вот в 70-е карьера актриса пошла на спад. Но Ларионова не унывала. И говорила, что жалеет только о том, что не дали сняться в фильме Чарли Чаплина. А образовавшийся творческий вакуум заполняла участием в концертах, встречами со зрителями. Начала петь. Хотя долго стеснялась. Как вспоминают ее коллеги-артисты, у Ларионовой оказался красивый грудной, с приятной хрипотцой голос.

А теперь несколько слов о романах Ларионовой.

Подлинных и мнимых. Вокруг актрисы всегда клубились сплетни. И не мудрено, учитывая ее яркость и красоту.

Первая серьезная любовь ее настигла на съемках фильма «Садко», где Ларионова встретилась с признанным красавцем Иваном Переверзевым. Об этом актере ходила дурная слава, как об опытным донжуане. В 1956 году на съемках фильма «Полесская легенда» актеры сошлись, стали жить вместе. Но вскоре ловелас Переверзев, узнав о беременности Аллы, оставил ее и вернулся к жене, актрисе Надежде Чередниченко.


ПЕРЕВЕРЗЕВ И ЛАРИОНОВА

Приписывали Ларионовой и романтические отношения с партнером по съемкам «Анны на шее» легендарным шансонье Александром Вертинским. Но не многие знают, что маэстро, вообще был поначалу против кандидатуры Ларионовой. Однако впоследствии сменил гнев на милость, когда стал свидетелем фантастической работоспособности молодой актрисы. Сама Алла не скрывала, что Вертинский был для нее живой легендой, сошедшим с небес божеством.

Никогда прежде она не видела таких мужчин: он поразил воображение юной звезды врожденным аристократизмом, безукоризненными манерами, шармом и каким-то изысканно-старомодным складом ума. Вертинский оказывал очаровательной Алле знаки внимания и после съемок фильма: присылал корзины белой сирени в феврале на день рождения, подарил свою фотографию с надписью: «Артисты это Боги! А Боги всегда одиноки» и посвятил ей стихотворение. За автограф на листке этого стихотворения впоследствии Алле Дмитриевне предлагали десять тысяч долларов.

Говорили о том, что Ларионовой был увлечен тоже игравший в «Анне на шее» известный актер Михаил Жаров. Будто очень уж напоминала она ему его незабвенную любовь кино-приму Людмилу Целиковскую.

Была история и с министром культуры. Так случилось, что на съемках «Двенадцатой ночи» на красавицу Ларионову положил глаз высокий чиновник Георгий Александров. Он пригласил ее на ужин, на котором присутствовали и другие артисты. На этом история и закончилась, но тут разразился настоящий скандал. Дело в том, что Александров вдруг попал в немилость к высшему руководству.

И начали искать на него компромат. Под общую гребенку попала и Ларионова. Стали рассказывать, что у министра был целый гарем из артисток, и Алла была одной из них. Утверждали, что Александров купал ее в ванне с шампанским… Клеветнические слухи так и остались бы слухами. Но министра сняли с должности. А на все киностудии разослали уведомление, согласно которому Ларионову снимать запрещалось. Она тут же потеряла несколько крупных ролей. В том числе и роль Василисы в фильме Александра Птушко «Илья Муромец». Потом актриса потратила немало сил, чтобы восстановить доброе имя.

Из зарубежных звезд Ларионовой приписывали роман с известным французским актером Жераром Филипом. Однако, как утверждала Алла, кроме легкого флирта ничего и не было. Просто знаменитый Фанфан-Тюльпан на глазах у всех галантно ухаживал за Ларионовой и на ресторанном меню написал такие строки: «Со мной сидит блондинка в платье голубом, и я в нее влюблен».

В общем, говорили много чего. Известная своей прямотой, Алла с улыбкой утверждала, что слухи о ее романах со знаменитостями ей даже лестны.

А вот самым большим и подлинным романом жизни Аллы Ларионовой был ее супруг – актер Николай Рыбников.

Вообще, их история очень трогательна. Говорят, Алла первой обратила на него внимание еще в институте. Но тогда он ее не замечал – был влюблен в другую девушку. Но очень скоро они поменялись ролями. Алла охладела, а Николай потерял от нее голову. Даже едва не покончил с собой. А в трудный для Аллы жизненный момент совершил, воистину, рыцарский поступок: удочерил ее дочь, рожденную от достопамятного Переверзева.

Алла все же не устояла перед силой любви своего верного Николая. Они поженились. И прожили более 30 лет.

Чего только ни говорили об их браке… Прежде всего то, что Николай Рыбников беззаветно любит свою ветреную жену, которая и легкомысленная кокетка и без ума от шикарных нарядов-украшений. Утверждали, что Алла не ценит мужа по достоинству и только позволяет себя любить. На деле же было иначе. Близко знающие актеров люди свидетельствовали, что это был очень счастливый брак. Ларионов и Рыбников всегда были вдвоем.

Вместе снимались, часто в одних фильмах, вместе ездили по стране с концертными программами. Вдвоем пережили сложные времена перестройки, когда оказались невостребованными в профессии. Вместе вырастили двух дочерей, Алену и Арину. И что удивительно в актерской среде: у них никогда не было творческого соперничества. Напротив, Николай Николаевич был прекрасным хозяином и семьянином. Поддерживал жену во всем. Обожал дочек и дом, где многое было сделано его руками, любил стряпать. Их дом был открытым и хлебосольным, собиравшим за большим столом многочисленных друзей и приятелей.

Однажды Алла сказала:

«Я счастливая женщина. Я снималась в кино, и меня любил Коля Рыбников».

И она была права. Рыбников был однолюбом и гордился тем, что его жизнь укладывалась в бесхитростную схему: «Любимая женщина, любимый дом, любимая работа». Алла была не только любимой женщиной Рыбникова – она была его божеством, да и, наверное, всей его жизнью.

Показателен такой пример. Ларионова вспоминала, как однажды Рыбников отказался идти на роскошное кино-фестивальное мероприятие, где можно было увидеть супер-звезд Софи Лорен, Джину Лоллобриджида. Он остался дома с только что родившей женой, располневшей, непрезентабельно выглядевшей, утверждая искренне, что она лучше всех красавиц на свете.

Алла Ларионова пережила мужа на 10 лет. Замечательная красавица и талантливая актриса покинула этот мир за год до своего 70-летия. Умерла во сне. Ее похоронили на Троекуровском кладбище рядом с Николаем Рыбниковым.