Эту актрису называли «тенью Раневской». В своё время Серафима Бирман была очень популярна, но ровно до тех пор, пока на олимп не взошла Фаина Георгиевна. Соперничество между ними было напряжённым: публика двух актрис сначала путала, а потом выбрала свою фаворитку. И ею стала Раневская. А что же с Бирман? Почему она сегодня почти забыта, в отличие от Фаины?
Серафима Бирман была родом из Кишинёва. Выдающейся красотой девочка не отличалась: говорят, даже её мать, впервые взяв Симу на руки, рыдала от увиденного. Детство Бирман трудно назвать счастливым. Мама воспитывала её строго и могла выпороть даже за простуду. А про отношения со сверстниками и говорить нечего. Те лишь насмехались над нескладной одноклассницей.
Но всем когда-то должно повезти. Однажды Серафима приехала в гости к старшей сестре и познакомилась с человеком, который разглядел в ней талант. Это был просветитель и филантроп Константин Казимир. Он отправил Бирман в Москву и оплатил театральные курсы. Нескладную провинциалку принял сам Станиславский. Она училась вместе с Вахтанговым и в 1911 году была принята в МХТ.
Потом был театр Моссовета и главная роль в спектакле «Васса Железнова», а затем Бирман стала одной из основательниц Ленкома. Актриса славилась талантом к перевоплощению: от драмы за одну секунду она могла перейти к комедии. Станиславский открыл настоящий самородок!
И так бы царствовала Серафима Бирман единолично, если бы не появление Фаины Раневской. Две актрисы чем-то были похожи: обе не считались красавицами, имели крупные черты лица и отличались незаурядным талантом. Бирман стали путать с Раневской (никогда не наоборот).
Правда, в 1944 году Бирман удалось увести из-под носа у Раневской роль в фильме Эйзенштейна «Иван Грозный». Тот выбрал на роль Фаину, однако худсовет отклонил её кандидатуру: взяли Бирман. Есть версия, что Раневскую не взяли из-за национальности. Которая, к слову, у них с Бирман была одинаковая. Только по документам Серафима оказалась «молдаванкой», и потому роль получила она.
По этой причине актрисы не общались почти 20 лет. Но потом именно Раневская выбила для Бирман небольшую роль в спектакле «Дядюшкин сон», подчеркнув её талант.
Как же получилось, что Бирман уступила Раневской? Почему шутки одной цитируют до сих пор, а про другую успели забыть? Во-первых, Серафима Германовна не любила кино. Она предпочитала театр, где могла импровизировать, поэтому киноролей у неё мало. Раневской же очень помогли в карьере незабываемые реплики и искромётные шутки.
Вторая причина — характер. Раневская славилась непростым характером и называла красавиц-коллег не иначе как «фифы», но при этом была простой в общении, избегала конфликтов и в острых ситуациях отшучивалась. Обижаться на Фаину Георгиевну было бесполезно.
Бирман напротив: отличалась непримиримым характером. Что-то пошло против её воли? Высказывала в лоб все свои претензии и была излишне строга к студентам. Никаких напутственных слов выпускники дождаться от неё не могли. Бирман заявляла, что молодым актёрам одна дорога: на завод.
Режиссёр Юрий Любимов как-то поделился воспоминаниями:
«Серафима Бирман была странной женщиной, которую боялись все. Дара педагога у неё не было: проявляла диктаторство и властность к студентам. На экзаменах она говорила мне, что меня пора отчислять, а от других педагогов я получал высшие баллы. Уже потом Серафима Бирман приходила в Театр на Таганке и говорила приятные слова, а я зажимался и ничего не мог поделать со своим давним страхом».
Что стояло за этим «странным» характером? Детство, когда Бирман натерпелась всякого от матери? Или неудавшаяся личная жизнь? Замужем актриса была один раз: за писателем и сценаристом Александром Талановым. Но детей у пары не появилось. Говорят, актриса сама так решила: совмещать карьеру и материнство она не захотела.
Бирман было под 80, когда Таланова не стало. Это повлияло на психику актрисы, и вдобавок в театре устали от её вечно недовольного лица и критики. Коллеги сторонились её и не скрывали этого. Одиночество Серафимы Бирман — участь незавидная.
Соперница Фаина Раневская тоже была одинока, но забытой её назвать нельзя. А в случае с Бирман дошло до того, что племянница увезла актрису в лечебницу.
Неприспособленная и мало что соображающая она провела там свои последние годы и ушла в 1976-м. Говорят, последнее, что она хотела — показать Станиславскому свой новый спектакль. Не понимая, что любимого учителя давно нет.