У любого режиссера есть промахи и крайне неудачные фильмы, но многих из них помнят в первую очередь по успехам, а эти самые неудачи остаются где-то на задворках. Издание «Rolling Stone» вспомнило 50 таких неудач великих режиссеров, и вот 10 самых интересных из них.
Барри Зонненфельд – «Дикий, дикий Запад»
Существует не так много операторов, которые после этой работы стали режиссерами. Пожалуй, их можно пересчитать по пальцам. Еще меньше можно назвать операторов, которые не просто стали режиссерами, а чего-то добились. И вот Барри Зонненфельд – один из таких. Его первая операторская работа была продемонстрирована в 1982 году, а через 6-8 лет он поработал над «Большим», «Когда Гарри встретил Салли», «Перекрестком Миллера» и «Мизери». Сразу после «Мизери» он снял свой первый фильм – «Семейку Аддамс» — за которой последовали «Семейные ценности Аддамсов», «Люди в черном» и «Дикий, дикий Вест». Последний фильм мог бы покончить с режиссерской карьерой Барри, так как он провалился в прокате и был разбит критиками, однако позже Зонненфельд реабилитировался, сняв «Людей в черном 2».
Интересно, что ради роли в «Диком, диком Весте» Уилл Смит отказался от «Матрицы» братьев Вачовски.
Дэвид Финчер – «Чужой 3»
«Чужой 3» нельзя назвать ужасным фильмом. В нем есть и большие минусы, и выделяющиеся плюсы. Однако его точно можно назвать худшим фильмом в режиссерской фильмографии Дэвида Финчера. Но в то же время винить Финчера не стоит, так как, во-первых, это был его режиссерский дебют, а, во-вторых, у него не было творческой свободы: переписанный несколько раз сценарий он не мог исправить так, как хотел, а во время производства над ним все время витали продюсеры.
Уже через три года Финчер снял «Семь» и положил начало своему восхождению на вершину, во время которого подарил зрителям «Игру», «Бойцовский клуб», «Комнату страха», «Зодиака», «Загадочную историю Бенджамина Баттона», «Социальную сеть», «Девушку с татуировкой дракона» и «Исчезнувшую».
Рон Ховард – «Гринч – похититель Рождества»
До 2000-х годов Рон Ховард особо не выделялся среди других режиссеров, но все изменилось, когда он снял «Гринча – похитителя Рождества». Если смотреть на этот фильм на фоне остальных новогодних и рождественских фильмов, то он вполне неплох, но, если смотреть на него на фоне всего кинематографа, то это, мягко говоря, не очень удачный опыт. Картина плохо исследует книгу, теряет ее магию и не особо увлекает.
Несмотря на это, «Гринч – похититель Рождества» заработал хорошую кассу, а через год Рон Ховард снял «Игры разума» и доказал всем, что его рождественская комедия – это просто исключение.
Джордж Лукас – «Звездные войны. Эпизод 1 – Скрытая угроза»
Когда Джордж Лукас снимал «Звездные войны», он даже не мог подумать, что это будет успех. Напротив, Лукас по мере производства осознал, что снимает провальный фильм, поэтому он даже не пошел на премьеру. Но именно тогда его карьера кардинально изменилась. При этом вряд ли то же самое он думал насчет четвертого фильма – «Скрытой угрозы». Лукас, похоже, забыл, что фанаты «Звездных войн» выросли, поэтому он снял детский фильм с неудавшимся Джа-Джа Бинксом и не тем Энакином Скайуокером, которого ожидали увидеть зрители. В итоге Джа-Джа Бинкса пришлось практически полностью вырезать из сценария следующего фильма, а Джейк Ллойд, сыгравший юного Энакина, бросил кино, потому что фанаты «Звездных войн» разрушили его жизнь. В следующем фильме тон повествования сильно изменился и стал более мрачным, не говоря уже о третьей ленте.
Джеймс Кэмерон – «Пираньи 2: Нерест»
Со своей дебютной работой не повезло не только Дэвиду Финчеру, но и Джеймсу Кэмерону. «Пираньи 2: Нерест» стали его первой режиссерской работой, если смотреть на Кэмерона, как на главного режиссера. Ведь все же стоит отметить, что до этого он был режиссером второго плана в «Галактическом терроре» и сорежиссером короткометражного фильма «Ксеногенезис».
Кэмерон столкнулся с точно той же проблемой, что и Финчер. Хоть на словах он и являлся режиссером, по факту исполнительный продюсер Овидио Ассонитис только позволял ему хоть что-то делать. Хотя и это с годами стало оспариваться, так как позже появилась информация, что Ассонитис уволил Кэмерона и отснял фильм самостоятельно. Учитывая то, что позже Джеймс снял «Терминатора» и «Чужих», это похоже на правду, ведь он явно не мог снять «поделку» с летающими пираньями.
Тим Бертон – «Планета обезьян»
Обычно фильмы, которые переписываются из раза в раз, в итоге не показывают ничего хорошего. Производство «Планета обезьян» 2001 года впервые стартовало еще в 1988 году и с тех пор фильм пытались снять несколько раз, но удалось это сделать только Тиму Бертону. Хотя «Планета обезьян» и удалась в прокате, она не получила продолжение из-за негативного отклика со стороны зрителей, которые раскритиковали картину за запутанный сюжет и спорный финал.
Гас Ван Сент – «Психо»
Фундамент для своей режиссерской карьеры Гас Ван Сент собрал из «Моего личного штата Айдахо», «Умницы Уилл Хантинг» и еще нескольких фильмов. А после он снял «Психо». И нет, это не тот черно-белый «Психо», о котором некоторые могли подумать. Однако спутать их можно, ведь Гас Ван Сент покадрово повторил фильм Хичкока. Непонятно, чем руководствовался Гас Ван Сент, ведь, чтобы покадровый ремейк был успешным, зрителя нужно чем-то подкупить, а в таком случае это можно сделать только с помощью первоклассных актеров, которые на бумаге могли бы превзойти актеров оригинального фильма. Но Гас Ван Сент на роль Нормана Бейтса зачем-то пригласил Винса Вона, который еще не успел зарекомендовать себя, а затем и вовсе стал комедийным актером.
Стивен Спилберг – «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа»
В 1980-х Стивен Спилберг снял трилогию «Индиана Джонс», а после показал зрителям «Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана», «Поймай меня, если сможешь» и «Войну миров». Кажется, что затем у него закончились идеи, иначе объяснить появление «Индианы Джонса и Королевства хрустального черепа» спустя 19 лет после третьего фильма очень тяжело. Этот фильм совершенно не похож на три предыдущих, он обесценивает финал триквела и выглядит, как средний блокбастер, совершенно не имеющий ничего общего с культовой трилогией, хотя даже третий фильм выглядел уже далеко не идеально.
Роб Райнер – «Норт»
«Норт» — это приключение девятилетнего мальчика в исполнении юного Элайджи Вуда, который разочаровывается в своих родителях и начинает путешествовать в поисках их замены.
За четыре года до «Норта» Роб Райнер снял «Мизери», но сравнить данный фильм можно не с ним, а с «Останься со мной», который повествует о четырех друзьях, отправившихся в небольшой поход на несколько дней. После «Останься со мной» могло показаться, что Роб Райнер – мастер в подобных фильмах, но «Норт» разрушил это суждение.
У данной ленты много минусов, но, пожалуй, главный – это то, что все произошедшее в ней было ненастоящим: в конце фильма главный герой проснулся и понял, что все это было сном. А зритель понял, что прошедшие полтора часа не имели никакого значения.
Фрэнсис Форд Коппола – «Джек»
Фрэнсис Форд Коппола в первую очередь известен по драматическим и криминальным фильмам, среди которых особенно ярко выделяются «Крестный отец», «Апокалипсис сегодня», «Крестный отец 2» и «Трудности перевода». Но он также однажды попытался испытать свои силы в комедии и ради этого снял «Джека» с Робином Уильямсом в главной роли.
Сюжет фильма вращается вокруг 10-летнего мальчика по имени Джек, который страдает тем, что он растет в четыре раза быстрее всех остальных людей, так что в 10 лет он выглядит, как 40-летний мужчина. По описанию «Джек» мог бы стать удивительной драмой на уровне «Загадочной истории Бенджамина Баттона» или хотя бы трагикомедией, но вместо этого он сделал комедию с абсурдными шутками, некоторые из которых хоть и забавны, но не настолько, чтобы зритель мог отвлечься от мыслей о том, что Коппола утратил большой потенциал фильма.