Недавно я посмотрела советский фильм «Старая, старая сказка» (1968) — дебютную работу Марины Неёловой, ставшую для молодой актрисы настоящим трамплином в мир кино. И, признаться, я рада, что в детстве эта картина, хоть и позиционировалась как семейная сказка, прошла мимо меня. Потому что на самом деле это вовсе не добрая детская история, а скорее иносказательная притча для взрослых.
После просмотра я задумался над тем, как в картине обыгрывается простая истина: любовь, дружбу, счастье и здоровье нельзя купить. Мне стало интересно — а что же происходило за кадром во время съёмок?
Режиссером фильма выступила Надежда Кошеверова — легендарная «мама советских сказок», проработавшая на «Ленфильме» с 1929 года. На момент съемок «Старой, старой сказки» ей было 67 лет, но это не помешало ей после экранизаций Андерсена снять ещё семь картин, оставаясь у руля кинематографа целых 20 лет!
Олега Даля Кошеверова заметила ещё в его студенческие годы, но тогда юному актеру не разрешали сниматься — в театральных вузах существовал негласный запрет на съемки. Однако спустя несколько лет, когда Даль уже стал известным, режиссер без колебаний доверила ему сразу две главные роли: Солдата и Сказочника. Их творческий союз продолжился и в других знаковых фильмах Кошеверовой — «Тень» (1971) и «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» (1977).
Подбор актрисы на роль принцессы оказался непростой задачей. Когда на пробы пришла Марина Неёлова — тогда ещё студентка второго курса ЛГИТМиКа — она заметно нервничала и стеснялась, ведь за её плечами не было никакого кинематографического опыта.
Надежда Николаевна, пытаясь помочь молодой актрисе, посоветовала ей не обращать внимания на присутствие маститых коллег и вести себя расскованнее. Однако Неёлова, стараясь перебороть себя, перестаралась — вместо естественности её игра стала излишне дерзкой и нарочито вызывающей.
Ситуация обострилась, когда Олег Даль, считавший своё мнение о партнёрше определяющим, резко высказался: «Берите кого угодно, только не эту наглую выскочку!» Но проницательная Кошеверова уже разглядела в робкой студентке ту самую Принцессу и твёрдо решила отстоять свой выбор. Однако худсовет категорически отказался утверждать дерзкую дебютантку.
Увидев отчаяние режиссёра, Даль и Георгий Штиль неожиданно переменили отношение и вступились за Неёлову. Тогда Надежда Николаевна, снявшая ряд успешных картин, поставила ультиматум: либо снимается её протеже, либо она покидает проект. Перед таким решительным заявлением худсовету пришлось капитулировать.
Со временем Олег Даль кардинально изменил своё отношение к Неёловой и стал для неё настоящим наставником на съёмочной площадке. Марина Мстиславовна до конца жизни с особой теплотой вспоминала свою дебютную роль и сотрудничество с Далем. Их творческий дуэт оказался настолько органичным, что впоследствии они ещё не раз снимались вместе. Между актёрами завязалась крепкая дружба, выходящая за рамки профессиональных отношений. Поистине, именно Даль помог раскрыться этому юному дарованию, которое вскоре засияло на небосклоне советского кино.
Премьера фильма стала настоящим событием — билеты в кинотеатры раскупались мгновенно. Однако успех на экране обернулся для Неёловой трудностями в учёбе: хотя её и не отчислили, перерыв в занятиях заметно повлиял на успеваемость. Но даже эти сложности не омрачили радости от первой роли — Марина Мстиславовна всегда считала невероятной удачей возможность дебютировать в кино рядом с такими выдающимися мастерами.
Для Марины Неёловой съёмки стали судьбоносным дебютом, открывшим двери в большой кинематограф и оставившим в памяти тёплые воспоминания. Кинематографическая молва упорно связывала имена Даля и Неёловой романтическими отношениями, которые, по слухам, завершились вместе со съёмками. Однако между актёрами сохранилась искренняя дружба, которой не помешал даже сложный характер Олега Ивановича.