Развитие специальных эффектов и широкое использование дублеров лишает современное жанровое кино одного важного качества — из боевиков практически исчезли настоящие бойцы, искусно владеющие настоящими навыками рукопашного боя. Нет сейчас на экране такого разнообразия реальных файтеров, которыми славились фильмы 80-х и 90-х. По большому счету, хоть сколько-то серьезно занимавшихся единоборствами актеров осталось всего два — Киану Ривз и Джейсон Стэтем. И оба нарасхват, именно благодаря своей форме и умению махать кулаками. Но задавались ли вы когда-нибудь вопросом, а в каком стиле дерется в фильмах, скажем, Стэтем? Давайте попробуем на него ответить, а заодно посмотрим, действительно ли он в этом хорош.
Джейсон Стэтем относится к тому исчезающе малому числу актеров, которые предпочитают исполнять трюки и драки на съемочной площадке самостоятельно, не доставляя удовольствия хорошенько помять бока своим дублерам и каскадерам. Пожалуй, лишь уже упомянутый Киану Ривз, любитель полетать с ветерком Том Круз да пенсионер Джеки Чан ввязываются в такой блуд наравне с Джейсоном, но именно физическая форма британского актера вызывает особенное уважение. В свои 57 лет звезда «Форсажей», «Неудержимых» и «Перевозчиков» по-прежнему готов к прыжкам, погоням и дракам, а в последних ему ничего не стоит отлупить своих соперников так, что их боль ощущается даже через экран.
С самого своего дебюта в «Картах, деньгах и двух стволах» Стэтем зарекомендовал себя актером, обладающим целой коллекцией необходимых для героя боевиков навыками. Для воплощения в кадре жесткого, целеустремленного и умелого героя (или иногда злодея) Джейсон обладает не только талантом и харизмой, но и физической подготовкой. В карьере актера собрано немало картин — его герои сражались за свои цели в прошлом и будущем, их забрасывало на разные континенты и погружало в океанские пучины, фильмы с его участием собирали миллионы в прокате и привлекли в кинозалы толпы фанатов — но почти все его ленты объединяет малозаметная деталь. Стэтем почти всегда использует один и тот же вид единоборств.
Все дело в том, что первым и основным видом рукопашного боя для Джейсона Стэтема стал кикбоксинг. Хотя актер никогда не афишировал свои тренировки и физическую подготовку настолько детально, чтобы можно было аргументированно говорить о конкретном стиле практикуемых единоборств, специалисты по стойке, технике ударов и уклонений делают однозначный вывод — Джейсон заточен на кикбоксинг. Впрочем, как говаривал Козьма Прутков, «специалист подобен флюсу — полнота его одностороння» — отсюда явно прослеживается желание Стэтема в отдельных сценах использовать приемы из классического бокса. Все-таки порой крепкий кулак стоит выше прыжков, вертушек и эффектных ударов ногами.
Важным доказательством того, что актер отдает предпочтение кикбоксингу, является то, что этот стиль единоборств близок ему и за пределами съемочной площадки. Так, например, Джейсон посещает соревнования по этому виду рукопашного боя в качестве зрителя. В уходящем году он был замечен на престижном международном турнире GLORY Grand Prix 2024 — Стэтем дал интервью организаторам, в котором выразил восхищение победителями и посочувствовал проигравшим, отметив, что примерно представляет тот уровень боли, какой последним пришлось на себе испытать. Судя по тонким отсылкам к собственному опыту, Джейсону приходилось выходить на ринг против очень сильных спарринг-партнеров в целях повышения уровня мастерства, которое затем можно трансформировать в эффектные кинокадры.
Будучи человеком атлетичным и имеющим подлинное спортивное прошлое, Стэтем, тем не менее, не слишком активно демонстрирует иные, кроме кикбоксинга, свои навыки. И если олимпийское прошлое в прыжках в воду, как и небольшой опыт игры в футбол в полупрофессиональной команде, действительно сложно показать в боевике вроде «Пчеловода» или «Механика», то покрасоваться в не столь очевидных видах рукопашного боя Джейсону сам Бог велел. И ведь необходимые умения у него имеются. Например, по некоторым сведениям, Стэтем имеет фиолетовый пояс по бразильскому джиу-джитсу. Из других источников известно, что актер обучался карате и прошел подготовку китайскому боевому искусству Вин Чун. О каких-то победах в профессиональных соревнованиях, конечно, речи не идет, да и сертификаты свои Джейсон на публике не демонстрирует. Наверное, копит силы для очередного фильма.
Допускаю, впрочем, что все иные, помимо любимого кикбоксинга, боевые стили Стэтем постигает исключительно для поддержания себя в необходимых кондициях. И его форма действительно впечатляет — выполняя даже самые болезненные файтинговые трюки, Джейсон делает картины со своим участием живыми и достоверными, а это очень нравится зрителям. Независимо от того, кого играет Стэтем — водителя, наемного убийцу, профессионального вора или угонщика автомобилей — его персонажи не кажутся фальшивыми, в каждом их движении ощущается отточенный профессионализм и голы тренировок. Даже в самых невероятных сценах такие герои выглядят аутентично и естественно.
В ближайшее время нас ожидает появление Джейсона Стэтема в трех свежих картинах. И если от Деккарда Шоу в «Форсаже 11» каких-то новых трюков я не ожидаю, то боевики «Работяги» (бывшая «Сделка Левона») от Дэвида Эйера и «Мятеж» от Жана-Франсуа Рише вполне могут дать возможность актеру показать некоторые свежие приемы из своего единоборческого арсенала. Теперь, когда мы отлично знаем самые сильные стороны Джейсона в этой сфере, будет еще интереснее увидеть включение в привычные кикбоксерские приемы чего-то более экзотического. Полагаю, что выполняя трюки своих персонажей на съемочной площадке, Стэтем имеет возможность добавлять их стилям что-то от себя. Так пусть же в его движениях проявятся новые силы.
На этом стоит запастись терпением — релиз «Работяги» (A Working Man) ожидается в России уже весной, причем фильм получит легальный прокат в нашей стране. Постановщиком, как я уже указал, выступил Дэвид Эйер, автор «Отряда самоубийц» и «Саботажа», сценарий написан Сильвестром Сталлоне по мотивам серии романов писателя Чака Диксона о секретном агенте Левоне Кейде. Партнерами Стэтема в кадре станут Дэвид Харбор и Майкл Пенья — по сюжету, ушедшему на покой главному герою придется вернуться к работе после того, как у его бывшего босса злоумышленники похищают дочь. В случае успеха из этой истории может вырасти новая франшиза, в которой главным лицом станет Джейсон Стэтем.