В России фильм вышел через несколько недель после премьеры
Несмотря на то, что в фильме «В августе 44-го» главные роли исполнили российские актеры, такие как Евгений Миронов, Владислав Галкин и Юрий Колокольников, а само повествование вращается вокруг контрразведчиков из Смерша, в России фильм вышел только через несколько недель после того, как он появился на экранах. Все дело в том, что съемки проводила студия «Беларусьфильм», а режиссером выступил белорусский режиссер Михаил Пташук, поэтому «В августе 44-го» сначала вышел в Беларуси в 2000 году, а во второй половине января в российских кинотеатрах появилась своя версия военного фильма.
Владимир Богомолов открестился от фильма
В 1973 году Владимир Богомолов написал роман «В августе сорок четвертого», а в ноябре 1974 года он впервые был опубликован. В конце 90-х начались съемки «В августе 44-го», к которым в качестве консультанта привлекли и писателя, однако его участие было ограниченным, поэтому он не смог продавить все те идеи, на которые опирался в своей книге. Богомолов попросил убрать его имя из титров, когда понял, что Михаил Пташук снял совершенно не то, о чем он писал, а также добавил многое лично от себя. Владимир Богомолов не просто молча ушел в закат, а жестко раскритиковал сюжетную составляющую фильма и признался, что ему обещали переснять наиболее важные сцены, однако позже сказали, что из-за ограниченного бюджета ничего переснимать не будут. Единственное, что было сделано – это подрезание самых неудачных сцен, однако по итогу, по словам Богомолова, получилось то, что в фильме остались лишь физические действия, а проработка персонажей исчезла.
Бюджет «В августе 44-го» составил 5 миллионов долларов
В 2000 году «В августе 44-го» стал самым крупнобюджетным фильмом, если смотреть среди российского кинематограф, в котором в том же году вышла вторая часть «Брата». Бюджет фильма Алексея Балабанова составил полтора миллиона долларов, и это с учетом того, что часть съемок он проводил США и даже привлекал к ним малоизвестных американских актеров. Для сравнения стоит отметить, что как таковых действий в «Брате 2» даже больше, чем в «В августе 44-го». Чего только стоит хотя бы сцена в клубе. С другой стороны, Михаил Пташук буквально перенес зрителя на десятилетия назад и привлек большую массовку.
За этот фильм сражались НТВ, «Первый канал» и «Россия»
Несмотря на то, что в России фильм при бюджете в 5 миллионов долларов собрал только 100 тысяч, за его показ на телевидении состоялась нешуточная борьба. Три крупнейших российских телеканала сражались друг с другом в надежде получить права на показ, но самую большую ставку сделал НТВ, который заплатил за это 60 тысяч долларов, что было в два раза больше средней по рынку. Учитывая то, что «В августе 44-го» в итоге стал культовым фильмом, НТВ явно должны были отбить все затраты. На это также указывает то, что спустя три года «Россия» добилась ограниченных прав на показ фильма на 23 февраля.
Александр Абдулов мог получить роль Таманцева
Примечательно, что на роль Евгения Таманцева, которого сыграл небезызвестный Владислав Галкин, пробовался сам Александр Абдулов. На момент съемок «В августе 44-го» Абдулову было уже 46 лет, и он успел прославиться благодаря фильмам «Чародеи», «Гений», «Обыкновенное чудо» и «Формула любви». Неизвестно, из-за чего в конце концов кандидатура Александра осталась позади, но в итоге роль досталась 28-летнему Галкину, который еще даже не успел сняться в «Дальнобойщиках» и оставался малоизвестным актером.
«В августе 44-го» мог стать не первым фильмом по книге Богомолова
Тот факт, что по книге Богомолова, которая понравилась многим, сняли всего лишь один фильм, мог смутить, однако на самом деле их могло быть два. В 1975 году режиссер Витаутас Жалакявичюс, известный по фильму «Никто не хотел умирать», начал производство «Момента истины» по книге Владимира Богомолова. Но съемки еще не успели начаться, как Богомолов выразил десятки претензий по поводу сценария. Между ним и режиссером сразу начался конфликт, который перерос в настоящую вражду. Богомолов сделал 600 замечаний, а, когда Витаутас исправил по ним часть моментов, писатель заявил, что тот только добавил еще больше новых ошибок. Несмотря на все претензии Богомолова, основные съемки фильма начались, и Жалакявичюс успел отснять множество сцен, пока Богомолов писал студии «Мосфильм» одно гневное письмо за другим, требуя что-то сделать с режиссером, который настолько устал от создателя романа, что даже не стал присылать ему отснятые материалы. Впрочем, жалобы Богомолова никого не волновали, и съемки шли своим чередом, пока из жизни не ушел Бронюс Бабкускас, исполнявший роль генерала Егорова. Так как многие сцены с ним были уже отсняты, его уход стал большим ударом по производству фильма, ведь все нужно было переснимать сначала, либо как-то объяснять отсутствие генерала в остальных сценах. Но ни того, ни другого, не потребовалось, потому что Богомолов подал на «Мосфильм» в суд, и тот постановил прекратить съемки фильма, пока режиссер и руководители студии не придут с Богомоловым к общему знаменателю. А, так как незадолго до этого руководитель «Мосфильм» Николай Сизов, которому отснятый материал очень понравился, не смог договориться с Владимиром Богомоловым, любые надежды на продолжение съемок угасли.
У главных героев были реальные прототипы
Учитывая возможный опыт Владимира Богомолова в настоящем Смерше, было бы опрометчиво предполагать, что он абсолютно с нуля придумал всех главных героев своего романа. Доподлинно неизвестно, реальны ли все эти прототипы, однако обратного еще никто не доказал. Так, Алехин основа на настоящем сотруднике, которого не стало в конце 1944 года. По словам одного из его знакомых, он был искусным психологом, способным в диалоге обмануть любого немецкого диверсанта. Мищенко, которого сыграл Александр Балуев, был основан на диверсанте немецкой разведки Николае Грищенко. При этом его поймали не в лесу, а на вокзале в Челябинске, и не контрразведчик Смерша, а обычный милиционер. Что же касается Блинова и Таманцева, то прототипом первого был артиллерист, а второй частично списан с самого Богомолова. Как признавался сам писатель, его друзья говорили, что его Таманцев, Аникушин и Егоров очень сильно похожи на него самого. Примечательно, что Богомолова часто сравнивали с Блиновым, однако Владимир сказал, что из общего у них только возраст, в котором они служили в Смерше.
Михаил Пташук хотел пригласить Бодрова
Во время проработки сценария Владимир Богомолов всерьез рассматривал пару изменений в свой роман: он хотел пойти навстречу белорусам и предложил сделать Васюкова и Алехина белорусами. Михаил Пташук согласился лишь наполовину – Алехина он хотел оставить русским, потому что планировал взять на эту роль Сергея Бодрова, который на тот момент уже успел стать известным благодаря «Брату». Однако по неизвестной причине кандидатура Бодрова прошла мимо, и тогда Пташук взялся за Миронова.
Владимир Богомолов похвалил актеров
Хоть Богомолов и невзлюбил фильма Пташука за, по его мнению, неудачный сценарий, был в «В августе 44-го» момент, который ему очень понравился. Это актеры. Богомолов искренне признал, что актерский состав подобран замечательно, но при этом особое внимание он уделил Евгению Миронову, который приехал к нему с 76 вопросами, касающимися его персонажа. По словам Владимира, Миронов оказался единственным, кто сделал это.
Массовкой были настоящие военные
Когда главные герои следуют за предполагаемыми диверсантами на машине, нельзя не разметить размах, с которым создана сцена: большое количество техники, сотни людей в кадрах и крупные планы. Этот эпизод стал самым дорогостоящим, хотя Богомолов требовал его переснять, потому что, как он сам говорил, офицер никогда не заставил бы солдата в марше идти в каске. Но из-за дороговизны сцены ему в этом отказали. Ценность эпизода также заключалась в том, что многочисленных солдат сыграли настоящие военные, которых привозили к 7 утра и заставляли ходить целыми днями на протяжении двух недель. Офицеры даже сетовали на условия, так как на съемках стояла невероятная жара, и все это приходилось снимать на проселочной дороге, по которой без перерыва ездили автомобили и мотоциклы.
Градский предложил свои услуги в качестве монтажера
Александр Градский написал к фильму свои композиции, но на этом он останавливаться не хотел. Градский также желал поработать монтажером и даже предложил свои услуги в обмен на то, что он откажется от своего гонорара. Однако способности композитора в монтаже стояли под вопросом, поэтому одной из самых важных составляющих фильма никто рисковать не пожелал.