В пожилом возрасте Андрей Файт обладал хорошей физической формой — такой, что ему бы позавидовали многие молодые профессиональные спортсмены. Без труда он мог делать сальто и вставать на мостик, а режиссеры раз за разом задействовали его в своих фильмах не только в качестве актёра, но и в качестве каскадера, хотя ему было уже за семьдесят лет. Эти удивительным (для человека в таком возрасте) навыкам, Андрей Файт научился отнюдь не из-за любви к спорту, а из-за душевной травмы, о которой он пытался забыть при помощи бесконечных спортивных тренировок. Что это была за травма и как в целом складывалась жизнь актёра — мы расскажем в статье.
Андрей Файт появился на свет в трудовом лагере в городе Чите, где отбывали наказание его родители, которые состояли в партии социалистов-революционеров или же «эсеров», а также руководили запрещенной в те годы революционной организацией «Группа народовольцев». Для родителей будущего артиста ссылки в трудовые лагеря были обыденностью — их арестовывали десятки раз. Однако после рождения сына Андрея, второго по счёту ребёнка в семье, всё изменилось. Выйдя на свободу, семья решила бежать в Париж, чтобы новорожденный сын рос в нормальной, спокойной обстановке. Чем старше Андрей становился, тем чаще родители вели с ним политические разговоры. Судя по всему, они пытались создать из него такого же революционера, какими были сами. Однако мальчик вообще не хотел связываться с политикой. Он со школьных лет был очарован театральным искусством и ни о чём другом даже думать не хотел.
После октябрьской революции семья вернулась в Москву. На тот момент Андрею Файту было пятнадцать лет. Он всерьёз задумывался о профессиональной актёрской карьере, но отец настаивал: «либо ты учишься на инженера, либо на юриста». Строгий родитель считал, что «кривляться» на сцене — это несерьёзная для мужчины работа. Андрею ничего не оставалось делать, кроме как идти у отца на поводу, ведь если бы он ослушался — его бы выгнали из дома. Отец готов был от него отречься, вышвырнуть за дверь, как непослушное животное, только за то, что сын хотел заниматься творчеством. Впоследствии Андрей Файт стал студентом физико-технического института, но всё же тайно продолжал заниматься лицедейством в закрытом творческом клубе, который носил название «Ке-ке-си». В этом клубе, как признавался сам Андрей Файт, участвовали всего шесть человек. Они не только развивали свои актёрские навыки, но ещё и рисовали, писали рассказы и стихотворения. Самым известным участником клуба был писатель Сергей Есенин, который в тот период являлся лучшим другом Файта. Жаль только, что дружба длилась недолго, так как Есенин в возрасте тридцати лет ушёл из жизни. Однако совместными усилиями они успели написать сборник стихотворений, который получил название «Каскады страсти».
Вслед за лучшим другом из жизни ушёл и отец Андрея Файта. Нужно сказать, что парень не лил слёзы по родителю, ведь тот постоянно пытался навязать сыну свои взгляды, грубо с ним обращался и во многом ограничивал, в том числе и в выборе профессии. Как только отца не стало, Андрей Файт забирает документы из физико-технического института и поступает в театральный вуз (ВГИК). Начинающего актёра сходу стали приглашать на съёмки немых кинокартин, из которых можно выделить лишь один фильм — культовый для тех лет «Броненосец «Потёмкин»», а остальные картины с его участием не вышли в прокат из-за цензуры или же просто были проигнорированы зрителями. Впрочем, Андрей Файт всё равно считал свою кинокарьеру успешной, ведь мало кто из начинающих артистов получал возможность сниматься в фильмах, а вот он получал роль за ролью, пусть все они и были не особо значимыми для сюжета. Да и на самом деле карьера в целом тогда его интересовала в последнюю очередь. Он впервые влюбился, а потом и женился на Галине Кравченко, актрисе, с которой он неоднократно работал на съёмочной площадке. «Окрыленный» своей первой любовью Андрей Файт вообще готов был плюнуть на работу в кино и театре только ради того, чтобы провести время с любимой женой. Однако любовь быстро угасла, ведь супруга предала его, причём, очень некрасивым образом.
Неожиданно вернувшись из другого города, в котором проходили съёмки какого-то очередного малоуспешного черно-белого фильма, Андрей Файт застал жену с другим мужчиной в собственной постели. Причём, мужчиной этим был не абы кто, а Александр Каменев, влиятельный сын знаменитого политика Льва Каменева. Вероятно, что жизнь Андрея Файта была бы разрушена, если бы он полез в драку с любовником жены, но актёр никак не отреагировал — просто попросил их одеться и оставить его одного в квартире. Как сам он потом говорил в разговоре с коллегами, он не вышел из себя только потому, что у него появилась полная апатия, когда он своими глазами увидел предательство женщины, которую искренне и всем сердцем любил. Апатия вскоре переросла в серьёзную депрессию. Андрею Файту тогда хорошо помогали съёмки в фильмах, ведь когда он в кого-то перевоплощался на экране — то, действительно чувствовал себя «в шкуре» другого человека, забывая о своих проблемах и неудачах. С годами в его фильмографии стали появляться легендарные фильмы: «Бриллиантовая рука», «Идиот», «Остров сокровищ», «Неуловимые мстители», «Волшебная лампа Алладина», «Королевство кривых зеркал». Как правило, Андрей Файт появлялся в ролях злодеев.
Семейное счастье Андрей Файт обрёл во втором браке, который он заключил с Марией Брилинг. Его жена не была творческим человеком. Если верить неподтвержденной информации, она была работницей на заводе по производству пластиковой одноразовой посуды. Зато точно можно сказать, что она была прекраснейшей женой. Мария хорошо готовила и каждый раз накрывала шикарный стол к приходу мужа со съёмок или спектаклей. Жили они, что называется, «душа в душу» — то есть, во взаимопонимании и без ругани. В их доме редко бывали гости. Супруги предпочитали проводить время вдвоем, а потом, когда у них родился сын Юлий, втроём. Андрей Файт сильно изменился после женитьбы на Марии. Раньше он был всегда серьёзным и каким-то отстранённым, а с женой стал намного чаще улыбаться, шутить и веселиться. Легко можно было заметить, что он счастлив. Однако через двадцать два года совместной жизни Марии не стало по вине тяжелой болезни. Нужно ли говорить, как себя чувствовал Андрей Файт? Весь мир для него рухнул, а жизнь потеряла смысл.
Андрея Файта подбадривал повзрослевший сын, многие артисты и режиссеры. Он продолжал работать, но старался не от души, как это было прежде. Из-за этого ему всё реже предлагали роли в кино, и он начал осознавать, что нужно как-то брать себя в руки, потому что он может вообще остаться без работы, если не отгонит от себя плохие мысли. В итоге актёр стал всё свободное время посвящать спорту. Таким образом, он специально изнурял себя физически и морально, не давая самому себе мыслить негативно. Как это работало? Он занимался спортом: подтягивался, отжимался, а со временем купил себе ещё и профессиональные тренажеры, потом быстренько ел и от усталости ложился спать. На утро просыпался, как «огурчик», и со спокойной душой работал. Так проходил каждый его день.
Вскоре Андрей Файт и вовсе стал увлекаться акробатикой. Он быстро научился делать различные трюки: переднее и заднее сальто, рондат и так далее, а ведь ему было более шестидесяти лет. Интересно то, что Андрей Файт на съёмках фильмов стал отказываться от помощи дублёров при выполнении трюков и сам их исполнял. И даже в семьдесят лет он спокойно «крутил» сальто, скакал на лошадях, ходил на руках, а режиссеры — особенно те, которые его не знали — от ужаса хватались за головы. Многие из них думали, что всё это какой-то розыгрыш и Андрей Файт на самом деле молодой каскадёр, который спрятал своё настоящее лицо под профессиональным гримом. Каково же было их удивление, когда они понимали, что перед ними действительно семидесятилетний старик. Спорт — это, конечно, хорошо, но Андрей Файт часто переусердствовал во время домашних тренировок, а в его возрасте от этого больше вреда, чем пользы. Когда ему было 73 года (1976 год), его сердце не выдержало нагрузок. Андрей Файт ушёл из жизни, держа в руках двенадцатикилограммовую гирю. Можно с уверенностью сказать, что он был уникальным и непревзойденным актёром. Одно жалко — Андрея Андреевича, к сожалению, вспоминают нечасто…