Андрей Харитонов. «Он никогда не жаловался. Даже в самые тяжёлые моменты говорил: «Всё будет хорошо»

Серебристый свет луны проникал сквозь неплотно задёрнутые шторы в больничной палате. Андрей лежал неподвижно, глядя в потолок. Шестьдесят лет… почти шестьдесят. Не так много для обычного человека, но для него — целая вселенная историй, образов, перевоплощений.

Picture background

— Помнишь, как мы снимали сцену в соборе? — прошептал он в пустоту комнаты, словно разговаривая с призраком прошлого.

Тогда, во Львове, летом 1979-го, он — двадцатилетний студент, впервые оказался по ту сторону кинокамеры. Мир замер в ожидании рождения нового героя.

Никто и подумать не мог, что этот простой парнишка из Киева, выросший в обычной семье, где отец-инженер работал над чертежами, а мать учила детишек грамоте, однажды станет символом целого поколения.

А ведь случилось именно так! Его взгляд — бездонный, пронизывающий до самой души, с каким-то особенным, нетерпеливым блеском — глядел с киноэкранов на зрителей от Калининграда до Владивостока, заставляя трепетать сердца миллионов девушек.

Слава достигла самых дальних уголков родины, при этом голову артисту не вскружила

Рождение легенды

Он мог бы стать архитектором или художником — дар к рисованию проявился рано. Физико-математическая школа прочила ему будущее среди цифр и формул. Но однажды, в четыре года, маленький Андрей увидел фильм «Фанфан-Тюльпан»… И мир перевернулся.

— Может, всё-таки архитектура? Родители будут довольны, — сомневался он, разговаривая с другом перед поступлением.

— Андрюша, ты родился, чтобы играть. Не предавай себя.

Эти слова стали судьбоносными.

Киевский театральный институт имени Карпенко-Карого. 1980 год. Выпускник Андрей Харитонов только начинает свой путь… и тут же попадает на гребень волны. Режиссёр Николай Мащенко ищет молодого, яркого, неизвестного актёра для экранизации романа Войнич.

Кто мог представить, что этот юноша с тонкими чертами лица и пронзительным взглядом так идеально воплотит образ революционера Артура Бертона — человека, прошедшего через предательство, боль и перерождение в беспощадного Овода?

Львов. Съёмочная площадка. Атмосфера Италии XIX века. Камера. Мотор!

И вот он — уже не Андрей, а Артур. Юный, пылкий, безоглядно влюблённый в свои идеалы… а потом — израненный, ожесточённый, но несломленный Овод. Каждый кадр — откровение. Каждый взгляд — история.

— Он был как огонь — яркий, непредсказуемый, — вспоминала позже Анастасия Вертинская. — С ним на площадке было легко и вдохновляюще.

После выхода «Овода» Харитонов проснулся знаменитым. «Золотая Нимфа» в Монте-Карло за лучшую мужскую роль. Государственная премия. Слава. Признание.

Но что это значило для него самого?

За кулисами славы

Малый театр распахнул перед ним свои двери в 1984 году. Москва приняла киевлянина как родного. Сцена требовала иного мастерства, иной глубины, и он отдавался ей без остатка.

Инсаров в «Накануне» Тургенева… Жадов в «Доходном месте» Островского… Каждая роль — новый вызов.

А кино звало вновь и вновь: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Человек-невидимка», «Тайна Чёрных дроздов»… Разные образы, разные жанры. Он мог быть кем угодно на экране — пламенным революционером, загадочным невидимкой, элегантным иностранцем.

Один из режиссёров говорил о нём: — Андрей мог репетировать сцену до изнеможения, пока не достигал идеала.

 Андрей Харитонов и Людмила Чурсина в фильме "На Гранатовых островах" (1981)

И это была правда. За внешней лёгкостью и естественностью его игры стоял титанический труд. Он не умел иначе. Не хотел иначе.

В 1991 году Харитонов сделал шаг в новую сферу — стал режиссёром. «Жажда страсти» — его первая работа — принесла специальный приз на «Кинотавре» и награды на других фестивалях. Он доказал, что может не только исполнять чужие идеи, но и творить собственные миры.

История любви, достойная экрана

Странно, как порой жизнь придумывает сценарии лучше самых талантливых драматургов…

Тринадцатилетняя девочка сидит в тёмном зале кинотеатра, затаив дыхание. На экране — прекрасный юноша с горящими глазами произносит пламенные речи. Артур Бертон. Овод. Герой.

Эта девочка — Ольга Смирягина. Тогда она и мечтать не могла, что спустя годы станет спутницей жизни человека с экрана.

Время шло. Подростковое увлечение не прошло — переросло в нечто большее. Ольга начала посещать спектакли в Малом театре, где играл Харитонов. Стояла у служебного входа среди других поклонниц. Но что-то в ней было особенное — то, что заставило актёра выделить её из толпы.

Сначала робкие приглашения на спектакли, где Андрей нет-нет да и поглядывал в зрительный зал, отыскивая её глазами. Потом — долгие разговоры за кулисами, когда он, ещё не сняв грим, делился с ней сокровенными мыслями о тайнах актёрской профессии, о великих фильмах прошлого, о снах и надеждах…

День за днём, встреча за встречей — юношеское восхищение Ольги таяло, уступая место чему-то более глубокому, настоящему. А восторженный трепет перед кумиром незаметно превратился в тихую, уверенную любовь к живому человеку.

— Знаете, — рассказывала потом Ольга, — когда мы впервые по-настоящему встретились, не как актёр и поклонница, а как два обычных человека, я с удивлением обнаружила — передо мной не выдуманный образ, а настоящий Андрей, который в жизни оказался даже интереснее, чем на экране… Тот же магнетизм, та же глубина, но без игры — настоящий.

Она работала в сфере информационных технологий — мир, далёкий от театральных подмостков и съёмочных площадок. Может быть, именно это и привлекло Андрея? Глоток свежего воздуха в мире, где все играют роли?

Их брак продлился более двадцати лет. У них не было детей, но была глубокая связь и понимание. Ольга никогда не устраивала сцен ревности, не требовала отчёта о каждом шаге — она понимала особенности его профессии и уважала его потребность в одиночестве.

— Больше всего на свете я люблю одиночество, — признавался Харитонов в редких интервью.

Иногда он уединялся в одной из своих квартир, чтобы побыть в тишине, поразмышлять, помечтать… А может быть, просто отдохнуть от необходимости быть «тем самым Харитоновым» — кумиром, звездой, легендой.

Харитонов с женой Ольгой. Она была моложе на 10 лет и прошла с ним через многое, через его тяжелые запои, которые были тихими. "Года четыре я глушил спиртное капитально. Но потом организм дал сбой, и я заболел, потому что алкоголизм - это болезнь. И "болеть" мне было по кайфу"

Последнее испытание

2018 год стал началом конца. Рак желудка — диагноз, звучащий как приговор. Шесть операций. Все заработанные деньги — на лечение.

Ольга была рядом до последнего вздоха, ухаживая, поддерживая, вселяя надежду.

— Он никогда не жаловался, — вспоминала она позже. — Даже в самые тяжёлые моменты говорил: «Всё будет хорошо».

В последние месяцы жизни боль стала невыносимой. Он отказывался от участия в телешоу — не хотел, чтобы зрители видели его слабым. Не хотел, чтобы ему собирали деньги, считая это ниже своего достоинства.

Но мир не оставил его в беде. Коллеги-артисты, Гильдия актёров, Театр Наций, Фонд «Артист», простые зрители — все протянули руку помощи.

23 июня 2019 года Андрей Харитонов ушёл из жизни, не дожив месяц до своего шестидесятилетия.

— Ушёл из жизни всеми любимый, талантливый и необыкновенно красивый человек, — сказала Ольга Смирягина в день прощания.

По его просьбе, прах был захоронен на Байковом кладбище в Киеве, рядом с родными. Последнее возвращение домой — туда, где всё начиналось.

Эхо бессмертия

Время идёт. На старых кассетах и дисках, в цифровых архивах и на интернет-платформах живёт вечно молодой Артур Бертон… Овод… Харитонов.

Ольга хранит память о муже. Заботится о его матери и двоюродной сестре, выполняя последнюю волю. Работает над изданием книги, в которую войдут киносценарии, рассказы и иллюстрации Андрея — ведь он был не только актёром, но и писателем, и художником.

Что остаётся после ухода человека? Следы его души — в созданных им образах, в воспоминаниях близких, в сердцах тех, кого он тронул своим искусством.

Остался Овод

Андрей Харитонов ушёл. Но остался Овод — символ целой эпохи, воплощение романтического героя, чей талант и обаяние покорили сердца миллионов.

Возможно, где-то сейчас тринадцатилетняя девочка смотрит старый фильм и замирает, увидев пронзительный взгляд молодого революционера с экрана…

И эхо его голоса будет звучать, пока живы его фильмы. Пока люди способны сопереживать, любить, бороться за справедливость.

Load More Related Articles