Александра Назарова : последние годы работала на износ ради единственной внучки

В 2025 году Александре Назаровой исполнилось бы 85 лет. Широкому зрителю она особенно запомнилась как колоритная баба Надя из популярного сериала «Моя прекрасная няня».

«Кто же знал, что такую дурацкую популярность я приобрету, именно сыграв в «Моей прекрасной няне», – рассказывала Назарова в эфире программы “Судьба человека”.

Но творческая биография актрисы далеко не ограничивалась этой ролью — за её плечами множество как драматических, так и комедийных образов, сыгранных на сцене и экране.

Однако вне сцены жизнь Александры Ивановны была совсем не похожа на лёгкую комедию. Радостных моментов в ней оказалось куда меньше, чем хотелось бы. За неиссякаемым обаянием скрывались испытания, о которых знали лишь самые близкие. Её сила характера и преданность семье помогали справляться с ударами судьбы, но счастья личного ей, увы, было отпущено не так много.

"Любимая"

Александра Назарова с юных лет была известна своим жизнелюбием и оптимизмом. В школе она всерьёз мечтала о карьере балерины. Уже почти собрала документы в балетную школу, как вдруг узнала: пенсионный возраст у танцовщиц наступает всего в 30 лет. Такая короткая сценическая жизнь Сашу совсем не устраивала — и она сделала выбор в пользу театрального училища.

Впрочем, этот путь для неё был вполне естественным. Отец — Иван Назаров, заслуженный артист РСФСР, мать тоже связана с театром. В такой творческой семье другой дороги, казалось, и быть не могло.

"Любимая"

Пока однокурсники строили амбициозные планы — кто-то мечтал о мировой славе, кто-то о признании на просторах Советского Союза, девушки представляли себя в бликах рампы — Александра мечтала совсем о другом. Её заветной целью был Центральный детский театр, где работал режиссёром Анатолий Эфрос — человек, которого обожали дети и уважали в театральной среде. Именно там она видела своё настоящее призвание.

Александра не была застенчивой или нерешительной — она вполне могла просто прийти в театр и прямо сказать: «Попробуйте меня на роль». Но увы, не всё зависело от характера или таланта. Главным препятствием на пути в столичный театр для девушки оставалась, казалось бы, прозаическая, но непреодолимая на тот момент проблема — отсутствие московской прописки. Саша прекрасно знала жёсткие реалии времени: никакой, даже самый выдающийся дар, не откроет двери без заветной штампованной строки в паспорте.

"А если это любовь?"

А ведь имя её уже звучало в профессиональной среде. В 1961 году Александра Назарова снялась в фильме «А если это любовь?», который стал заметной вехой в её творческой судьбе. Именно на съёмках этой картины она встретила Юрия Приходько — механика съёмочной группы. Молодой человек был буквально очарован Сашиным живым, светящимся взглядом и искренней, жизнерадостной натурой.

Влюблённый Юрий оказался не только романтиком, но и человеком дела. Узнав, что из-за отсутствия прописки Александра не может устроиться в театр, он предложил ей выйти за него замуж и прописаться в его квартире.

"Горизонт"

Юрий боготворил Александру. Его чувства были глубокими, искренними и, как оказалось, непреходящими. Когда она, увлёкшись другим — тоже Юрием, — ушла, Приходько не смог пережить потерю. Он не высказывал обид, не устраивал сцен, просто молча принял её решение. Но, по словам близких, его сердце так и не оправилось.

Его жизнь оборвалась внезапно — тяжёлый диагноз, рак, и скорый, безнадёжный уход. После смерти Юрия Александра долго не могла простить себе тот давний выбор. Её терзало ощущение, что именно тот импульсивный поступок положил начало череде трагедий в её жизни. Как будто где-то нарушился тонкий внутренний баланс — и дальше всё пошло наперекосяк.

Позже она признавалась, что, возможно, их с Юрием брак был обречён с самого начала — в нём не было главного, о чём они оба мечтали: детей. Эта тишина в доме, этот неразделённый родительский потенциал будто подтачивали их союз изнутри, несмотря на любовь и заботу.

"Тропинины"

С новым браком у Александры всё быстро пошло наперекосяк. Второй Юрий — Михайлов, врач-реаниматолог, — оказался человеком, мягко говоря, не склонным к семейной жизни. Даже после рождения их сына Мити он не оставил привычку пропадать по вечерам в шумных компаниях. А вскоре исчез вовсе — собрал вещи и уехал в ФРГ, оставив Александру одну с маленьким ребёнком.

Иногда он присылал деньги, но их едва хватало на самые необходимые нужды. Стабильной поддержки не было. Чтобы как-то справиться, Александра отдала сына сначала в круглосуточный детский сад, а позже — в английскую школу-интернат. А сама принялась работать не покладая рук. Она соглашалась практически на все предложения — роли в театре, съёмки в кино, озвучка, реклама. Любая возможность заработать становилась шансом удержать на плаву их крошечную, но настоящую семью.

"Мелодия на два голоса"

Увы, все усилия Александры, её жертвы и бессонные ночи не были оценены сыном. Повзрослев, Митя не увидел за маминым трудоголизмом заботу — наоборот, он упрекал её в холодности, в недостатке внимания и любви.

Митю мотало по жизни, как осенний листок по ветру. Сначала было ПТУ, потом — внезапный отъезд в Испанию. Там он устроился работать на парковке, но мечтал вовсе не о карьерных вершинах — скорее, о беззаботной жизни на пособие по безработице. Тем временем в Москве случилась трагедия: бывшего мужа Александры, отца Мити, убили. Это был страшный удар, но актриса приняла непростое решение — не сообщать сыну о гибели отца. И это еще сильнее осложнило ее отношения с Митей.

"Земля моего детства"

Не найдя себя ни в профессии, ни в деле, которое могло бы его увлечь, Митя решил сконцентрироваться на личной жизни. Он женился, вскоре в семье родилась маленькая девочка — Сашенька. Александра Ивановна, надеясь, что рождение дочери изменит сына, пошла на очередную жертву: она отдала молодой семье свою скромную двухкомнатную квартиру, а сама переехала в съёмную однушку неподалёку. Ей казалось, что так Митя, наконец, почувствует опору, оценит заботу и возьмёт на себя ответственность.

Но надежды вновь не оправдались. Сын продолжил метаться в поисках себя, не задерживаясь ни в семье, ни в работе. А однажды просто исчез — ушёл и не вернулся.

Что произошло с Митей — актриса до конца не раскрыла даже самым близким. Говорила лишь, что он связался с опасной компанией и погиб: то ли оказался жертвой драки, то ли его погубили запрещенные вещества.

"Громовы"

Примерно в то же время из жизни внучки исчезла и её мать. Женщина отдала двухлетнюю Сашеньку в детский дом и пропала — бесследно и, как оказалось, навсегда.

Так кроха осталась совсем одна — осиротевшая при живой матери, потерявшая отца. Но не навсегда. Бабушка, Александра Назарова, не раздумывая ни минуты, встала на защиту внучки. Она была готова на всё, лишь бы забрать малышку к себе.

Актриса ходила по инстанциям, обивала пороги, писала заявления, собирала бесконечные справки. Ей отказывали — мол, возраст неподходящий, здоровье, профессия — всё против неё. Говорили: найдём приёмную семью помоложе, где у ребёнка будет «будущее». Но Александра стояла насмерть. В конце концов ей поверили.

"Последняя минута"

«Я бы умерла без внучки или сошла бы с ума. Я внучке и мама, и сестра, и подружка», – признавалась актриса.

Но даже на съёмочной площадке, когда улыбка всё ещё держалась на лице, Александра всё чаще ощущала, как силы покидают её. Боль в теле, слабость, усталость — всё это нарастало, и вместе с ним в сердце просыпался страх. Радость бабушкиного счастья постепенно вытеснялась тревогой: хватит ли ей времени, а главное, сил?

Назарова курила много, почти беспрерывно — дымила, как паровоз. Когда приступы кашля становились невыносимыми, она уходила в сторону, подальше от глаз, чтобы никто не видел, как трудно ей становится дышать. А потом… снова закуривала, вдыхая дым, который медленно, но верно разрушал её изнутри.

"Точки опоры"

Проблемы с лёгкими начались у неё давно. Но лечиться всерьёз актриса не могла — не было времени. Она жила и работала на износ, надеясь на одно: чтобы дыхания хватило ещё хотя бы на несколько лет. До тех пор, пока Сашенька не вырастет, не встанет на ноги.

О будущем для себя Александра уже не думала. Она просто хотела выполнить свою последнюю миссию — вырастить внучку, дать ей всё возможное, а потом… спокойно отпустить её в большую взрослую жизнь. Александра Ивановна заранее все завещала Сашеньке — квартиру, дачу, машину, и определила ей опекунов из числа родственников.

-12

В последние годы жизни Александра Назарова почти полностью сосредоточилась на дубляже — голос стал её главным рабочим инструментом, последним якорем в профессии. Но судьба нанесла самый жестокий удар: незадолго до смерти актриса перенесла операцию на горле и почти полностью утратила голос.

В июле 2019 года её госпитализировали. Диагноз оказался суровым — полиорганная недостаточность. Из больницы она больше не вернулась.

В августе 2019 года Александры Назаровой не стало. Но её голос, её роли, её невероятная внутренняя сила — остались. И будут жить в памяти зрителей.

Load More Related Articles