Актерская карьера Александры пришлась на 1980–1990-е годы, период, когда режиссеры часто делали акцент на внешности актрис. Ее эффектная красота стала одновременно преимуществом и ограничением — во многих фильмах того времени ей приходилось сниматься в откровенных сценах, что отчасти заслонило ее настоящий талант.
Однако за рамками таких ролей оставался ее несомненный актерский потенциал. Одной из немногих картин, где Александра смогла раскрыть свое мастерство, стал фильм «Ночные забавы». В этой работе она не только играла наравне с ведущими советскими актерами, но и доказала, что способна на глубокие и выразительные роли.
Причины эмиграции и жизнь сегодня
Александра Колкунова родилась 16 ноября 1969 года (сейчас ей 55 лет) в семье театральных актеров — Михаила Колкунова (1943–2011) и Елены Кайранской (1942–2019). Ее родители, хотя и играли в московских театрах, не достигли широкой известности. Отец в конце 1960-х исполнял несколько главных ролей, а также снялся в эпизоде фильма «Назначаешься внучкой» (1975).
С детства Александра была погружена в театральную среду, буквально взрослея за кулисами. Эта атмосфера сформировала ее мировоззрение — она никогда не рассматривала для себя иного пути, кроме актерской профессии.
Александра впервые привлекла внимание кинематографистов еще в школьные годы. В возрасте 15 лет она дебютировала в кино, сыграв небольшую, но запоминающуюся роль красавицы Светы в перестроечном фильме «Танцы на крыше» (1985). Ее героиня стала объектом симпатии застенчивого главного героя, и именно с этой работы начался ее путь в кино.
Интересно, что уже в первой роли Александре пришлось сниматься в откровенной сцене — эпизоде переодевания после купания в озере. Однако в 1985 году подобные моменты снимали крайне деликатно: сцену сняли в темноте, скрыв детали за силуэтами деревьев, и зрители могли разглядеть лишь очертания фигур Александры и других актрис.
После удачного дебюта юную актрису стали активно приглашать в новые проекты. Режиссеры видели в ней воплощение образа «девушки эпохи Перестройки» — свободной, дерзкой, иногда циничной. Уже в 1987 году, когда Александре было всего 17 лет, на экраны вышли три важные для ее карьеры картины.
В драме «Мужские портреты» она сыграла ученицу ПТУ, лидера класса, которая ради развлечений и модных вещей готова на рискованные связи со взрослыми мужчинами.
В фильме «Сын» Александра предстала в образе нагловатой девушки, манипулирующей главным героем — юным художником.
А в драме «Запомните меня такой» она воплотила роль бунтующей дочери, протестующей против двойной жизни матери. Здесь же состоялся ее творческий дуэт с Антоном Андросовым (Плюмбум) — еще одной яркой звездой перестроечного кино.
Эти роли закрепили за Александрой амплуа «дерзкой красавицы», но в то же время продемонстрировали ее актерскую многогранность.
В ранних фильмах Александра появлялась с естественными темными волосами, но вскоре кардинально изменила имидж, превратившись в эффектную блондинку с рыжеватым оттенком.
Актриса сознательно отказалась от поступления в театральный институт — в конце 1980-х ей и так поступало множество предложений о съемках, и будущее казалось многообещающим. Однако советский кинематограф в этот период стремительно трансформировался, предъявляя новые требования к молодым актрисам.
Главным условием для привлекательных актрис стало полное отсутствие комплексов. Александра оказалась востребована именно в таких ролях, и одна за другой стали выходить картины с ее откровенными сценами.
В исторической драме «Султан Бейбарс» (1989) она предстала в образе рабыни-наложницы. В криминальной ленте «Кодекс молчания»(1989) сыграла девушку легкого поведения.
В скандальной картине «Мир в другом измерении» (1990) изобразила воспитанницу детдома, танцующую обнаженной ламбаду в переполненном вагоне электрички
В шпионском триллере «Неизвестные страницы из жизни разведчика» (1990) воплотила образ роковой соблазнительницы;
В комедии «Болотная street, или Средство против с*кса» (1990) появилась в эротической сцене в ванной.
В авантюрной ленте «Алмазы шаха» (1992) сыграла любовницу главного героя-афериста.
Похожие типажи она воплощала в фильмах «Фанат-2» (1990) и «Похитители воды» (1992). Последнюю картину, один из самых нелепых образцов российского кинематографа 1990-х, создатели, кажется, снимали исключительно ради демонстрации сцен с обнаженной Колкуновой, включая эпизод ее купания в море без купальника.
Этот период карьеры прочно закрепил за актрисой амплуа с*кс-символа, хотя и ограничил диапазон ее актерских возможностей.
К сожалению, на фоне многочисленных откровенных сцен, мало кто обращал внимание на настоящий актерский талант Александры. Между тем, она обладала выразительным, запоминающимся голосом и характерным прищуром глаз, которые при грамотном использовании могли стать ее визитной карточкой как актрисы.
Особая благодарность в этом отношении принадлежит знаменитым советским режиссерам Владимиру Краснопольскому и Валерию Ускову (авторам таких классических картин как «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень»), которые разглядели в Александре драматическую актрису и предложили ей главную роль в фильме «Ночные забавы» (1991).
Эта картина по праву считается одним из последних шедевров советского кинематографа. История девушки, брошенной возлюбленным и неожиданно заставшей мать с любовником в отсутствие отца, была сыграна Александрой с потрясающей глубиной. Ее партнерами стали мэтры советского кино: Евгений Евстигнеев, Ирина Алферова, Альберт Филозов и Валентин Гафт, что сделало фильм поистине культовым.
Режиссерский дуэт пригласил актрису еще раз — в 1996 году она снялась вместе с Никитой Джигурдой в исторической эпопее «Ермак». Эта роль стала для Александры последней в кинематографе — по крайней мере, на сегодняшний день.
В 1995 году актриса вышла замуж за американца и переехала в США. Брак быстро распался, но возвращаться в Россию Александра не стала — возможно, потому что российский кинематограф 1990-х находился в глубоком кризисе.
Впоследствии она дважды выходила замуж, получила американское гражданство и нашла себя в неожиданном бизнесе — открыла сеть магических салонов. Гадания, снятие порчи, привороты и другие эзотерические услуги, хорошо оплачиваемые и не поддающиеся проверке, стали ее новым призванием.
Неизвестно, верит ли сама Александра в магию, но факт остается фактом — и американцы, и русскоязычные эмигранты охотно пользуются ее услугами, что позволяет ей жить вполне обеспеченно. Она воспитала трех дочерей, изредка посещает Россию и больше не вспоминает об актерской карьере.
Жизнь Александры сложилась вполне успешно и без кинематографа, доказав, что талантливая личность может реализовать себя в самых разных сферах.