Актриса, способная одной фразой «поставить на место» главу государства

Выдающаяся советская актриса театра и кино Фаина Раневская не соответствовала общепринятым представлениям о красоте в своей внешности, но она была умна, невероятно вынослива и талантлива. Фаину Георгиевну помнят не только по запоминающимся ролям второго плана, но и по её острому чувству юмора. Её крылатые афоризмы по-прежнему популярны, и заставляют улыбаться и преодолевать жизненные неурядицы. Фаину Раневскую боготворили и боялись одновременно, ведь она могла одной фразой «поставить на место» даже главу государства, но за твёрдым характером и философским взглядом на жизнь мало кто мог распознать одинокую и ранимую душу.

Настоящее имя актрисы было Фанни Гиршевна Фельдман. Она родилась 15 [27] августа 1896 года в Таганроге, где богатая еврейская семья Фельдманов жила в собственном большом доме. Кроме Фанни, в семье было ещё четверо детей: сестра Изабелла Фельдман и три брата — Яков, Рудольф и Лазарь (умер в раннем возрасте). Мама заботилась о детях и домашнем хозяйстве, потому что отец был бизнесменом, владельцем лакокрасочного завода, и большую часть времени проводил за ведением своего дела.


Фаина Раневская в молодости. Изображение из интернета*

Фанни росла застенчивой и неуверенной в себе девочкой. Поскольку она заикалась, у неё было мало друзей среди сверстников, а братья постоянно дразнили. В Мариинской женской гимназии, куда её отправили учиться, Фанни чувствовала себя настолько неуютно, что умоляла родителей забрать её из школы, потому что не могла учиться под насмешками сверстниц. Её родители согласились, и Фанни получила хорошее домашнее образование: она много читала, занималась музыкой и изучала иностранные языки. Для девочки были наняты учителя, которые занимались с ней индивидуально, и она смогла развиться в образованную девушку и обрести уверенность в себе.

Когда ей было 13 лет, она посетила спектакль «Вишневый сад». Она была так впечатлена спектаклем, что всерьёз заинтересовалась театром, сдала экстерном экзамены в гимназии и начала брать уроки в частной театральной студии А. Ягелло. Окончив студию в 1914 году, Фанни твёрдо заявила своей семье о желании стать профессиональной актрисой. Но её родители решительно отвергли выбор дочери. Отец Фанни посчитал это легкомысленной идеей и сказал, что не даст ей на это ни копейки. Но решимость девушки была непоколебима, и в 1915 году Фанни Фельдман переехала в столицу. Отец разорвал с ней отношения и оставил её без помощи и содержания. Единственные деньги, которые были у будущей актрисы, были тайно переданы ей матерью. Фанни сняла крошечную комнату на Большой Никитской и начала ощущать вкус свободы.

К несчастью, Фанни не приняли в столичные театральные вузы, и ей пришлось подыскивать частную школу. На оплату обучения денег не было, но пропасть девушке не дала знаменитая прима-балерина Большого театра Екатерина Гельцер, познакомившаяся с Фанни после одного из своих выступлений. Что Гельцер увидела в начинающей актрисе, неизвестно, но балерина приютила Фанни у себя дома и пристроила её в подмосковный Малаховский Летний театр, где Фельдман дебютировала на сцене в массовке в постановке Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины». Творческая элита Москвы регулярно собиралась в доме балерины. С лёгкой руки Гельцер Фанни вошла в круг друзей танцовщицы и познакомилась с Владимиром Маяковским, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом и Василием Качаловым, в которого была безответно влюблена некоторое время.


Фаина Раневская. Изображение из интернета*

Когда летний театральный сезон закончился, актрисе пришлось искать другое место работы. Осенью 1915 года молодая Фанни Фельдман подписала контракт с Биржей актёров на работу в керченской труппе Театра мадам Лавровской, которая гастролировала по Крыму и выступала во многих городах региона. Работа в Керчи не задалась, поскольку публика не проявила особого интереса к новой труппе, но именно в этом городе родился псевдоним, который впоследствии стал известен всей стране.

По воспоминаниям актрисы, во время прогулки на горе Митридат она решила пойти в банк с коллегой из труппы Лавровской, чтобы получить тайный перевод от матери. Когда актёры выходили из банка, порыв ветра вырвал все банкноты из рук Фанни. Девушка остановилась, посмотрела на разлетевшиеся купюры и сказала:

Денег жаль, зато как красиво они улетают!
Да ведь вы Раневская! (персонаж пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад») — изумился коллега. — Только она могла так сказать!
И когда пришло время для Фанни Фельдман использовать псевдоним, актриса взяла фамилию чеховской героини.

После работы в Крыму Фаина служила в ряде провинциальных театров. Резкая, прямолинейная, Раневская не терпела неправды, могла резко осадить режиссёра, вследствие чего театры менялись актрисой регулярно (с 1916 по 1929 год Раневская выступала на сцене девяти разных театров). В Ростове-на-Дону Фаина Раневская познакомилась с актрисой Павлой Вульф, которая стала её лучшей подругой и учителем на всю жизнь.

Революция 1917 года принесла Фаине окончательную разлуку с родными — семья Фельдманов эмигрировала в Прагу, не взяв дочь с собой. Но был и счастливый момент — она получила свою первую серьёзную роль в Московском театре актёра в постановке «Роман», где сыграла Маргариту.

После скитаний по театрам различных городов Союза, в 1931 году Раневская поступила в Московский камерный театр, где получила роль проститутки Зинки в спектакле «Патетическая соната». Раневская была настолько убедительна и реалистична в этой постановке, что зрители были поражены её талантом и в столице заговорили о Раневской. Служа в этом театре, Раневская дебютировала в кино в немой ленте «Пышка» (1934), в которой Фаина сыграла госпожу Луазо.


Фаина Раневская. «Пышка» (1934). Изображение из интернета*

В 1935 году Раневская начала успешную карьеру в Театре Красной Армии, где по праву исполняла ведущие роли, а уже в 1937 году получила звание заслуженной артистки РСФСР. За это время вышло две ленты, сделавшие актрису узнаваемой, но всесоюзная слава пришла к Раневской после выхода в 1939 году фильма «Подкидыш», в котором она сыграла начальственную Лялю, держащую в узде тихого мужа Мулю. Её коронная фраза из фильма «Муля, не нервируй меня» стала достоянием всей страны. Даже Леонид Брежнев, награждая актрису орденом Ленина в 1976 году, вместо приветствия сказал: «Вот идёт наша «Муля, не нервируй меня!»». Фаина ответила, что эту фразу ей выкрикивают либо мальчишки, либо уличные хулиганы. Генеральный секретарь смутился и извинился перед своей любимой актрисой.


Фаина Раневская. «Подкидыш» (1939). Изображение из интернета*


Фаина Раневская. «Человек в футляре» (1939). Изображение из интернета*

Во время Великой Отечественной войны Раневская была актрисой Театра драмы, который эвакуировали в Ташкент. Фаина бесстрашно и самоотверженно выступала перед солдатами и офицерами на прифронтовой полосе, за что получила медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».


Фаина Раневская. «Мечта» (1941). Изображение из интернета*

Фаина Раневская. «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1941). Изображение из интернета*

Фаина Раневская. «Небесный тихоход» (1945). Изображение из интернета*

Фаина Раневская. «Рядовой Александр Матросов» (1947). Изображение из интернета*

После войны талантливая актриса начала свою карьеру в Театре имени Моссовета, которым руководил Юрий Завадский. Отношения в этом театре были не самыми лучшими. Часто возникали скандалы, нередко вызванные произволом Раневской, не принимавшей творческое видение главного режиссёра. Так сыграв эпизодическую роль в спектакле «Шторм», Раневская полностью изменила её на свой лад, так что своей игрой затмила даже исполнителей главных ролей, из-за чего в итоге лишилась роли. Но, несмотря на конфликты и ссоры, Раневская проработала в этом театре почти 25 лет. Здесь её карьера достигла своего пика, и здесь она сыграла свои самые важные роли. Именно здесь она превращалась в миссис Сэвидж и Люсю Купер, вызывая бурные аплодисменты и восторг зрителей.


Фаина Раневская. Спектакль «Странная миссис Сэвидж». Изображение из интернета*

Не прекратилась и кинокарьера артистки. После возвращения в Москву ей предложили роль Мамаши в «Свадьбе» Исидора Анненского. Её партнерами по фильму стали блистательные актёры Е. Гарин, З. Федорова, М. Яншин, В. Марецкая и М. Пуговкин.


Фаина Раневская. «Свадьба» (1944). Изображение из интернета*

В 1947 году Раневская получила колоритную роль мачехи в фильме «Золушка» режиссёра Надежды Кошеверовой. Сценарист Евгений Шварц написал эту роль специально для Раневской. Он позволил актрисе самой интерпретировать роль, привносить свои шутки и фразы. Раневская считала эту роль самой удачной за всю свою карьеру в кино. Советский фильм «Александр Пархоменко» режиссёра Леонида Лукова получил не менее положительные отзывы. В нём Фаина Георгиевна сыграла тапершу ресторана, которая поет романс «Пусть летят и кружатся пожелтевшие листья…», аккомпанируя себе.


Фаина Раневская. «Александр Пархоменко» (1942). Изображение из интернета*

Фаина Раневская. «Золушка» (1947). Изображение из интернета*

Фаина Раневская. «Весна» (1947). Изображение из интернета*

В 1961 году Фаина Раневская была удостоена звания народной артистки СССР. Последняя работа Раневской в кино — фильм «Сегодня новый аттракцион», в котором актриса сыграла директора цирка, последнее появление на телеэкране было в телеспектакле «Дальше — тишина…» (1978).


Фаина Раневская. «Лёгкая жизнь» (1964). Изображение из интернета*

Фаина Раневская. «Сегодня — новый аттракцион» (1965). Изображение из интернета*

Фаина Раневская. Телеспектакль «Дальше — тишина» (1978). Изображение из интернета*

Помимо театра и кино Фаина Георгиевна снялась в двух эпизодах киножурнала «Фитиль», а также озвучивала мультфильмы. Её голосом говорят Фрекен Бок из мультфильма «Карлсон вернулся» и Бабариха из «Сказки о царе Салтане».


Фаина Раневская. Киножурнал «Фитиль». «Не поеду!» (1965). Изображение из интернета*

За свою карьеру Раневская сыграла около 300 ролей на театральной сцене и около 25 — на киноэкране. Хотя большинство из них были ролями второго плана, актрисе удалось сделать их яркими и запоминающимися. Актёрское мастерство Фаины Раневской сделало её известной далеко за пределами Советского Союза, но публика по-настоящему полюбила актрису не за это.

Особое чувство юмора актрисы на протяжении всей её жизни было невероятно остроумным и философски глубоким. Часто артистка отпускала едкие шутки (нередко с нецензурной бранью), и доставалось всем, независимо от звания и должности. На упрёки в свой адрес Раневская отвечала: «Лучше ругаться матом и быть хорошим человеком, чем тихой, воспитанной тварью». Многие высказывания актрисы (как и приписываемые ей) стали крылатыми фразами, которые и по сей день появляются в публикациях интернет-сообществ о жизни великих людей. Но она также шутила о своей собственной сложной жизни: — «Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга “Судьба-шлюха”» — говорила Фаина Георгиевна.

Такая книга все-таки появилась, но была написана другим автором, Дмитрием Щегловым, на основе заметок и дневников артистки. В этом издании нет популярных сегодня цитат Раневской, скорее оно описывает одинокую и трудную жизнь женщины, которая так и не смогла построить счастливую семейную жизнь.

Несмотря на огромную популярность, Раневская была одиноким человеком — она не была замужем и не имела детей. Мужчинам Фаина не доверяла из-за разбитого в юности сердца. В основном из-за «отчуждения от мужчин», хотя в её окружении были друзья мужского пола, вокруг актрисы, было много сплетен и домыслов о её сексуальной ориентации и любовных связях с другими известными актрисами. В 1960-х годах её родная сестра Белла переехала к ней, чтобы провести одиночество с родственником после смерти мужа. Однако вскоре и она заболела и умерла. Единственным живым существом, которое скрашивало её одиночество в старости, была дворняжка по кличке Мальчик, которую она подобрала на улице.


Фаина Раневская. Изображение из интернета*

Народная артистка СССР Фаина Георгиевна Раневская умерла 19 июля (по другим источникам — 20 июля и 20 июня) 1984 года в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и воспаления лёгких, не дожив чуть меньше месяца до своего 88-летия. Похоронена актриса на Ново-Донском кладбище.

Незадолго до смерти Фаина Георгиевна с горьким сарказмом писала: «Когда я умру, похороните меня и напишите на памятнике: «Умерла от отвращения», но организаторы похорон так делать не стали. Фаину Георгиевну похоронили под обычным надгробием с фигуркой любимой собаки на нём.

Прошло почти сорок лет со дня смерти великой актрисы, но благодарная публика помнит и любит её. Возле дома, где она родилась, установлен памятник. На самом доме установлена мемориальная доска. В Москве и Симферополе на домах, где она жила, установлены мемориальные доски.

Каждый год в Таганроге отмечают день рождения актрисы, а в 2008 году в память о Раневской был проведён театральный фестиваль «Великая провинция». Её имя носит астероид и театр комедии в Москве. В Таганроге и Тюмени есть кафе и рестораны, названные в честь Фаины Георгиевны. Изображения Фаины есть на марках, конвертах и открытках. В последние годы городские художники в Таганроге и Омске создали граффити с её портретом.

В память о Раневской написаны стихи и песни, её цитируют в Интернете и с высоких трибун. Для миллионов зрителей она навсегда останется смешной и немного грустной, великой и неповторимой актрисой Фаиной Раневской.