Сыграв коварную Пистимею Морозову в фильме режиссеров Валерия Ускова и Владимира Краснопольского «Тени исчезают в полдень», Александра Завьялова сразу обрела и всесоюзную известность, и людскую ненависть. Ее словно прокляли в письмах за образ, созданный великолепно, профессионально, талантливо.
Все в ее жизни пошло наперекосяк. Рухнула карьера, улетучилось женское счастье, настигло материнское горе. Грустной и беспросветной была большая часть ее жизни. Еще более страшным и нелепым оказался уход — погибнуть от рук собственного сына, даже врагу никто не пожелает.
Немного о детстве
Будущая актриса появилась на свет 4 февраля 1936 г. в Тамбовской области в селе Титовка. С детства девочка выделялась своенравным характером, упрямством. Она не стала прислушиваться к совету родителей, которые рекомендовали ей стать педагогом или врачом. С детства была влюблена в сцену, играла в школьном драмкружке, поэтому решила учиться актерскому мастерству.
Из родной деревни Александра уехала в Петербург, где с легкостью поступила в театральный институт Островского.
Карьера в кино и театре
Получив диплом, молодая актриса поехала работать в белорусский город Брест. Именно туда ее отправили по распределению. Александра сразу получила роли в спектаклях. Коллеги восхищались ее красотой и талантом.
Александра полюбила театр и не собиралась сниматься в кино. Сама ролей не искала, от предложений отказывалась. И все же Александр Зархи смог уговорить девушку сняться в его фильме «Люди на мосту», доверив ей сыграть главную героиню — мастера-подрывника Лену. В этом проекте вместе с Александрой снимались Василий Меркурьев, Наталья Медведева, у которых ранее уже были главные роли.
С легкой руки Зархи Александра попала в мир киноиндустрии, хотя сама об этом не мечтала. Ей стали предлагать роли другие режиссеры. Скоро в фильмографии актрисы появились кинопроекты:
«Алешкина любовь»
«Ждите писем»
«Хлеб и розы»
«Сергей Лазо»
«Встреча у старой мечети»
«Клятва Гиппократа» и другие.
Актриса настолько понравилась зрителям, что ее стали приглашать и в другие проекты, не связанные с кино. Ее лицо появилось на обложке американского журнала Life, ее приглашали встречать делегатов из зарубежных стран.
Впереди актрису ждало новое предложение — сыграть в фильме «Тени исчезают в полдень». При ее характере и актерском обаянии Александре удалось перевоплотиться в отрицательную героиню — единственную дочь богатого золотопромышленника Серафиму Клычкову. Актриса прожила на экране жизнь героини с 17 до 70 лет. Даже волосы седые на голове появились, настолько отдалась она съемкам в свои 35 лет.
Это была 13-ая кинороль актрисы. Именно она поставила крест на ее карьере. Зрители обрушили на Завьялову шквал негатива. Они присылали на киностудию обвинительные письма, высказывали ей слова укора при встрече. О ее заслугах словно забыли. Для всех Завьялова стала камнем преткновения. После этого культового фильма актриса перестала интересовать режиссеров.
Еще один фильм появился в ее копилке 20 лет спустя. Она получила небольшую роль в «Белых одеждах» — сыграла роль секретарши Раечки. Ей было 55+. Выглядела артистка прекрасно!
Больше предложений не было. Все знали о тяжелом душевном состоянии актрисы.
Личная жизнь
Первым супругом Александры Завьяловой стал художник Дмитрий Бучкин, с которым она была знакома еще со студенческих времен. Их роман начался во время ее съемок в первых фильмах. После свадьбы она покинула Брест и переехала к мужу в Петербург.
Скоро в семье родилась дочь Таня.
Молодая мамочка не могла сниматься часто, но от работы она не отказалась. Приглашали ее и на встречи зарубежных делегаций. На одном из таких приемов актриса познакомилась с американским бизнесменом. Отелло Черезолли был владельцем пароходной компании. Ухаживал очень красиво, но ничего не обещал. Влюбленность прошла, едва успев начаться. Его департировали из страны, обвинив в шпионаже.
Семейные отношения дали трещину. Супруги решили расстаться.
Потом она встретила режиссера Резо Эсадзе. Он снял ее в дипломной короткометражке «Фро».
Он влюбился в актрису, как многие мужчины. Но она не подпускала его близко. Да и Таня к маминому другу не питала теплых чувств и не шла на сближение. В итоге актриса и режиссер расстались, он уехал из Ленинграда.
Александра хотела вернуться к Дмитрию, но он не готов был простить ей измены. А вот с дочерью у него сложились теплые отношения. Некоторое время она даже жила в его доме.
После фильма «Тени исчезают в полночь» актриса перестала сниматься. Она родила второго ребенка в 1976 г. Об отце мальчика никому не говорила. Потом его усыновил Дмитрий Бучкин.
Петю мама очень любила. Она ни в чем ему не отказывала. То ли на фоне этой большой материнской любви заботы, то ли от невостребованности в профессии, то ли от пережитого стресса на съемках «Тени исчезают в полдень» Александра Семеновна стала впадать в депрессию, терять рассудок. Чтобы прийти в себя, ложилась в психиатрическую клинику. Мальчишка в это время находился в Доме малютки.
Пройдя очередной курс лечения, актриса оформила справку об инвалидности. При наличии психических расстройств она не могла работать на «Ленфильме». Пришлось уволиться.
Александра Семеновна забыла о себе. Он знала только Петра. Пока дочь не была замужем, помогала им по хозяйству. Потом Таня создала свою семью и отдалилась от проблем мамы и брата.
А Петр катился вниз. Он пил все больше, забирал у матери пенсию, но та не видела его недостатков. Так и жили, перебиваясь на одну пенсию. Это привело в конце концов к трагедии. Будучи пьяным, Петр убил маму. Он не понимал, как это случилось, но раскаялся и сознался в совершенном преступлении. Суд отправил его на 8 лет в тюрьму. Сестра потеряла мать, но не отказалась от брата. Она навещает его и ждет освобождения. Может быть теперь он изменится в память о любимой маме?
Похоронили 79-летнюю Александру Завьялову в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище. Она не дожила 2 дней до 80-летнего юбилея.