Актриса Мария Бабанова: чужая сенсация сделала ее знаменитой

На счету актрисы Марии Бабановой всего четыре полноценных роли в кино, однако, она стала легендой при жизни благодаря выступлениям на театральной сцене.

Ее семью нельзя причислить к интеллигенции, и родители актрисы никак не были связаны с театром. Ее мама — Екатерина Васильевна Прусакова происходила из замоскворецких купцов. Она вышла замуж по любви за крестьянского сына Ивана Ивановича Бабанова.

Мать Ивана Ивановича была цыганкой, поэтому у отца актрисы бал красивая и благородная внешность. Он был человеком скупым и экономным. Прусаковы приняли его в семью с условием, что он оставит работу токарем на заводе и будет трудиться в одном из семейных магазинов. Иван Иванович не хотел менять профессию, но из любви к Екатерине Васильевне согласился.

В 1900 году у пары родилась единственная дочь Мария. В купеческой семье она никогда не чувствовала себя комфортно, с детских лет тянулась к искусству, любила спорт и была ребенком свободным. Как тяжело ей было, когда родители заставляли ее часами вышивать.

В училище Московского общества распространения коммерческого образования, которое заменяло Марии Бабановой школу, она ходила с большим удовольствием, ведь помимо уроков здесь она занималась волейболом, футболом и играла в пинг-понг.

На утренниках она часто читала стихи и срывала овации однокурсников и преподавателей. Однажды ей дали главную роль в школьной постановке. Но перед премьерой она переволновалась и заболела.

Училище Мария окончила в 1915 году, после чего сначала поступила на естественное отделение Коммерческого института, а потом перевелась на Высшие женские курсы.

Революция и падение монархии многое изменили в жизни семей Бабановых и Прусаковых. Имущество у них конфисковали, и Иван Иванович вернулся на завод, где стал простым рабочим.

Мария же поступила в школьный отдел Наробраза, и вскоре вышла замуж, правда, семья ее об этом узнала только через месяц. Ее супруг – выходец из еврейской семьи, где часто вели беседы об искусстве, театре.

Однажды к ним в дом приехала известная актриса Елена Грановская. Услышав хрустальный голос Марии Бабановой, она вынесла вердикт: «С таким голосом нужно выступать в театре!»

Бабанова этому совету последовала и в 1919 году поступила в театральную студию Художественно-просветительского союза рабочих организаций, которой руководил Федор Комиссаржевский, брат знаменитой актрисы Веры Комиссаржевской. Он был одним из лучших театральных деятелей той эпохи.

Здесь же занимался будущий актер Игорь Ильинский, с которым Бабанова сыграла в постановке «Свадьба Фигаро». Ей досталась роль Фаншетты, ему – ее дяди, садовника Антонио.


Всеволод Мейерхольд

Вскоре Комиссаржевский уехал в Британию, а в Москву из Новороссийска в этот момент вернулся известный театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. Он возглавил театральный отдел Наркомпроса, «Театральный Октябрь» и Театра РСФСР Первый.

Сначала Бабанову брали в массовку, однажды дали реплику. Достойных ролей здесь ей не давали, и она ушла из Наркомпроса, вслед за Мейерхольдом, который постепенно лишился всех перечисленных должностей.

В 1922 году Всеволод Эмильевич переходит в Государственные высшие режиссерские мастерские, сокращенно тогда они назывались ГВЫРМ. Туда же идет и Бабанова, правда, взяли ее не сразу, посчитали, что учить ее просто нечему.


Молодой Игорь Ильинский, который через много лет сыграет Серафима Огурцова в «Карнавальной ночи»

Но она уговорила взять ее, и сразу получила главную роль Стеллы в студийной постановке «Великодушный рогоносец». И тут она снова играла вместе с Игорем Ильинским. Эта роль сделала ее знаменитой.

Дело в том, что сама постановка эта взорвала театральный мир. Потому что Мейерхольд применил новый подход – превалирование движения в игре актера над переживанием. Это стало сенсацией, которая сделала ее знаменитой. А ведь в постановке «Великодушный рогоносец» Мария Ивановна играла единственную героиню с чувствами и переживаниями.

После этого у Марии Бабановой началась совершенно другая жизнь с постоянными репетициями, выступлениями и гастролями. Брак ее в этот момент распался, она жила работой.

В том же 1922 году актриса вместе с Мейерхольдом переходит в Театр Революции. Большая часть театральной жизни Марии Ивановны пройдет именно на этой сцене.

Талант Бабановой после первого спектакля «Доходное место», где она сыграла глуповатую девушку Полю Кукушкину, высоко оценили критики и зрители.