Вадим Медведев должен был стать мегазвездой в отечественном кинематографе. Этому способствовало буквально всё: его аристократическая внешность, потрясающе красивое лицо, высокий рост, отличная фигура, хорошо поставленный голос, многогранность таланта — он легко играл как романтических героев, так и циников и предателей. Наконец, его просто обожали поклонницы, причём, не только советские. Как-то ему написала письмо американская миллионерша, приславшая со вполне очевидными намерениями план расположения своей виллы. Но его карьера киноактёра резко оборвалась, когда в дело вмешалась любовь. Но обо всём по порядку.
Будущий актёр родился 28 апреля 1929 года в курортной Ялте. Кстати, при рождении ему дали имя Владимир — Вадимом он стал гораздо позже. Едва он окончил начальную школу, как началась война. Его мать вместе с ним эвакуировалась на Урал, а оттуда они в 1943 году переехали в Москву. Семья жила бедно, поэтому после окончания восьмилетки юноша начал искать себе работу. Поначалу он перебивался случайными заработками, но как-то однажды увидел объявление, что только что организованному Московскому драматическому театру (сейчас это Театр на Бронной) требуются актёры во вспомогательный состав. Медведев, ещё школьником мечтавший о сцене, решил попробовать свои силы и, к собственному изумлению, был принят. Правда, вскоре он понял, что навыков игры в школьном драмкружке для настоящей работы актёром недостаточно и поступил в студию при Московском камерном театре, где его педагогом был знаменитый Александр Таиров.
Медведев успел окончить в 1949 году эту студию — до того, как Таирова обвинили в формализме и безыдейности, а Камерный театр закрыли. В том же 1949 году Медведева призвали в армию. Он к тому времени успел жениться и очень хотел остаться служить в Москве — в Центральном театре Красной армии. Но его направили в Театр группы советских войск в Германии. Молодая жена трёхлетнюю разлуку не собиралась выдерживать и вскоре подала на развод. А Медведев, демобилизовавшись, даже не стал возвращаться в Москву и уехал в Ленинград, где его ждала вторая жена. Её звали Александра, и в феврале 1951 года у них родился первенец, которого назвали Вадимом.
В конце 1952 года Медведев стал актёром Ленинградского академического театра драмы имени Пушкина — так называлась нынешняя Александринка.
Леонид Вивьен, бывший тогда художественным руководителем Пушкинского театра, и другие режиссёры использовали талант Медведева вовсю. К слову, тогда он и стал не Владимиром, а Вадимом. Орсино в «Двенадцатой ночи» по пьесе Шекспира, Ведерников в спектакле «Годы странствий» Алексея Арбузова, Алексей Иванович в «Игроке» по Достоевскому, Хэппи в «Смерти коммивояжера» Артура Миллера — Вадим Медведев блистал в самых разных амплуа.
А вскоре состоялся и его дебют в кино. Правда, почему-то в фильме «Римский-Корсаков», снятом режиссёрами Геннадием Казанским и Григорием Рошалем, его фамилии в титрах нет, хотя роль — оперного певца, исполняющего роль Садко в одноимённом произведении Римского Корсакова — довольно большая по экранному времени.
Возможно, как раз потому, что в первом фильме, в котором снялся Медведев, не было его фамилии в титрах, многие энциклопедии, включая Википедию, дебютной картиной актёра называют драму Иосифа Хейфица «Большая семья». Вадим Медведев сыграл в ней одного из братьев Журбиных — Антона. Фильм в 1955 году был показан на Каннском фестивале, и Вадим Медведев, в числе других актёров, снявшихся в картине, стал лауреатом этого кинофестиваля в номинации «Лучший актёрский ансамбль».
После «Большой семьи» предложения от кинорежиссёров накрыли Медведева подобно цунами. За шесть лет он снялся в тринадцати полноформатных художественных фильмах. Да, не всегда роли были главными. Например, в «Кортике» его героя убивают в самом начале. Но с этого убийства завязывается весь сюжет.
А, например, в экранизации «Двенадцатой ночи», поставленной Яном Фридом, он играл уже знакомую ему по театру роль герцога Орсино — и это была главная роль в фильме. Фильм вышел на экраны в 1955 году и стал одним из лидеров советского проката. А к Медведеву пришла популярность.
В том же, 1955 году, он снялся в ещё одной экранизации, сыграв итальянского революционера Джованни Боллу в драме Александра Файнциммера «Овод». Фильм посмотрели почти сорок миллионов кинозрителей, что явилось третьим показателем среди всех кинокартин, показанных в СССР в том году.
Порой режиссёры, возможно, наступая на горло собственной песн, давали Медведеву роли не положительных красавцев, а красавчиков-негодяев. Так поступил, например, Исидор Анненский, снявший актёра в своей мелодраме «Екатерина Воронина». В этом фильме Медведев сыграл майора-фронтовика, предавшего женщину, его полюбившую.
Но чаще всё же герои Медведева были не просто положительными, но просто мужчинами, которым хотелось подражать. После съёмок в трилогии «Хождение по мукам», где он сыграл Ивана Телегина, наверное, в Советском Союзе не было женщин, не влюбившихся как в его персонажа, так и в самого актёра. Его дочь Ирина вспоминала, что поклонницы буквально осаждали двери их квартиры. Порой приходилось даже вызывать для них кареты скорой помощи.
А в 1958 году на экраны вышел фильм-опера «Евгений Онегин», в котором главную роль также сыграл Вадим Медведев. Правда, партии Онегина в фильме исполнял солист Большого театра Евгений Кибкало, но поклонников актёра (и, особенно, поклонниц) это не сильно волновало — слава актёра достигла своего пика. Его друг Рудольф Фурманов вспоминал:
А когда на экраны страны вышел «Евгений Онегин», эта популярность переросла всякие разумные пределы. Помнится, во Пскове чересчур рьяные поклонницы в припадке восторга подняли машину, в которой сидел Вадим, и перенесли её на довольно приличное расстояние.
И вот на пике этой славы и популярности Медведев сыграл свою последнюю главную роль в кино. Это была роль советского разведчика Гончаренко, заброшенного в Германию под именем барона Генриха фон Гольдринга. Фильм «Вдали от Родины» снял режиссёр Алексей Швачко, премьера состоялась летом 1960 года, он занял второе место по количеству зрителей — его посмотрело почти 42 миллиона человек. Казалось бы, впереди у Вадима лишь весьма радужные перспективы.
Но в это время Медведев вдруг влюбился. Причём, влюбился так, что ушёл от жены, официально с ней разведясь. А его избранница, тоже замужняя дама, бросила ради него своего мужа. Эту избранницу звали Валентина Ковель. Она тоже была актрисой Пушкинского театра, правда, пришла в него за несколько лет до Медведева. К слову, она была и старше Вадима — официально на шесть лет, но поговаривали, что на самом деле год её рождения не 1923-й, а 1921-й. Внешностью она тоже особо не отличалась. Острослов Александр Белинский — тогда режиссёр Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, друживший, наверное, со всеми актёрами Ленинграда, написал по этому поводу эпиграмму:
Онегин, я скрывать не стану,
Как я безумно хохотал,
Когда ты Ларину Татьяну
На Вальку Ковель поменял…
Скандал был неимоверный — любимец советского народа продемонстрировал этому самому народу, что для нет нет ничего святого. На него пытались воздействовать через партком и профком, но всё было тщетно — в прежнюю семью он возвращаться не собирался. Возможно, если бы Медведев не был бы столь популярен, то и не было бы такого ажиотажа вокруг, в общем-то, банального события. Ну, мало ли актёров расходится и сходится… Но его популярность сыграла с ним очень злую шутку. О том, что знаменитый Медведев бросил жену и детей узнала сама Екатерина Фурцева, бывшая тогда министром культуры СССР. И потребовала наказания.
Пожелания министров тогда (да, думаю, и сейчас) выполнялись мгновенно. Режиссёры перестали приглашать Медведева в свои картины. Как раз в это время Сергей Бондарчук проводил отбор актёров для своей эпопеи «Война и мир» и незадолго до этого события договорился с Медведевым, что тот придёт на пробы на роль Анатоля Курагина. Медведев на пробы пришёл, но в роли ему было отказано — она досталась в итоге Василию Лановому.
А вскоре скандал принял какой-то безумный оборот — коллегам Медведева по театру, Валентине Ковель, самому актёру потоком пошли анонимные письма с самым гнусным содержанием. Их было огромное количество, но почти все были написаны детским почерком. В конце концов, Медведев и Ковель обратились в милицию, и аноним вскоре был вычислен. Им оказалась школьная учительница, страстно желавшая вернуть актёра в прежнюю семью. Но когда Ковель спросила, как её накажут, то выяснилось, что та уже сама себя наказала. Причём, очень жестоко — она, поняв, что скоро всем всё станет известно, выпила смертельную дозу снотворного, оставив предсмертную записку:
Я плевала в их сторону, а плевки возвращались ко мне. Я хотела сделать хуже им, а навредила только себе…
Медведева практически перестали снимать. А если ему и доставалась роль, то это это были лишь небольшие эпизоды. Так, он сыграл у Григория Козинцева в «Гамлете» незначительного персонажа — Гильденстерна, хотя с его талантом он мог быть в этом фильме кем угодно.
По большому счёту, в это время у него оставался практически лишь театр. Он много играл в одних постановках со своей любимой женщиной. Но и в Пушкинском у него постепенно начались проблемы. Он, конечно, продолжал оставаться ведущим артистом театра, а в августе 1964-го даже получил в честь своего 35-летнего юбилея первое почётное звание — Заслуженного артиста РСФСР. Но уже в следующем году ему был объявлен выговор — тоже первый в его карьере актёра. Формальный повод был — он 25 декабря 1965 года не явился на репетицию «Смерти коммивояжёра». При этом пьесу он знал наизусть. Спектаклей с его участием ставилось всё меньше, Медведев даже начал зарабатывать тем, что ездил по школам и предприятиям на так называемые «встречи со зрителями», за что получал, разумеется, определённый гонорар. Как рассказывал его постоянный партнёр и импресарио Рудольф Фурманов:
В то время наша концертная деятельность напоминала жизнь маленькой бродячей труппы. Ни о какой машине и речи не могло быть. Шли, как говорила Валя, «от ёлочки к ёлочке». И концерты давали, по её же выражению, «за деньги, зубы и аборты». Не было ни одного санатория или дома отдыха в пределах Ленинградской области, где бы мы не побывали с концертами…
Впрочем, когда Медведев уже ушёл из Пушкинского в БДТ к Товстоногову, он продолжил встречи со зрителями, которые по-прежнему организовывал Фурманов.
И, да, в 1966 году Вадим Медведев и Валентина Ковель перешли в Большой драматический театр тогда ещё имени Горького. И в первом же спектакле они сыграли вместе. Это был спектакль «Традиционный сбор» по пьесе Виктора Розова. Спектакль имел успех у зрителей, как, впрочем, и большинство последующих, в которых играл Медведев.
Надо сказать, что Товстоногов и другие режиссёры почти перестали эксплуатировать внешние данные актёра, а сделали акцент на его умение перевоплощаться. Его герои уже не обладали картинной внешностью — судья Ляпкин-Тяпкин в «Ревизоре», Шмиц в спектакле по пьесе Макса Фриша «Бидерман и поджигатели» или Микич Котрянц в «Хануме» уж точно не были красавцами. К слову, когда актёр ещё не попал в немилость, то порой переживал, что его снимают в кино исключительно из-за внешности и часто говорил:
Опять за рожу в кино взяли.
Но если Товстоногов мог себе позволить давать большие роли Медведеву — в конце концов, Фурцева в БДТ если и бывала, то очень не часто — то кинорежиссёры по-прежнему делать это опасались. После попадания в опалу до самой смерти министра культуры в октябре 1974-го Медведев — за почти пятнадцать лет — сыграл в кино лишь несколько крошечных ролей, самой значительной из которых была роль Сиднея Джорджа Рейли в приключенческом фильме «Заговор послов», снятом Николаем Розанцевым на Рижской киностудии.
И лишь после смерти Фурцевой Медведеву была предложена большая роль в телевизионном сериале «Рождённая революцией». Он блестяще сыграл Нила Алексеевича Колычева — старого следователя российского имперского сыска.
Из крупных ролей, которые ещё успел сыграть Медведев, конечно же, стоит отметить его Микича Котрянца в «Хануме». Спектакль БДТ, перенесённый на плёнку, до сих пор вызывает массу эмоций у зрителей.
Потом была ещё небольшая роль в «Осеннем марафоне» Георгия Данелии.
И последняя значительная роль, которую сыграл Вадим Медведев — это Сергей Петрович Железнов, муж Вассы Железновой в драме «Васса» Глеба Панфилова. Вот тут уж точно нельзя сказать, что «за рожу взяли».
Последние картины, в которых снимался Медведев, как-то не очень отложись в памяти. Хотя в той же «Последней дороге», снятой Леонидом Менакером по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Александр Пушкин», задействовано целое созвездие отечественных актёров — от Иннокентия Смоктуновского, Андрея Мягкова и Ирины Купченко до Александра Калягина, Риммы Марковой и Михаила Глузского. Не затерялся на их фоне и Вадим Медведев, сыгравший друга поэта Петра Вяземского.
И, наконец, последний фильм Вадима Медведева — телевизионный сериал совместного, советско-болгарского производства, «Большая игра». Он вышел на экраны уже после смерти актёра. Его фамилия в титрах была обведена траурной рамкой…
При всех своих аристократических повадках и внешности английского лорда Медведев любил и умел работать руками. Одним из его увлечений, например, была реставрация старинной мебели. Занимался он этим в собственноручно оборудованной мастерской, где поставил токарный и фрезерный станки. А другой его страстью были катера. Первый он купил, когда ещё служил в Пушкинском театре. Произошло это довольно случайно и неожиданно, быть может, и для самого актёра. Он с Фурмановым и другими актёрами был с концертом в Кронштадте. Тогда на «Большую землю» оттуда можно было добраться лишь морем. И артисты решили возвращаться на небольшом шестивёсельном яле, который Медведев решил купить у местного моряка. А потом он сам (правда, не без помощи того же Фурманова) надстроил каюту и, назвав свой катер «Авансом», пускался на нём в разнообразные, порой весьма рискованные путешествия. Кстати, название придумала Ковель — ремонт и усовершенствование катера делалось на деньги, отложенные с авансов. А потом был «Павел Петрович». Медведев так назвал свой второй катер в память об отце Валентины Павловны, расстрелянного в феврале 1938-го. На этом катере довоенной немецкой постройки была прекрасная каюта, отделанная красным деревом. Кататься на нём любила вся труппа БДТ, в том числе и сам Товстоногов. А третий свой катер Медведев назвал «Амуром». Артист купил его в конце 1987 года и мечтал дойти на нём летом до своего домика, находящегося в месте впадения реки Свирь в Ладожское озеро. Своё предстоящее путешествие в разговорах с друзьями он называл «Амурской дорожкой»…
В середине восьмидесятых Вадим Медведев пережил инфаркт. А в 1987 году у БДТ был запланирован большой гастрольный тур. Сначала в Сибирь, а оттуда в Индию. Актёра отговаривали от поездки, но он давно хотел побывать в Индии, да и деньги были ему не лишние. Его коллега, актёр Владимир Рецептер рассказывал:
У Вадима был тяжелый инфаркт и ему не велели в гастроли, но он сказал — «Поеду!». Cначала в Омск, затем в Индию, куда ему очень хотелось, но было не надо.
В Бомбее идет спектакль, видно, что Вадиму плохо, а когда выходил со сцены, то в глазах было страшное, когда видишь, что у него впереди — подлянка.
Вернулись домой, cлава богу, показалось, что все нормально. Сыграли вместе с Валей Ковель «Смерть Тарелкина», шли домой и, вдруг, ему сделалось плохо. Cкорая довезла до дома, ему сделали уколы, а Валя вышла в кухню… И вот она выходит с вопросом:
— Будешь чай пить или кофе?
А ей говорят:
— Он умер…
Нельзя было ему колоть чего-то, а ему это вкололи.
Вадим Александрович Медведев умер в ночь на 2 марта 1988 года от аневризмы аорты. Ему было всего 58 лет. Его похоронили на Большеохтинском кладбище — на «Амурской дорожке».
Валентина Павловна рассказывала:
Когда Вадима отпевали, я очень плакала в церкви. Ко мне подошла старушка:
— Кого хоронишь?
— Мужа.
— Сколько прожили?
— Двадцать пять лет.
— Счастливо прожили?
— Очень счастливо.
— Так что же ты плачешь?
А через девять лет — в ноябре 1997-го — здесь же упокоилась и Валентина Ковель. Летом 2014 года умерла Александра Ивановна — мать детей Медведева Ирины и Вадима. Её прах был также захоронен рядом с актёром.
Кто пешком, а кто в карете с юных лет
Все спешат на этом свете, на тот свет.
Наша жизнь что день весенний, коротка.
От крестин до погребенья, два шага!