За что коллеги невзлюбили Элину Быстрицкую; почему она ушла из большого кино и доживала свой век в одиночестве

У нее было две черты, которые отличали ее от сонма милашек-актрис, которые мечтали окрутить режиссера или хотя бы его ассистента.

Первая черта – это аристократическая красота, которая выделяла ее из типажа советского кино 60-х (нарочито «миленькая» внешность, как у звезд тех лет – Фатеевой, Кустинской, Марченко, Варлей и др). И вторая черта – характер под стать внешности – своенравный, горделивый. Словно бы даже артистократический, как и ее внешность.

4 апреля родилась Элина Быстрицкая (1928-2019), актриса с непростым, мягко скажем, характером.

4 апреля родилась Элина Быстрицкая (1928-2019), актриса с непростым, мягко скажем, характером.

***

4 апреля 1928 года в еврейской семье врача-инфекциониста Авраама Пейсаховича и его супруги Эсфири Исааковны родилась дочь. Родители дали ей имя Эллина; из-за опечатки паспортистки одна буква л потерялась. Отец желал, чтобы дочь пошла по его стопам и поступила в мед, но военные годы наложили свой отпечаток: девушка поработала санитаркой в эвакуационном госпитале. После этого для себя поставила на медицине крест.

Итак, Элина стала студенткой Киевского театрального института.

И тут надо понимать, что профессия артиста подразумевает умение подстраиваться под людей. Под сварливых коллег, под властных режиссеров, под болтливых газетчиков, да даже под зрителей, которые редко обладают чувством такта и лезут обниматься при встрече.

У Элины этого умения подстраиваться под людей не было от слова «совсем».

Если ей что-то не нравилось, она могла свободно влепить пощечину. Никогда не молчала на подколки, всегда могла за себя постоять.

Когда в Киевском институте она зарядила пощечину одному из уважаемых педагогов, ее попросили перевестись в Харьковское училище (кстати, там примерно в тот же период и Гурченко училась). На такое предложение Быстрицкая заявила, что она утопится в Днепре.

Вот такой характер у нее был уже в студенчестве.

Товарищи создали вокруг Элины Авраамовны «вакуум»: никто даже не хотел садиться рядом с ней на занятиях.

Товарищи создали вокруг Элины Авраамовны «вакуум»: никто даже не хотел садиться рядом с ней на занятиях.

***

В современном мире такое поведение психологи бы назвали «умением отстоять свои границы». Я думаю, гораздо хуже быть мямлей и не уметь постоять за себя. А у Быстрицкой было наоборот: ее проблемой стало умение постоять за себя слишком хорошо. В 50-е гг в Советском Союзе такой вот индивидуализм играл против своей обладательницы.

На общем собрании девушку исключили из комсомола, сокурсники устроили ей бойкот, ждать хорошего распределения не приходилось.

Распределили Быстрицкую в Херсонский драматический театр. Главреж Павел Морозенко назначил ей личную встречу в ресторане, куда Элина идти отказалась, а на следующий день пошла в Министерство образования, где попросила другое назначение. Ей отказали.

Тогда Элина пошла ва-банк, в тайне ото всех добилась прослушивания у режиссера Завадского, благо его театр Моссовета гастролировал в тот момент в Киеве. Завадский пригласил Быстрицкую в Москву, но вовремя подсуетившиеся сокурсники Элины накатали ему письмо, выставив в нем девушку почти сумасшедшей.

То есть вы представляете, Элина была еще по сути никому неизвестной выпускницей, а вокруг нее уже такая опала была и ее настолько топили ее «товарищи».

Театральная биография Элины Авраамовны началась в Вильнюсе.

Театральная биография Элины Авраамовны началась в Вильнюсе.

***

Перепуганный Завадский отказал.

Гонимая ветрами судьбы Быстрицкая очутилась в Вильнюсском русском драматическом театре.

Отдельно стоит написать о конфликте с Сергеем Бондарчуком. Элина в своей манере дерзко ответила ему еще в студенческие годы (когда снималась в Киеве в эпизодической роли в фильме «Тарас Шевченко» (1951):

«Он себе что-то позволил, я сейчас уже даже не вспомню, что именно. А я огрызнулась. И все, больше ничего. Может быть, у Бондарчука после этого появились какие-то подспудные мысли  — точно сказать не могу».

Когда их снова свела судьба, Бондарчук уже имел вес в кинематографе. И он прекрасно помнил Элину и ее характер. Съемки «Неоконченной повести» (1954), в которой Быстрицкая и Бондарчук сыграли влюбленных, напоминали военные действия. Элина рыдала и ставила условия режиссеру, Бондарчук по-мужски презрительно молчал.

Эти двое изводили друг друга так интенсивно, что Эрмлер принял решение снимать их поврозь.

Эти двое изводили друг друга так интенсивно, что Эрмлер принял решение снимать их поврозь.

***

Бурную деятельность Быстрицкая развернула в борьбе за роль Аксиньи в «Тихом Доне» (1958) удивительным образом обойдя, ладно бы Эмму Цесарскую, но и саму Нонну Мордюкову! Быстрицкая напросилась на пробы сама, и Герасимов счел их неудачными. Продавил кандидатуру Быстрицкой сам Шолохов. Как сказала Быстрицкая: «Благодаря его слову, вопрос отпал».

Так что характер характером, гордость гордостью, а когда ей было выгодно, она умела и просочиться куда надо, и заступников-благодетелей найти.

Мордюкова не простила Аксиньи Быстрицкой, прошипев на премьере: «А ты все-таки сыграла, проклятая!»

Элина Быстрицкая (Аксинья), оператор Владимир Рапопорт, актер Петр Глебов (Григорий Мелихов), режиссер Сергей Герасимов на съемках фильма «Тихий Дон». 1958 год

Элина Быстрицкая (Аксинья), оператор Владимир Рапопорт, актер Петр Глебов (Григорий Мелихов), режиссер Сергей Герасимов на съемках фильма «Тихий Дон». 1958 год

***

Это забавно, но после выхода «Тихого Дона» Быстрицкая поссорилась и с Шолоховым, которому начала регулярно выговаривать за его пьянство, а его эти поучения раздражали. Прояви она жизненную мудрость в духе «Ну да, Шолохов пьет, зато он мне выбил самую кассовую роль в моей жизни, так может я ему не буду диктовать, как ему жить?», все могло бы сложиться иначе.

Потом выплыл на свет конфликт с Людмилой Хитяевой. Насмешничала Быстрицкая и над Петром Глебовым, который играл Григория Мелехова. Он ей, видите ли, стариком казался.

У нее было две черты, которые отличали ее от сонма милашек-актрис, которые мечтали окрутить режиссера или хотя бы его ассистента.-6

***

В 1960 году на съемках фильма «Русский сувенир», в котором партнершей Быстрицкой по съемкам стала признанная звезда Любовь Орлова, разгорелся новый конфликт. Элина заявила, что Любовь Орлова слишком стара для ее роли, что игра Орловой тяжкое зрелище.

С 1967 по 1990 Быстрицкая не снималась вообще. Хотя на кинокарьере де-факто был поставлен крест, у нее оставался театр; там она тоже проявляла характер, и когда в 1988 руководителем стал Юрий Соломин, он оставил ее без ролей.

Кирилл Лавров должен был жениться на Элине Быстрицкой, как поговаривали в кулуарах. Но ее мужем стал другой мужчина.

Кирилл Лавров должен был жениться на Элине Быстрицкой, как поговаривали в кулуарах. Но ее мужем стал другой мужчина.

***

Всю жизнь на Быстрицкую заглядывались другие мужчины. Но и в этой сфере жизни она проявляла принципиальность: раздавала пощечины приставучим, надоедливым мужчинам.

27 лет мужем Быстрицкой был сотрудник Министерства внешней торговли СССР Николай Кузьминский. Он баловал жену: у нее были любые заграничные наряды, косметика, аксессуары. Развод состоялся в 1985 году. Принципиальная Быстрицкая не смогла простить мужу измены.

Детей она из-за тяжелого военного детства иметь не могла, новой семьи после развода создать не получилось.

Знакомые Элины Авраамовны уверены, что, ограничив круг общения актрисы, Софья Шегельман совершила роковую ошибку.

Знакомые Элины Авраамовны уверены, что, ограничив круг общения актрисы, Софья Шегельман совершила роковую ошибку.

***

В последние месяцы за артисткой ухаживала ее сестра Софья Шегельман, уволившая сиделок родственницы и ее помощницу Ксению Рубцову, обвиняемую в воровстве. Шегельман де-факто погрузила свою сестру в информационный вакуум, который был для Элины Авраамовны тяжелее всего и, скорее всего, ускорил ее кончину.

Load More Related Articles