В 1975 году киностудия «Мосфильм», главная киностудия страны, праздновала 50-летие. К этому событию готовились загодя, к празднику в производство запустили несколько картин, но, как оказалось,, среди них были и не самые удачные. Кинокритик Валерий Кичин в журнале «Искусство кино» писал:
«Ещё шли съёмки, а на студии уже избегали говорить о будущих лентах. Я собира тогда материалы для журнального репортажа к юбиле «Мофильма», был у меня длинный список «рекомендованных объектов» — ни «Северная рапсодия», ни «Большой аттракцион» там не значились. О них если и упоминали, то мельком, «под занавес», когда хотели показать, что на студии не забыты жанры популярные, любимые: музыкальная комедия, эксцентрическая комедия, эстрада, цирк…».
О «Северной рапсодии» (1974) я уже писала, а сегодня речь пойдёт о фильме «Большой аттракцион» (1975), который сами авторы определили как «музыкальную цирковую фантазию».
Кадр из фильма «Большой аттракцион»
Сценарий написали сценарист Александр Басаргин и режиссёр Виктор Георгиев, который потом и ставил картину. Как понятно из названия, речь шла о цирке.
Сценарий «Большого аттракциона» писался под конкретную актрису и стал фактически её бенефисом.
Это была Наталья Варлей, которая к тому времени уже была всесоюзной кинознаменитостью, но первой её любовью был цирк. Именно там, в московском Цирке на Цветном бульваре, очаровательную хрупкую эквилибристку заметил режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич и пригласил её сняться в фильме «Формула радуги» (1966). Но, конечно, известность, популярность и симпатии зрителей Наталье Варлей принесла студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица Нина из комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967). Спустя почти десять лет Наталья Варлей в «Большом аттракционе» вернулась на цирковую арену уже как киноактриса.
Сюжет «Большого аттракциона» оригинальным назвать сложно:
амбициозная талантливая Даша Калашникова мечтает выступать в цирке, хотя её дедушка, с которым она и живёт, категорически против. Но Даша — не из тех, кто легко сдаётся.
Кадр из фильма. Наталья Варлей в роли Даши Калашниковой и Гунар Цилинский в роли Максима Зарубина
Она и в самом деле попадает в цирк. но уборщицей, и в этом качестве знакомится с Максимом Зарубиным, воздушным гимнастом, истинным профессионалом, артистом и наставником, влюблённым в цирк (и, разумеется, просто красавцем). Знакомство, как водится, начинается со скандала. но потом Максим смог разглядеть в Даше не только дерзкий характер, но и удивительные способности. Правда,, мешать их сотрудничеству будут цирковой администратор и соблазнительная журналистка, но Даша своего добьётся и станет звездой акробатического номера «Полёт к звёздам».
Кадр из фильма. Наталья Варлей
Как уже говорилось выше, роль Даши изначально предназначалась Наталье Варлей и практически каждую минуту она на экране присутствует. Роль Зарубина получил латвийский актёр Гунар Цилинский.
Кадр из фильма. Гунар Цилинский
Интересно, что первую по-настоящему крупную и прославившую его роль он сыграл всё у того же Виктора Георгиева в его дебютной работе «Сильные духом» (1967) и теперь их сотрудничество продолжилось (правда, говорит актёр узнаваемым голосом Анатолия Кузнецова. Что, впрочем, очень органично).
Кадр из фильма. Евгений Моргунов и Савелий Крамаров
Но самое главное достоинство «Большого аттракциона» — это уникальный ансамбль актёров второго плана, где большая часть имён — это цвет советского кино. Евгений Моргунов в роли администратора (кстати, почти каждая его реплика достойна стать крылатой фразой), Савелий Крамаров в роли помощника администратора, Георгий Вицин в роли телережиссёра,
Кадр из фильма. Георгий Вицин
Сергей Мартинсон в роли дедушки Даши,
Кадр из фильма. Сергей Мартинсон
а ещё Татьяна Пельтцер, Александр Лебедев, Владимир Грамматиков, Николай Горлов.
Кадр из фильма. Татьяна Пельтцер
Появились в кадре настоящие цирковые — фокусник Арутюн Акопян и Борис Амарантов.
Одну из последних ролей в советском кино (небольшой эпизод) сыграл тут Борис Сичкин, но в титры не попал.
Кадр из фильма. Майя Менглет
И отдельно о той самой эффектной и пронырливой красотке-журналистке Марина, которая пытается обольстить Зарубина. В этом образе — Майя Менглет, которая выглядит тут просто роскошно. Оператор Эра Савельева снимала актрису в самых выгодных ракурсах, что, видимо, вряд ли было сложно при такой внешности. Снова присоединюсь к тем, кто считается, что Майя Менглет очень похожа на Софи Лорен. Но попробуйте-ка узнать её в парике блондинки (в фильме есть сюжетный поворот, когда Марина становится блондинкой).
Кадр из фильма. Как вам такая Майя Менглет?
Почему-то и Майя Менглет тоже получила другой голос, за неё говорит коллега Клара Лучко.
Снимали «Большой аттракцион» в Калинине (сейчас город носит историческое название Тверь), основной «ареной» съёмок стала арена местного цирка. Осенью 1974 года съёмки в основном завершили, ещё несколько месяцев ушло на монтаж и озвучку, весной 1975 года начался прокат.
Надо сказать, что зрители фильм принимали неплохо, возможно, из-за громких имён на афише. Кстати, забавный факт: Наталья Варлей, Евгений Моргунов и Георгий Вицин, как известно, вместе снимались в легендарной «Кавказской пленнице» и снова встретились на площадке. Но удивительно, что в фильме о цирке не появился третий участник «гайдаевской троицы» Юрий Никулин, который был настоящим артистом цирка.
В отличие от зрителей критики «Большой аттракцион» громили. Фельетоны и статьи высмеивали банальность сюжетных поворотов, вторичность образов и увлечение режиссёра внешней яркостью при отсутствии смысла. При этом похвал удостоилась Наталья Варлей, которая, по мнению киноведов, наконец оказалась на своём месте. Валерий Кичин, слова которого приведены в начале, писал, что актрисе
«… ещё не выпадал случай так полно и так многообразно раскрыть на экране своё дарование. Вот настоящая «звезда» для музыкального эксцентрического фильма, где арсенал исполнителей не может ограничиваться только чисто актёрским умением, где нужно петь, танцевать, где нужно двигаться музыкально и пластически совершенно, где необходимы мастерство акробата и выразительность мима».
Сейчас «Большой аттракцион» почти забыт, несмотря на участие в нём знаменитостей. Это лёгкая, незатейливая картина, от которой не стоит ожидать глубоких мыслей, это просто фильм-развлечение. К числу шедевров его определённо не причислить, но возможность встретиться с замечательными актёрами, которые не умели работать плохо, всегда приятна.
А какой ваш любимый фильм о цирке?