Историю про пассажирский автобус сценарист Грэм Йост придумал после просмотра приключенческого боевика «Поезд-беглец». Однако киностудиям первоначальный вариант текста показался скучным. И даже после серьезной доработки сценария никто не верил в успех проекта. Режиссеры находили его скучным. Считали, что кино обязательно провалится в прокате, и отказывались его ставить, а актеры – не хотели сниматься. И все же в 1993 году проект был запущен в производство. Давайте вспомним, как создавали это ураганное кино.
1. От режиссерского кресла отказались Квентин Тарантино, Ренни Харлин, Джон МакТирнан. Последний вместо себя предложил своего оператора Яна де Бонта. Мол, в режиссуре новичок – что с него взять. А от главной мужской роли один за другим отказались практически все «крутые парни» тогдашнего Голливуда – от Шварценеггера и Сталлоне до Ван Дамма и Микки Рурка. Из всех претендентов оставался только Киану Ривз, за плечами которого был лишь один кинохит –«На гребне волны».
2. Однако и Киану Ривзсогласился сниматься не сразу. Полицейский Джек Трэйвен в первом варианте сценария был слишком похож на Джона Макклейна из «Крепкого орешка». Ривз совершенно не горел желанием играть копию и настоял на переделке текста. Для окончательной шлифовки сценария продюсеры пригласили Джосса Уидона. Так в тексте появились финальные сцены в метрополитене. Диалоги стали содержательными и с легким юмором. Злодей в исполнении Денниса Хоппера вышел не карикатурным, а вполне реалистичным, А персонаж Киану Ривза из бунтаря превратился в добропорядочного стража порядка, который просто хотел спасти людей.
3. Чтобы лучше подготовиться к своей роли, Ривз два месяца посещал спортзал и тренировался с настоящими спецназовцами. Актер, как мы знаем, предпочитал носить длинные волосы. Но Ян де Бонт попросил его коротко подстричься. Так, мол, он лучше войдет в образ полицейского. Недолго думая, Киану взял да и побрился наголо. Когда об этом узнали продюсеры, то устроили режиссеру разнос. В таком виде актера было не узнать. Хотели даже, чтобы Ривз снимался в парике. Но пока шли подготовки к съемкам, волосы актера успели немного отрасти.
4. Долго искали и актрису на главную женскую роль. Вначале предполагалось, что за рулем автобуса будет афроамериканка. На эту роль приглашали Холли Берри. Но та отказалась от участия в проекте. Сандру Буллок утвердили буквально за пару недель до начала съемок. Причем, актриса ради фильма прошла специальные курсы и действительно умела водить автобус.
5. Большую часть трюков Киану Ривз исполнил самостоятельно. В том числе знаменитый прыжок из «Ягуара» в автобус на ходу. Сам актер вспоминал об этой сцене так: «Постановщик трюков и режиссер досконально проработали ситуации, где я выглядел в большой опасности. И позволили мне сделать много трюков самому. Это было весело». Зато режиссеру было совсем не до смеха, когда он увидел, как актер чуть не упал во время прыжка.
6. Сандра Буллок реально управляла автобусом лишь в нескольких сценах – там, где требовались крупные планы. В остальных сценах за нее это делал каскадер. Для него оборудовали специальное место на крыше. Это сделали для безопасности съемочной группы. Продюсеры и режиссер рассудили, что девушка просто не сможет удержать тяжелую махину на поворотах. На колесах установили специальные устройства, чтобы машина могла заваливаться набок и при этом не опрокинуться.
7. Основные съемки проходили в окрестностях Лос-Анджелеса, на пересечении шоссе I-105 и I-110, возле многоуровневой пятиярусной развязки, которая в то время только достраивалась. Оживленные дорожные сцены снимались с нескольких дублей. И каждый раз, после очередного неудачного дубля все автомобили возвращали на исходные позиции. По воспоминаниям режиссера, это стало настоящим «логистическим кошмаром».
8. Ян де Бонт хотел сделать свой фильм максимально реалистичным. Поэтому практически все эпизоды снимались живьем. Спецэффекты же использовались лишь по мере производственной необходимости. Во время съемок были задействованы одновременно пять-шесть, а иногда и десять камер. На съемки эпизода в аэропорту, когда автобус заезжает на взлетную полосу, а позади него взлетает самолет, потратили 50 (!) дублей.
9. Знаменитый прыжок через дорожный пролет изначально в сценарии отсутствовал. Ян де Бонт придумал эту идею прямо по ходу съемок. Сцену снимали на дорожной развязке. Для прыжка построили трехметровый трамплин, вдоль дороги расставили камеры. Автобус оборудовали мощными амортизаторами, «усадили» внутрь манекенов, а кресло водителя отодвинули как можно дальше внутрь кабины. Каскадера, севшего за руль, закрепили эластичными ремнями во избежание травм.
10. Прыжок сняли за два дубля. В первом дубле автобус прыгнул немного мимо трамплина и неудачно приземлился. Для съемок он уже был непригоден. Во втором дубле машина пролетела дальше, чем рассчитывали киношники. Часть камер была уничтожена. Зато уцелевшие – сделали свою работу на отлично. Получился один из самых волнующих моментов фильма. Несуществующий же дорожный пролет потом дорисовали с помощью компьютерной графики. Всего в течение съемок было использовано 13 автобусов.
11. Режиссер категорически не укладывался в бюджет фильма. Кинобоссы до последнего сомневались в успехе проекта и хотели даже свернуть съемки. Но когда черновой вариант продемонстрировали на тестовых показах, то зрители оказались в восторге. При этом эпизоды в метро были лишь анимированными раскадровками. Реакция зрителей убедила продюсеров закончить проект. На съемки финала были выделены дополнительные средства. Но все равно экономили по максимуму. Сцены движения поезда на самом деле снимали в павильоне. А под вагон метро, который в финале вываливается на поверхность, замаскировали один из автобусов.
12. Боевик «Скорость» стал одним из самых кассовых кинохитов 90-х. При производственном бюджете всего в 30 миллионов долларов фильм собрал в мировом прокате 350 миллионов и даже получил два «Оскара» в технических номинациях. Для исполнителей главных ролей Киану Ривза и Сандры Буллок это кино послужило мощным трамплином для их дальнейшей кинокарьеры и стало началом крепкой дружбы. А для нас, зрителей «Скорость» – отличное воспоминание о тех временах, когда фильмы еще снимали по-настоящему, а актеры не боялись рисковать.