Что Хрущев сделал с женой Берия после его расстрела?

Златовласая красавица, была ли она несчастна в доме такого всесильного человека?

Сегодня, дорогие мои читатели, поведаю вам о крайне непростой теме. А именно о судьбе Нино, жене Лаврентия Павловича Берия.

И да, с вашего позволения, склонять мегрельскую фамилию этого политического деятеля не буду — слишком уже мне, выросшему на Кавказе человеку, режут слух все эти склонения Берии, Берией, Берию…

Итак, Нино Гегечкори… Единственная законная супруга Лаврентия Павловича, несмотря на все несметное число приписываемых наркому романов.

То, как и когда юная Нино вышла замуж за Лаврентия — предмет больших споров среди нас, историков. Главная версия такова — женой Берия Нино стала еще в шестнадцать лет. В 1922-м году, когда самому Берия еще едва двадцать два года стукнуло.

Либералы поют, что страшный-ужасный Лаврентий Павлович мол, заманил пришедшую просить за арестованного чекистами брата красавицу к себе в поезд, там в купе жестоко надругался. А потом из жалости женился 🙂
Впрочем, так можно рассуждать лишь по прямой указке из США, где обычаев и нравов нашего Кавказа совсем не знают, увы… За такие дела Лаврентия тогда б в момент пристрелили земляки, не посмотрев ни на какие его регалии.

Слыхал я и версию, что Лаврентий романтично свою Нино выкрал. Увез в горы и там женился. Я, честно, сам в такой легенде тоже прямо сильно сомневаюсь.

В реальности же, скажу вам по секрету, явно все было совсем по-иному. Итак…

Юность аристократки

Наша героиня происходила из княжеского рода Гегечкори. Родилась в 1905-м году недалеко от того самого абхазского селения Мерхеули (მერხეული), откуда происходил родом ее супруг. Принадлежала к той же народности грузин-мегрелов, что и муж.

Еще в пять лет Нино осталась без ушедшего досрочно в мир иной отца. Мать ее содержать семьи не могла. По древней кавказской традиции тогда девочка переехала жить в кутаисский дом родного дяди — старого грузинского большевика Саши Гегечкори. Тогда и познакомилась с Лаврентием.

По одной из версий, Нино впервые увидела будущего мужа арестованным. Рядом с дядей в тюремной камере, когда вместе с тетей принесла туда родственнику передачу…

Маленькая я тогда была. Интересно мне все было, даже в тюрьму с тетей сходить, — вспоминала позже те дни сама Нино. — Там в первый раз Лаврентия в камере и увидела. Я тогда на него внимания не обратила, понятное дело. А вот он меня оказывается хорошо запомнил.

Своевольная свадьба

Так это было или не так, за давностью лет сказать даже мне сложно 🙂 Но факт есть факт — примерно в 1921-м году уже занявший пост в Закавказской ЧК Лаврентий о прекрасной Нино, уже переехавшей с дядей в Тбилиси, вспомнил. И попросил ее руки.

Обворожительная Нино тут же согласилась — скорее всего, жизнь ее в доме сурового дяди явно медом не текла. Тем более что с тетей выросшая крайне своенравной девушка общего языка совершенно находить перестала.

Тетя очень скаредная была. Не покупала мне одежды, запрещала носить красивые туфли, — делилась супруга Берия спустя годы. — Мы частенько с ней ругались. А тут Лаврентий попросил письмом о свидании. Мы встретились в тбилисском парке Надзаладеви. Я этот парк хорошо знала, потому пришла — понимала, что если что, легко тут убегу по тропкам от такого
поклонника назойливого. Но Лаврентий, одетый по последней моде, был невероятно обходителен и подчеркнуто вежлив. Сказал, что любит, хочет жениться на мне. Я подумала и согласилась…

По одной из версий, дядя Нино согласия на брак племянницы не давал. И своенравная племянница вышла замуж самовольно.

Ну а Берия женился на ней целенаправленно — сделать хорошую карьеру в советских госорганах холостому мужику тогда уже не представлялось возможным. Тем более, что готовили Лаврентия к тайной работе резидентом в Бельгии. Ну а протекция влиятельного тестя-большевика очень кстати пришлась для всей карьеры Берия.

Жена наркома

Вот так и стала Нино верной супругой ответственного советского работника, чуть позже поднявшего до высот практического второго человека в стране. Нино, впрочем, все это время предпочитала оставаться в тени влиятельного мужа. Тихо строила семейный быт.

Уже в 1924-м году подарила Лаврентию сына Серго. Не забывала и о собственном образовании — окончила аграрный факультет Тбилисского университета. И в 1938-м вместе со всей семьей Берия, включая его глухонемую сестру и кошку, переехала в Москву.

Обосновавшись на правах хозяйки в шикарном особняке на Малой Никитской, Нино стала супругой наркома внутренних дел СССР, в ведении которого отныне пребывала вся огромная страна… Сама начала работать обычным научным сотрудником в знаменитой Тимирязевской академии.

Великолепная Нино неизменно появлялась рядом с мужем на сталинских приемах, блистая модными нарядами и тонким стилем, светскими манерами, острым умом. Как никак, из «бывших» же — из княжеской породы!

А в 1947-м году дождалась внуков — любимый сын Серго женился на внучке Горького Марфе Пешковой. Нино избежала и страшных репрессий, что задели жен других сталинских наркомов — Молотова, Калинина, Буденного..

Арест коменданта крепости

Но всему счастью пришел конец в 1953-м, когда внезапно умер Сталин. И Берия съели его же недавние соратники, те самые, кого он еще недавно искренне считал совершенно плюшевыми безобидными чуваками. Хрущев и Маленков. Мрачный итог — арест, расстрел…

Нино об аресте супруга поначалу не знала. Вообще не понимала, что творится. Думала, в СССР произошел какой-то белогвардейский переворот.

Но вскоре Нино тоже арестовали — вместе с сыном Серго. Поначалу отправили под домашний арест на подмосковной даче. Затем держали более года в одиночном заключении в Бутырке, ежедневно допрашивали. Держали в холодном карцере, угрожали расстрелом сына.

Ведь Хрущеву как воздух нужна была жена Берия, идущая против своего мужа — это просто невероятный политический козырь, сами понимаете!

Но свою семейную крепость комендант Нино доблестно обороняла до конца — никаких показаний против супруга не дала. Терпела унижения и боль. Спокойно сидела в тюремных застенках, лишь вспоминая прежнюю счастливую жизнь с любимым Лаврентием…

Во всех пытках, расстрелах, в создании ГУЛАГа и репрессиях виноваты были Ежов да Ягода, — твердила Нино. — Мой муж, став наркомом НКВД, в 1938-м репрессии свернул, расстрелы. Много несправедливых переговоров пересмотрел, многих невиновных амнистировал.

Ну что с ней поделаешь-то?

Так ничего не добившись от Нино Хрущев в конце 1954-го велел ее отпустить.

Ну что мол, с ней сделаешь-то — ничего не говорит против гордая грузинка. Да и смысл ее в застенках держать, ведь с Берия самим покончено давно. А сторонников и продолжателей его дел не имеется.

Правда, предусмотрительно отправил Хрущев жену Берия с сыном жить подальше от Москвы — под строгое милицейское наблюдение в Свердловск. Тут на Урале Нино с сыном выдали по полтысячи рублей на нос. И оставили в покое.

Затем с приходом в Кремль Брежнева вдове Берия выписали пенсию, разрешили уехать в родную Грузию. Оттуда Нино уже в преклонном возрасте перебралась в Киев. Где и скончалась в 1991-м году, в почтенном возрасте 86 лет от роду. Успев перед смертью дать большое интервью о знаменитом муже, которым так откровенно восхищалась.

Вот так сложилась непростая судьба верной супруги одного из самых неоднозначных людей во всей нашей недавней истории.

***

Любопытно, что Нино всегда своего супруга до конца жизни оправдывала. Говорила, что не верит ни в какие слухи об его якобы злодействах, об его многочисленных изменах:

Следователи мне заявляли, что мол, муж мне с 760 женщинами изменил. Типа столько женщин назвали себя любовницами Берия. Но мне тогда хочется спросить — а у Лаврентия вообще время на это было-то при его дикой занятости? Муж, если что, одновременно руководил разведкой, контрразведкой, милицией и созданием атомной бомбы… Да, эти 760 женщин работали в его аппарате, муж их обучал, инструктировал, зная каждую по имени. А потом все эти дамы назвались его любовницами. Не могли ж они сказать, что были его стукачками…

Если что, добавлю — более-менее доказан факт наличия лишь одной любовницы Берия. В 1949-м всесильный министр внутренних дел начал сожительствовать с 16-летней Валентиной «Лялей» Дроздовой… Которую поселил в шикарной квартире и на Тверской. И которая в 1950-м подарила Берия дочь Марту.

«Ляля», если кто не помнит, уже в первый же день ареста Берия накатала на него заяву об изнасиловании. Так сама избежала ареста. Но зато вбила лишний гвоздь в крышку гроба Лаврентия Павловича…

Load More Related Articles