Он отправил за «решётку» непутёвого сына и встретил старость в одиночестве : судьба актёра Сергея Мартинсона

Сергей Мартинсон — имя, которое, возможно, не сразу всплывает в памяти, но стоит лишь упомянуть Дуремара из «Золотого ключика» или композитора Керосинова из «Антон Иванович сердится», как перед глазами возникает образ этого удивительного, многогранного актера. Увы, искромётный комик, чьим талантом восхищались даже за границей, сравнивая его с самим Чарли Чаплином, у себя на родине часто оставался недооценённым.

Путь в артисты

Родился Сергей в Петербурге в 1899 году, в семье, где переплелись шведские и русские аристократические корни. Его отцом был барон Александр Мартинсон, человек предприимчивый — владелец карандашной фабрики и торговец драгоценностями и недвижимостью. Мать мальчика была из русского дворянского рода. В их доме собирался цвет петербургской интеллигенции, звучала музыка самого Скрябина. В этой атмосфере и рос маленький Сергей, наблюдательный и артистичный, с ранних лет проявлявший талант к импровизации и перевоплощению.

Творческая искра в нем горела ярко, однако родители видели будущее сына в более «практичной» сфере. Следуя их наставлению он стал студентом Технологического института, но душа Сергея стремилась к сцене. В итоге, повинуясь своему призванию, он поступил в Институт сценических искусств, по окончании которого оказался на сцене знаменитого в те годы театра Мейерхольда. Здесь раскрылся его истинный дар — дар комика.

Роль Хлестакова в постановке «Ревизора» во время парижских гастролей принесла ему настоящий триумф, шквал оваций! За границей его называли не иначе как «советским Чарли Чаплином», а дома, увы, дали клеймо «пустого актера». В 1938-м театр Мейерхольда с его смелыми, сатирическими постановками пришелся не по вкусу властям и оказался закрыт.

Кинематограф открыл для Мартинсона новые горизонты. Начав в конце 20-х с ролей в эпизодах, он в 1939 году явил зрителям Дуремара — образ, который принес ему первый настоящий успех на большом экране.

Затем последовали другие роли, нередко — отрицательных героев. Он частенько играл немцев, и, что примечательно, именно он после Чарли Чаплина осмелился изобразить на экране фюрера, показав его одновременно смешным и вызывающим отвращение.

Нельзя не упомянуть и об участии актёра в озвучивании мультфильмов. Голосом Мартинсона говорят принц Лимон из «Чиполлино», шакал из «Маугли» и многие другие — целая галерея ярких, запоминающихся персонажей.

Звание Народного артиста РСФСР, полученное в 1964 году, стало заслуженной наградой за долгие годы преданного служения искусству.

Личная жизнь

Но за яркими огнями рампы скрывалась полная драматизма личная жизнь. Первый брак с актрисой Екатериной Ильиной оказался омрачён тем, что из четырёх их детей выжила только дочка Анна. Увы этот союз не выдержал испытания временем и распался по причине «отсутствия духовной связи».

Новой избранницей актёра оказалась танцовщица Лола Добржанская. Яркая и весёлая, она обожала шумные компании и имела много друзей среди иностранцев.

Их отношения так и не были зарегистрированы официально, а в 1939 году у пары появился на свет сын Александр. Судьба Лолы оказалась печальной — арест в 1946 году по обвинению в шпионаже и ссылка в лагеря, из которых она уже не вернулась. Их сын, к сожалению вырос избалованным, связался в какой-то момент с дурной компанией и попал в тюрьму, добавив горечи в жизнь отца.

На съёмках кинофильма «Подвиг разведчика» Мартинсон встретил девушку Луизу, ставшую его третьей женой. У супругов появилась дочка Наташа, но к сожалению и этот брак не принёс актёру счастья. После развода Луиза забрала дочь к себе, а Мартинсон подарил им кооперативную квартиру.

Некоторое время вместе с ним жил его сын Александр, однако в конце жизни актёр остался совершенно один.

Из-за напряженного графика работы Сергей Мартинсон упустил из виду сына, который стал жить с ним за его счет и не хотел работать. В конце 70-х, когда актеру было уже 80 лет, Александр начал приводить в квартиру шумных друзей и устраивал дома вечеринки с употреблением горячительных напитков. На попытки отца утихомирить их, Александр запирал его в комнате. Он также воровал у отца деньги на свои нужды, оставляя того в нищете. В 1981 году Мартинсон, не выдержав, по совету своих коллег, обратился в милицию.

Изначально задержанный за тунеядство, Александр в итоге был ещё осужден за грабеж и разбой и приговорен к 4,5 годам лишения свободы. Сергей Мартинсон, желая лишь образумить сына, не ожидал такого поворота событий и винил себя за то, что отправил его за решетку. Актёр был раздавлен последствиями и тяжело заболел, оставшись совсем один.

Обе дочери актёра, Анна и Наталья, эмигрировали в США — Анна в 70-х, Наталья — позже, уже в 90-х.

Анна работала художником на «Мосфильме», но знакомство с режиссером Генрихом Габаем, который предложил ей руку и сердце, всё изменило в её жизни. Он захотел эмигрировать, и она уехала вместе с ним.

Разлука с Анной была для Мартинсона тяжёлым испытанием. Он мечтал увидеть её, но власти постоянно находили повод отказать уже пожилому актёру в выездной визе.

Наталья пошла по стопам отца и некоторое снималась в кино. Она приходила к отцу в гости, но эти визиты были редкими из-за её работы и личной жизни. В 1993 году она, как и её сестра ранее, покинула страну.

Свои последние годы Мартинсон провёл в одиночестве, но до последнего дня ходил на любимую работу. На съёмочной площадке он оставался всё тем же жизнерадостным комиком, скрывая за шутками и смехом собственную печаль. Актёра не стало осенью 1984 года, тогда же на экраны вышел фильм «И жизнь, и слёзы, и любовь», где Мартинсон исполнил свою последнюю роль. Ему было 85 лет. Жизнь, полная взлетов и падений, смеха и слез, оставила после себя яркий след в истории советского кино и театра, а сам Сергей Мартинсон навсегда остался в памяти зрителей как талантливый мастер своего дела.

Load More Related Articles