Этого человека в девяностые знала вся страна. Он изменил телевидение, сделал его более живым и развлекательным. Основанные Листьевым телепередачи: «Поле чудес», «Тема», «Час пик» и «Звёздный час» — собирали у экранов миллионы россиян. Всего за несколько лет Листьев «выстрелил» от рядового журналиста молодёжной редакции до суперзвезды и генерального директора ОРТ — так раньше назывался «Первый канал».
Но падение тоже было стремительным: 1 марта 1995 года 38-летний Влад Листьев погиб от пули неизвестного киллера. Причём это преступление так никогда и не было не раскрыто. Но давайте попробуем разобраться в деталях: кто мог это сделать?
По воспоминаниям друга и коллеги Листьева, Александра Политковского, Влад испытал «головокружение от успехов» и «стал думать, что он неприкасаемый».
«Я говорил: ты ведёшь себя безрассудно. Неосторожность он мог проявлять в любых вопросах. Мог что-то ляпнуть, не думая. Ну и, кроме того, вы поймите, он пользовался огромной популярностью у женщин. Он мог кому угодно перейти дорогу», — отмечает Политковский.
Он считает, что убийство Листьева – это просто случайность. Просто цепь случайных событий, вызванных ощущением собственной вседозволенности и неприкасаемости.
Что ж… В машине Листьева «Форд Мондео» (весьма престижной для 1995 года) под ковриком пассажирского сиденья следователи нашли женское золотое кольцо с бриллиантом — чьё оно, так и осталось неизвестным. Никто из родных украшение не узнал… А ещё – на сиденьях автомобиля нашли следы, так сказать, «определенной близости»…
Но ни для кого это не было новостью – женщины ведь млели и сходили с ума от Влада, от этого интеллигентного, умного, решительного, а главное – успешного и богатого человека.
И он не упускал возможностей воспользоваться этим.
«Слухи про убийство из-за рекламы — глупость. Листьев не мог сам принять решение, что рекламы не будет. Решение на самом деле принимал совет директоров ОРТ», — уверенно заявляет Александр.
По словам Александра Политковского, Листьев, возглавив ОРТ, хотел очистить рекламный рынок, чтобы все стало прозрачно. При этом главой телеканала на совете директоров Владислава назначил Борис Березовский листьев. Листьев был нужен этому известному олигарху в качестве узнаваемого лица, которого народ хорошо знает и любит.
«Листьев был абсолютно управляем Березовским. При этом их отношения были очень тёплыми. Потому выстрелы, прозвучавшие 1 марта, никак не могли быть сделаны по инициативе олигарха»,- уверен Политковский.
Можно не сомневаться в том, что он является человеком информированным, и знает, о чём говорит. При всех достижениях Листьева, испытание деньгами, славой и властью — для него проходило непросто.
«Влад себя ощущал уже таким небожителем. Нет, всё равно, мы были вместе, мы вместе начинали, были близки… Но… у него крыша уехала». Звёздная болезнь, головокружение от успехов!
Березовский или Лисовский. Но доказательств нет
Тем не менее, погибший в 2013 году в Англии олигарх и мафиози – «демон лихих 90-х» — повсюду называется главным подозреваемым в организации убийства Листьева.
Версия о том, что заказчик убийства – Борис Березовский, возникла с подачи супруги Влада Альбины.
По её словам, Березовский (а её – Бадри Патаркацишвили, деловой партнёр Бориса Абрамовича, тоже «умерший от инфаркта» в Лондоне в 48-летнем возрасте) постоянно названивали Владу — как днём, так и ночью. И после разговоров с ними Листьев становился нервным, замыкался в себе.
Старший следователь по особо важным делам Генпрокуратуры России Борис Уваров первым расследовал дело Листьева.
Вскоре его сыщики попытались провести обыск в компании Березовского «ЛогоВАЗ». Попытались неспроста: накануне убийства Листьева Березовский беседовал с ним в доме приёмов «ЛогоВАЗа».
Но там следственно-оперативную группу неожиданно встретили сотрудники ФСБ, которые не позволили провести обыск. Руководил ими Александр Литвиненко, на тот момент офицер ФСБ. Он жёстко заявил, что у него якобы есть приказ ФСБ стрелять на поражение, если его приказам кто-либо воспротивится.
Между тем, на той встрече Березовского и Листьева обсуждался очень щекотливый и очень денежный вопрос — о продаже рекламного времени. До Листьева порядка на этом прибыльным рынке не было: контракты на продажу рекламного времени заключали самые разные сотрудники из руководства ОРТ, и при такой схеме деньги часто шли мимо кассы. Пришло время жёсткого контроля рекламной деятельности.
Следователи знали, что в доме приёмов «ЛогоВАЗа» ведется постоянная аудиозапись, и очень хотели получить расшифровки переговоров Листьева и Березовского. Но им категорически отказал Александр Литвиненко.
Когда же следователь Уваров пришёл к выводу о необходимости назначить ревизию на телеканале ОРТ и дал соответствующее постановление о её производстве, он был отстранён от дела, и дело Листьева передали другому следователю.
При этом, бывший генпрокурор Юрий Скуратов тоже, как и Политковский, не считает, что именно Березовский организовал преступление. Березовский, возможно, знал о готовящейся расправе над звездой ТВ, но ничего не предпринял для того, чтобы её остановить.
Причиной этого, по мнению Скуратова, была все та же реклама. Изначально Березовский и Листьев вместе приняли решение прекратить рекламное вещание на первом канале. Они хотели убрать всех, кто наживался на рекламе, чтобы потом самим взять все доходы под контроль.
Однако из-за этого решения Березовского и Листьева далеко не последние люди теряли серьёзные деньги, получать которые они уже привыкли. Свои планы на дальнейшую работу главного телеканала страны были у многих, и эти многие, по мнению Юрия Скуратова, могли желать смерти директору ОРТ.
Березовский же, назначивший Листьева, скоро убедился, что этим человеком трудно управлять. По словам Скуратова, Влад стал слишком независимым, у него была всенародная слава и громкое имя. При этом Листьев вовсе не считал себя обязанным Березовскому. Олигарх-мафиози разочаровался в своём протеже, поэтому и пальцем не пошевелил для его спасения.
Ещё один подозреваемый – заказчик — это Сергей Лисовский, который в 1994-1995 сделал целое состояние на перепродаже рекламного времени на ОРТ. Решение Листьева ввести временный мораторий на все виды рекламы, пока телеканал не разработает новые «этические нормы», для Лисовского означало потерю миллионных прибылей, на которые он уже крепко подсел.
Но и в отношении Лисовского ничего доказать не удалось.
Рядовые следователи, которым пришлось работать по этому делу, как и Политковский, до сих пор считают, что основные версии преступления, — надуманные. Влиятельные фигуры уровня Лисовского (а тем более – уровня Березовского) наверняка организовали бы расправу куда профессиональнее. Влада же убивали явные дилетанты, которым просто повезло.
По мнению тех, кто знаком с делом Листьева не понаслышке, Влад стал жертвой мести, из-за его собственной неразборчивости в финансовых или же в интимных вопросах…