Как снимали фильм «Не может быть» : кадры со съемок и 21 интересный фактов о фильме

В 1975 году режиссер Леонид Гайдай выдал на гора новое творение — очень смешную и яркую комедию «Не может быть!», снятую по мотивам сатирических рассказов Михаила Зощенко. Фильм очень высоко оценили зрители, как и предыдущие работы режиссера. Представляем вашему вниманию самые интересные и забавные факты о том, как проходили съемки этой картины.

1. Летом 1973 года Леонид Гайдай и драматург Леонид Бахнов подают заявку на сценарий новой картины — «Тайна, покрытая лаком», по мотивам сатирических рассказов Зощенко. Они планировали объединить несколько историй общим сюжетом и единым персонажем.

Действие происходило бы в семидесятых годах. Худсовет не принял эту идею, объясняя это тем, что идеи, которые высмеивал Зощенко — давно канули в Лету и не свойственны современным людям. Сценарий нужно было переделать. Героев нужно было оставить в своем времени, убрать единый сюжет и оставить произведения писателя в виде отдельных новелл. Название нужно было тоже заменить, причем полностью. Авторы сценария решили, что с современниками такого произойти точно не может, поэтому картине было присвоено название «Не может быть!».

2. Гайдай не случайно выбрал Астрахань для съемок фильма. В этом городе очень тонко сочетаются прошлое и настоящее. В Астрахани было очень много деревянных построек, имелась булыжная мостовая.

Все это очень точно передавала атмосферу ушедшей эпохи. Там -то и начались съемки первой новеллы — «Преступление и наказание», рассказывающая о злоключениях завмага Горбушкина.

3. Главные роли в этой новелле достались Михаилу Пуговкину и Нине Гребешковой.

Гайдай не очень любил снимать жену в главных ролях, он опасался разговоров, что якобы режиссер специально продвигает Гребешкову. Но, тем не менее, Нина Павловна все же сыграла две главные роли в картинах своего мужа — «Бриллиантовая рука» и «Не может быть!».

4. Михаил Пуговкин виртуозно изобразил нечистого на руку торгового работника, даже привнес в образ собственные импровизации. Взять хотя бы сцену, где Горбушкин пьет воду и стучит от волнения стаканом по зубам.

Как вспоминает сам актер. За несколько дублей он чуть не выбил себе зубы этим самым стаканом.

5. Вячеслав Невинный тоже проявил недюжинную фантазию. Ему досталась роль оборотистого брата главной героини. Гайдай поручил актеру придумать «фамильный жест», непроизвольный жест, в котором отражалась бы вся суть персонажа. Также в этой картине Невинный впервые начал петь.

Цензоры считали, что эта песня совсем не несет воспитательного значения, в сюжете она явно лишняя. Пришлось подвергнуть текст песни цензуре, чтобы «смягчить» смысл, пропал куплет о Всемирном потопе.

6. Роль соседа Горбушкиных, Виталия Борисовича, сыграл актер Михаил Светин. Это была первая работа Михаила с Гайдаем, вторая будет намного позже, в 1989 году. В обеих лентах Светин сыграл в паре с супругой режиссера.

Михаил так же немало импровизировал на площадке, например, подал идею подогнать костюм по фигуре с помощью прищепок и украсть будильник, подчеркивая мелочную натуру своего персонажа.

7. Еще одной участницей забавной распродажи стала героиня Натальи Крачковской. В этом фильме актриса снялась сразу двух новеллах, эпизоды были не очень большими, но запоминающимися и очень яркими. Сама актриса отмечала, что больше всего ей запомнилась сцена падения.

Мало того, что на это ушло несколько дублей, вдобавок ко всему на нее падал экранный муж — Игорь Ясулович. Актрисе пришлось несладко, но что не сделаешь ради искусства?

8. Уже вошло в традицию, что в картинах Леонида Гайдая присутствует погоня. Но как же вписать погоню в сюжет этой новеллы? Идея пришла как-то сама собой. Главным «бегуном» решили сделать поросенка. Вместе с Невинным за хрюшкой по двору носились актер Виктор Уральский и местный паренек Толя Тимофеев.

Мальчик просто глазел на съемки картины, Гайдай заметил его и задал простой вопрос: «Бегать умеешь?». Так простой мальчуган прославился на всю страну.

9. Во второй новелле, она носит название «Забавное приключение», темп задают чувства, которые закружились в бешеном ритме взаимоотношений. Классический любовный треугольник здесь становится более сложной геометрической фигурой. Светлана Крючкова, которая сыграла роль Зиночки, с теплотой вспоминает работу с Гайдаем. Ее героиня — это предприимчивая и очень манерная дама, которая очень даже не прочь заглянуть налево.

Светлана признается, что хотела бы сыграть другую роль, невесту Катерину из третьей новеллы. Но Гайдай был иного мнения на этот счет. Режиссер подбирал актеров, раскладывая их фото, словно карточный пасьянс. Он положил рядышком фото Куравлева и Крючковой и остался недоволен. В итоге в качестве экранного мужа Светлане достался Евгений Жариков, соответственно, роль стала другой.

10. Под звучной фамилией Барыгин-Амурский, на экране появился великолепный Олег Даль. Очень многих тогда этот факт удивил, ведь Даль славился своей требовательностью к ролям, бывали случаи, когда Даль наотрез отказывался от серьезных драматических ролей, если считал их недостаточно глубокими. Но внезапно актер дает согласие на участие в картине.

Кроме Олега на роль пробовались Всеволод Абдулов и Леонид Куравлев. Но Гайдай утвердил именно Даля разглядев в нем полное соответствие с героем Зощенко. И в итоге зритель увидел импозантного щеголя с внешностью аристократа. Но это лишь оболочка, ведь Барыгин — Амурский самый примитивный ловелас, с трусливой душой.

11. В поисках актеров Гайдай очень часто просматривал открытки с портретами артистов в киосках «Союзпечати». Портрет Михаила Кокшенова попался режиссеру на глаза и он связался с Михаилом. Так на экране появился новый герой, сосед Софьи, который отличался буйным темпераментом и словами возмущения: «Ах ты рыбий глаз!».

На экране появляется и очаровательная Наталья Селезнева. Именно ее героиня завершает любовный многоугольник, которая строит временные отношения с обладателем клетчатого костюма — героем Кокшенова.

12. Третья новелла имеет название «Свадебное происшествие». Эту новеллу снимали в Москве. Эта история получилась самой смешной по исполнению, но очень грустной по основной мысли, демонстрируя зрителям полный упадок нравов.

13. Актер Леонид Куравлев блестяще сыграл самоуверенного главного героя, который не может разыскать не только дом своей избранницы, но и саму невесту. Ведь без пальто и шляпы он ее никогда не видел.

В жизни Куравлеву были чужды такие метания, со своей супругой он прожил в любви и согласии более полувека.

14. Не менее яркий типаж продемонстрировал Савелий Крамаров, он сыграл роль Сереги, товарища Володи Завитушкина.

Актер из каждой сцены выжимал максимум юмора. Дуэт Куравлева и Крамарова получился очень гармоничным, слаженным не только на экране, но и в жизни.

15. На роль невесты Катерины претендовали актрисы Ирина Муравьева и Светлана Крючкова, но Леонид Гайдай остановил свой выбор на актрисе Валентине Теличкиной.

Актриса долго не могла представить, как должна выглядеть ее героиня. К счастью, ей помогла гример — очень быстро подобрала парик, нанесла макияж по моде тех лет, я яркими губками — бантиками. Образ невесты был готов.

16. Мать невесты сыграла актриса Людмила Шагалова, она самостоятельно трудилась над внешностью — надела зубы из золотой фольги, парик и меха на шею. Актриса была рада, что ее партнером по фильму будет Георгий Вицин. В кино у них сложились просто «семейные отношения».

К слову сказать, роль отца невесты Гайдай писал для Юрия Никулина, однако актер ответил отказом, сославшись на занятость в цирке. В дальнейшем режиссер Никулина больше не приглашал.

17. Образ отца невесты успешно воплотил в жизнь Георгий Вицин.

К слову сказать, невзирая на свой образ любителя горячительных напитков, Георгий Вицин вообще не пил и вел здоровый образ жизни.

18. Что касается щедрого застолья, праздничные блюда были самыми настоящими. Чтобы уберечь этот аппетитный реквизит от актеров, Гайдай велел полить все блюда керосином.

Не тронули лишь тарелку Крамарова, по сценарию в эпизоде знакомства ему не нужно было разговаривать.

19. В качестве свадебного певца выступает непревзойденный Сергей Филиппов, но поет он голосом Роберта Мушкамбаряна, солиста ВИА «Веселые ребята». Но экранный образ вокалиста Филиппов создал просто потрясающе.

20. В отличие от многих фильмов Гайдая, ленту «Не может быть!» почти не тронула суровая цензура. Критики же восприняли картину неоднозначно, одни хвалили, другие твердили, что режиссер испортил произведения Зощенко.

21. За первый год проката комедию посмотрело более 50 миллионов зрителей. Пусть картина и не затмила прежний рекорд картин режиссера, но результат был более чем значительным.

Load More Related Articles