Картина «Любовь и голуби» по праву считается шедевром отечественного кинематографа, завоевавшим признание многих поколений зрителей своей искренностью и неподдельной простотой сюжета. Фильм воссоздает атмосферу русской деревенской жизни, близкую и понятную большинству, с удивительной чувственностью передавая тонкости человеческих взаимоотношений. Во время съемок фильма произошло немало интересных событий.
От пьесы до сценария
Драматург Владимир Гуркин создал пьесу, посвященную жизни одной деревенской семьи, взяв за основу реальные события, происходившие с его соседями в поселке Черемхово. Действительно существовал Василий Кузякин, и была разлучница — коллега по работе, которая попыталась увести мужчину из семьи. Однако Кузякин нашел в себе силы и вернулся к жене и детям.
Увлечение Василия голубями нашло отражение в произведении Гуркина. Автора и самого очень интересовали эти птицы. Так появилось название пьесы.
Перед написанием пьесы Гуркин обратился к прототипам героев с просьбой дать согласие на публикацию их истории. Кузякины дали согласие, потребовав лишь изменения имён персонажей.Но Гуркин, по некоторым данным, либо забыл о просьбе, либо преднамеренно не изменил имена героев, оставив их Василием и Надеждой.
Обида прототипов пьесы была сильной. Они прекратили общение с Гуркиным на длительное время. Лишь после установки памятника героям фильма, созданного режиссером Владимиром Меньшовым, претензии были забыты, и семья Кузякиных примирилась с талантливым соседом.
В 1980-х годах Владимир Меньшов искал сюжет, который тронул бы его душу. На тот момент он уже успел снять молодежную драму под названием «Розыгрыш» и знаменитую ленту «Москва слезам не верит». Однажды он посмотрел спектакль по пьесе «Любовь и голуби». Главную роль играла Нина Дорошина. Постановка произвела на него настолько сильное впечатление, что после представления он твердо решил сделать фильм по этому сюжету.
Подбор актеров
Нина Дорошина на сцене так хорошо перевоплощалась в Надежду Кузякину, что сложно было представить лучшего кандидата на участие в фильме.
Тем не менее, режиссёр не сразу сделал выбор в пользу Нины Михайловны. Он считал, что артистка, долгое время не появлявшаяся в кино, не сможет адаптироваться к съёмочному процессу. Рассматривались другие актрисы, такие как Татьяна Доронина и Наталья Кустинская, но им не удалось передать уникальный характер героини. В конце концов, Владимир Валентинович всё-таки пригласил Дорошину на пробы. Стало ясно, что она — тот самый подходящий образ Надюхи. Так Нина Дорошина благодаря роли Нади обрела всесоюзную славу.
Александр Михайлов, прежде чем стать частью проекта Меньшова, исполнил роль Рокоссовского. Поэтому ему было непривычно играть простого, но обаятельного Василия Кузякина. На первых пробах он появился в галстуке, что сделало его вид слишком серьёзным. Режиссер посчитал, что актёр не соответствует образу сибиряка и не сможет отразить его характер. Однако, когда Александр Яковлевич заявил, что родом из Забайкалья, режиссёр обрадовался и сразу же предложил ему роль.
Василия мог сыграть и Сергей Юрский. По итогам пробы режиссер Меньшов остался при своем мнении: роль Васи досталась Михайлову. Юрскому была предложена роль дяди Мити, комического соседа, который чуть не «похоронил» жену из-за рюмки.
Юрский принял предложение, а вот его близкий друг Александр Фатюшин обиделся на решение режиссера. В результате он не общался с Меньшовым до самой премьеры фильма. После просмотра картины Фатюшин признал талант Михайлова и сказал Меньшову, что тот одержал победу.
Роль супруги дяди Мити, бабушки Шуры, предложили Наталье Теняковой. Она, жена Юрского в реальной жизни, долго сомневалась, опасаясь, что будучи коренной петербурженкой не сможет правдиво сыграть деревенскую женщину. Но когда стало известно, что съемки будут проходить в Карелии, Тенякова, обожающая грибы, согласилась. Так интеллигенты Юрский и Тенякова смогли на экране показать жизнь жителей деревни в образах дяди Мити и бабушки Шуры.
Во время съемок Теняковой было 38 лет, а Юрскому — 47. Для того чтобы «состарить» актеров, гримеры проводили с ними по несколько часов, тщательно работая над их внешностью. Юрскому накладывали бороду, красили волосы и подбирали мешковатую, изношенную одежду.
Теняковой было сложнее: ее лицо обрабатывали специальной пленкой, которая, высыхая, стягивала кожу. В результате возникали некрасивые морщины. Вечером пленку снимали с трудом, чуть ли не сдирая с кожи, что негативно сказалось на ее состоянии. Но ради кино Тенякова терпела любые неудобства. После премьеры фильма артистов нередко узнавали на улице, выражая благодарность за их роли и даже интересуясь, как поживают Кузякины.
На роль Раисы Захаровны пробовались Татьяна Доронина, Ольга Яковлева и Наталья Кустинская, но самой лучшей оказалась Гурченко. Первоначально персонаж должен был появиться только в одном эпизоде, но было решено переписать сценарий ради Гурченко, что позволило ей раскрыть роль более полно.
Поскольку в пьесе о Раисе было немного информации, режиссер Владимир Меньшов и сама Гурченко активно работали над созданием образа. Для вдохновения они пригласили женщину, увлеченную потусторонними мирами, которая делилась своими историями о экстрасенсах и телекинезе. Гурченко привела свою собаку на съемки, а также предложила украсить квартиру героини кактусами.
Роль младшей дочери Оли исполнила Лада Сизоненко, которая очень эмоционально подходила к своей работе. В одной из сцен, когда Василий возвращается домой, девочка действительно плакала, и после съемок не могла успокоиться три дня. Меньшов высоко ценил ее талант, но Оля стала единственной ролью Лады. Янина Лисовская, которая сыграла старшую сестру Люду, продолжила свою карьеру в кино и вскоре вышла замуж за немецкого режиссера и уехала в Германию. Она считает роль Люды одной из лучших в своей карьере.
За кадром: интересные ситуации
Во время съемок команда искала для съемок место в Забайкалье, но не могла найти подходящий дом. В итоге идеальный дом был найден в Медвежьегорске, расположенном в Карелии. Меньшов отправился к владельцам, чтобы они дали разрешение на съемки. Согласие было получено, но хозяева предупредили, что жить им не у кого, поэтому съемки должны проходить в их присутствии.
По просьбе режиссера к домику пристроили летнюю кухню и голубятню. После выхода фильма дом стал настолько популярным, что туристы начали съезжаться в Медвежьегорск. Семья, которая проживала в доме в конечном итоге продала его. В 2010 году произошла трагедия: постройка сгорела. Голубятня была восстановлена новыми хозяевами.
Сцену купания Василия и Раисы снимали глубокой осенью в Батуми. Вода была холодной, всего 14 градусов. Гурченко, известная своей нелюбовью к холоду, с трудом согласилась на съемки, надеясь, что им удастся обойтись несколькими дублями. Однако все усложнилось, когда Александр Михайлов, исполняющий роль Василия, оказался в критическом состоянии из-за переохлаждения. Его ноги свело судорогами. Гурченко пришлось помогать коллеге, что значительно затянуло процесс съемки.
В знак признательности за терпение и профессионализм всей команды, режиссер Владимир Меньшов в конце рабочего дня решился на смелый поступок — прыгнул в холодную воду. Этот жест стал символом единства и поддержки среди участников съемок, подчеркивая важность командной работы в сложных условиях.
С Михайловом вообще часто происходили казусы. Например,эпизод, когда Василий распахивает дверь и неожиданно оказывается на курорте вместо деревни, была отснята несколько раз. Водолазам следовало оперативно избавиться от костюма Михайлова под водой, чтобы он появился на поверхности лишь в плавках. Во время раздевания артист попал в неприятную ситуацию: его намокший галстук стал слишком тугим и едва не вызвал удушение. В панике Александр Михайлов начал бороться с водолазами, но тем удалось разрезать удавку, позволив актеру выбраться на поверхность. В испуге артист забыл текст, и Людмила Гурченко пришла на помощь в данной ситуации. «Ешкин кот, Саша!.. Будьте аккуратнее, товарищ, Вы на меня брызнули! Я вся промокла с головы до ног», — обратилась Гурченко к нему, находясь в воде. В повторном дубле актер предстал в наспех зашитом галстуке. На этот раз костюм быстро сняли.
После того, как фильм был готов, он находился на грани заморозки. Руководство Госкино высказывало негативное отношение к картине. Чиновники считали, что в фильме показаны ненужные аспекты российской деревенской жизни, а также что он пропагандируется алкоголизм и неверность в семье. Они настояли на том, чтобы сократить фильм и рекомендовали удалить эпизоды с бабой Шурой и дядей Митей.
Режиссер Меньшов встал на защиту своего творения и отказался вносить изменения. В результате его отстранили от работы над фильмом, а монтаж передали другому человеку. В итоге из картины вырезали все моменты, связанные с алкоголем, а также множество сцен с дядей Митей, что сделало фильм менее смешным, чем ожидалось.
В конце концов чиновники изменили свое мнение и попросили Меньшова снова заняться фильмом. Режиссер согласился на компромисс, убрав сцены с выпивкой, сократив момент в баре и заменив финал, в котором Василий должен был получить удар крылом от голубя.