Москва слезам не верит
В любимом многими фильме у трех подружек разные не только характеры и мечты, но и стили одежды. Художник по костюмам с помощью нарядов помогал создавать образы героинь. Например, гардероб Людмилы отражает модные тенденции тех лет, Катерины — ее ум и то, как она меняется. А вещи Антонины словно говорят, что это персонаж вне времени, навсегда застывший в роли мамы и жены.
Образ Катерины в начале картины, когда девушка живет в столичном общежитии, несет дополнительный смысл. На ней надеты белая блуза и сарафан ручной работы. Костюм словно передает информацию о том, что рукодельница-героиня сшила его сама, живя в провинции. Но уже с мыслями о Москве, о том, чтобы быть достойной этого города. Кстати, ткань для сарафана специально состарили, а уже после сделали вышивку.
Для платья Людмилы использовался дорогой шелк. Но в фильме его не видно. Ведь из него сшили только нижнюю юбку, а верхние скроили из обычного ситца. Людмила — модница, и силуэт ее наряда выбран неслучайно.
Подобные фасоны были тогда на пике моды, так как после выхода «Карнавальной ночи» женщины сходили с ума от Людмилы Гурченко.
Художникам по костюмам приходилось идти на хитрости, чтобы одеть актрис достойно. Например, платье Людмилы, в котором она приезжает на дачу, сшили из обивки матрасов. Их привезли на «Мосфильм», выпотрошили, а из ткани скроили одежду. А наряд, в котором героиня пришла в Ленинскую библиотеку, сделали из полотна для галстуков.
Все костюмы шили специально, никто из актеров не снимался в своей одежде. Но было одно исключение. В эпизоде встречи Катерины и Володи на Вере Алентовой ее собственный желтый плащ.
Иван Васильевич меняет профессию
Вся еда во время застолья у царя была настоящая: красная, баклажанная и даже черная икра. Но съесть ее после съемок не удалось никому. Дело в том, что пробовать яства было запрещено. Но члены съемочной группы все же могли щипать кушанья на столе. Поэтому всю пищу полили керосином.
Во рту Жоржа Милославского в исполнении Леонида Куравлева блестит золотой зуб. Как рассказал сам актер, это не накладка для съемок, а его собственный зуб. В других картинах он не виден, так как его закрашивали гримеры. А для роли квартирного вора золото пришлось кстати.
Белое солнце пустыни
Натуральная черная икра мелькала не только в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», но и в «Белом солнце пустыни». Там была сцена, в которой Верещагин нехотя ест черную икру, так как видеть ее больше не может: переел. И Павел Луспекаев проглатывает изысканную еду по-настоящему без аппетита: за время съемок эпизода она ему порядком надоела. Актер возненавидел этот продукт и после последнего дубля даже выплюнул его.
Съемочной группе дорогого дефицитного товара не досталось. Его не разрешили есть сразу: вдруг понадобится, если что-то придется переснимать. Однако пленку так долго проявляли, что икра попросту испортилась.
Война и мир
Это один из самых дорогих фильмов для того времени. Сложно представить, что около 50 предприятий создавали костюмы и декорации. Хрустальный завод, например, получил заказ на изготовление вазы по образцам XVII века. А фарфоровый завод сделал копию обеденного сервиза XVIII века на 100 человек.
Те, кто видел картину, наверное, помнят яркую сцену, где Наташа Ростова идет на свой первый бал. Для съемок бала на «Мосфильме» построили павильон площадью 1 400 кв. м, что можно приравнять к размерам почти 9 волейбольных площадок.
Антураж для бала — люстры, мебель, костюмы — предоставили крупнейшие музеи, например Государственная Третьяковская галерея и музеи Московского Кремля. Чтобы снять героев, которые кружатся в вальсе, оператору пришлось надеть роликовые коньки. А ассистенты катали его по павильону.
Для съемок сцены пожара в Москве подожгли настоящие здания. Для этого в Московской области построили 11 деревянных домов и копию Сухаревской башни. 4 часа пиротехники готовились к тому, чтобы декорации запылали. Использовали керосин, гранаты и дымовые шашки, а снимали происходящее 5 камер в огнеупорных чехлах. Операторы были одеты в асбестовые костюмы.
Пожалуй, самый впечатляющий факт, демонстрирующий исключительность работы постановщиков фильма, связан со съемками Бородинской битвы. В массовке задействовали около 16 тыс. человек. Притом, что в 1967 году еще не умели создавать спецэффекты, съемочной группе удалось сделать так, словно в сражении участвовали 120 тыс. солдат. Чтобы снять эту батальную сцену, потребовались вертолеты.
Андрй Рублев
«Андрей Рублев» — работа 1966 года режиссера Андрея Тарковского. В одной из сцен был использован колокол весом 5 т, который специально для съемок отлили из железобетона. Его пришлось распилить, чтобы доставить на съемочную площадку, так как из-за размеров он не влезал ни в одну машину.
Бриллиантовая рука
В любимой многими комедии нет люстр, балов и сражений, как в «Войне и мире». Но и здесь можно увидеть немало профессиональных находок декораторов и реквизиторов. Например, в сцене рыбалки. Напомним, что картина снята в 1969 году, тогда еще не было подводных камер. Поэтому оператор смастерил колбу для техники, чтобы снимать в воде.
Для эпизода, где Лелик уплывает на подводном аппарате, изготовили латексные фигуры Анатолия Папанова и Андрея Миронова.
Также был сделан манекен Юрия Никулина. Он нужен был для съемок момента, как Семен Семенович Горбунков падает из багажника взлетевшей машины. Кстати, эта кукла стала причиной слухов о том, что Юрий Никулин ушел из жизни, так как ее нашли в гостинице Адлера, в которой разместилась съемочная группа.
Оператор картины Игорь Черных изобрел механизм, который двигал специальные стекла в разные стороны. Так удалось добиться эффекта бликов в кадрах, где Горбунков отключается в гостиничном номере.
Также Игорь Черных смастерил шкатулку с сюрпризом, которую Горбунков дарит управдому Варваре Сергеевне Плющ.
Стоит также рассказать про светящийся нимб идущего по воде мальчика. Реквизит был сделан из проволоки и битых елочных игрушек. А сняли эпизод с помощью специальных световых фильтров. Так круг засиял.