Исторические ляпы в фильме «Троя» : что не так?

Фильм «Троя» стал одной из самых громких премьер 2004 года. Звездный состав, масштабные съемки и огромный бюджет — все это, как были уверены критики, должно было привести к заветному «Оскару». Однако множество ляпов не позволили фильму получить награду. Сценарист Дэвид Бениофф и режиссёр Вольфганг Петерсен весьма вольно обошлись как с оригинальным текстом, так и историческими реалиями XII в. до н.э., в которых разворачивались события.

Подобное кино едва ли можно назвать историческим. Скорее фэнтези, созданное по мотивам «Илиады» Гомера. Но и фантастического немного: боги представлены лишь в лице матери Ахиллеса, и Ни Зевса, ни Афродиты, ни Геры зритель так и не увидел.

По фильму, Троянская война началась именно из-за запретной любви Париса и Елены Прекрасной. Это не совсем так, ведь отношения Париса и Елена — это следствие.

Вернемся к обзору фильма. Несчастная Елена просит спасти её от Менелая, который насильно забрал ее в Спарту. Женщина утверждает, что никогда не чувствовала себя в Спарте как дома. Как так? Ведь это Менелай должен испытывать подобные чувства, поскольку он унаследовал трон как муж Елены, дочери спартанского царя Тиндарея! Менелай показан злым стариком, однако в поэме он был молодым красавцем, которого Елена Спартанская выбрала из лучших юношей, собравшихся на смотрины со всей Греции.


Старший брат Менелая, Агамемнон, предстает перед зрителем в образе жестокого завоевателя, желающего поработить всю Грецию. Но в то время греческие цари правили полисами (городами) с прилегающей к ним местностью, создавать подобные империи они не планировали. В фильме Агамемнон желает завладеть Фессалией, в чём ему помогает наемный воин Ахиллес: перед поединком он говорит о том, как было бы хорошо, если бы цари сами бились на войне, а не посылали воинов на убой. Но в «Илиаде» именно цари сами бились во главе своих армий.

Один из самых очевидных исторических ляпов — осада Трои продолжалась 10 лет, а не несколько недель, как можно подумать после просмотра фильма. Видимо, такое решение было осознанным, так как старец Нестор говорит Агамемнону, о том, что Трояможет выдержать десятилетнюю осаду, на что тот отвечает, что не будет никакой продолжительной осады!

Большинство используемого греками снаряжения, например, большие круглые щиты и шлем Ахиллеса, относится к классическому периоду (V–IV вв. до н. э.), но в то время, когда происходило действие эпоса, греки использовали небольшие чашеобразные шлемы и легкие кожаные щиты в форме цифры 8. И удивительно, что в металлические доспехи в фильме были облачены все, включая обычных воинов. Но подобные «панцири» была доступна только высшему сословию, обычные воины носили, что придется.



Кроме того, конницу изобретут ассирийцы спустя 300 лет после Троянской войны. И выглядела она совсем не так, как представляют многие: на одном коне скакали 2 воина — один управлял, а второй разил врагов. Во времена Трои простые воины сражались пешком, а цари и герои — на колесницах.

На протяжении фильма герои яростно демонстрируют чудеса фехтовального искусства, но главное оружие гомеровских героев — копья, к мечам же прибегали в редких случаях.

И на этом ляпы с оружием не заканчиваются. Так, в одной из сцен Троянский царь Приам вручает Парису меч, передающийся из поколения в поколение. Обратите внимание, как сияет оружие — такой блеск характерен лишь для стали, но в те времена она не использовалась. Все оружие было темным и сверкать не могло.

Вспомните эпизод с монетами на глазах покойников — выглядит эффектно, поэтично, но все дело в том, что «чеканить» монеты стали спустя сотни лет после окончания Троянской войны.


Вот так будут выглядеть первые греческие монеты.

И, конечно, самый милый исторический ляп: во время сцены на троянском рынке можно увидеть лам. Но до XV-XVI века о них знали разве что в Южной Америке, а в Древней Греции о их существовании даже не догадывались… (смотрите 2 картинку :).


По фильму ахейцы инсценируют бегство якобы от чумы, оставив в лагере трупы. Видимо, создатели не знали о том, что троянцы никогда бы не поверили в то, что кто-то мог бросить тело товарища без погребения. Для них это означало, что души погибших будут скитаться по свету и пить кровь у живых… И, кстати, за подобное даже спустя много лет казнили полководцев, выигравших войну!

Но какой фильм без любовной истории? Кроме истории Париса и Елены, создатели решили романтизировать отношения бесстрашного воина Ахиллеса и Брисеиды (в «Илиаде» она была дочерью жреца и женой Менита, правителя города Лирнесс, союзного Трое). Меня всегда удивляла сцена, где девушка дает воину пощечину, ведь подобная «мода» на укрощение мужчин считается относительно недавней: даже во времена Средневековья за подобный поступок Прекрасная Дама могла понести наказание.

И теперь вспомните Ахиллеса, который не успел даже отмыть кровь после боя, когда в шатре его поджидала взбесившаяся женщина. Все дело в том, что пленницы в те времена были покорны, ведь такова воля богов — вчера ты была царской дочерью, а сегодня стала рабыней. Тем нелепее выглядит Ахиллес, бегающий по горящей Трое с криками: “Где Брисеида?!”. В позднейших греческих трагедиях женщина влюбляется в Ахиллеса и даже оплакивает его после смерти, но о каких-то взаимных чувствах к ней неизвестно.


В общем и целом образ Ахиллеса в фильме показан странно: вы можете себе представить, чтобы этот жестокий воин щадил троянцев? Я бы посоветовала создателям фильма перечитать эпизод умерщвления героем мальчика Ликаона, умолявшего о пощаде, или сцену глумления над телом Гектора (опущенную в фильме).


Load More Related Articles