В 70-х годах советские зрители увидели две экранизации романа Ильфа и Петрова «12 стульев». В 1971 году вышел фильм Леонида Гайдая, а в 1976 году свою экранизацию выдал режиссер Марк Захаров. И многие до сих пор спорят, какая версия лучше. Но лично я всегда был в полном восторге именно от первой экранизации от Леонида Гайдая. Как по мне она оказалась гораздо живее и интереснее.
Поэтому сегодня я хотел бы рассказать, как снимали фильм «12 стульев» (1971), рассказать вам несколько интересных фактов, а также показать интересные кадры со съемок этой культовой комедии.
1. Леонид Гайдай с детства обожал произведения Ильфа и Петрова, а в особенности «12 стульев». Став режиссером, он мечтал, что когда-нибудь экранизирует эту потрясающую книгу, но когда он пришел на студию «Мосфильм» подавать заявку на экранизацию романа Ильфа и Петрова, то ему сообщили, что у них уже есть заявка от Георгия Данелии.
Леонид Гайдай
Гайдай очень расстроился по этому повода, но не стал препятствовать своему коллеге. Но когда Данелия узнал о том, что Леонид Гайдай тоже решил экранизировать «12 стульев», то он забрал свою заявку, так как очень уважал Леонида Иовича, и ни за что не хотел переходить ему дорогу.
В один прекрасный день Данелия просто пришел к Гайдаю и сказал ему, что перегорел снимать «12 стульев», поэтому если тот хочет, то пусть сделает это сам. Естественно, Гайдай был очень рад такому повороту событий, ведь теперь он сможет исполнить свою давнюю мечту.
2. Для написания сценария Леонид Гайдай привлек известного писателя-сатирика Владлена Бахнова. Это была их первая, но не последняя совместная работа. Позднее Бахнов совместно с Гайдаем напишут сценарии к таким фильмам Гайдая как «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть», «Инкогнито из Петербурга», «За спичками» и «Спортлото-82».
Владлен Бахнов
3. На роль Остапа Бендера пробовалось огромное количество известных артистов. Но даже после того как их отфильтровали, все равно осталось еще в районе двух десятков подходящих кандидатур, среди которых Андрей Миронов, Александр Белявский, Спартак Мишулин, Евгений Евстигнеев, Владимир Басов, Никита Михалков и др.
В итоге на роль Остапа Бендера взяли Владимира Белявского, но тот никак не мог отыграть в нужной манере, да и Сергей Филиппов его просто затмевал, чего не должно было быть. Тогда Гайдай взял на эту роль Владимира Высоцкого, который прекрасно вписался в образ. Но в итоге Гайдай отказался снимать Владимира Высоцкого.
Владимир Высоцкий на пробах
Существует несколько версий, почему Высоцкий не сыграл Бендера. По одной из версий актер и музыкант не явился на съемки, и просто перестал выходить на связь. Как оказалось, он просто ушел в запой. По другой же версии на «Мосфильме» его считали персоной нон-грата, и Гайдай решил не рисковать фильмом.
Пробовал Гайдай и Андрея Миронова, но и тут что-то не срослось. По одной из версий Гайдай испугался, что Миронова будут сравнивать с Геной из фильма «Бриллиантовая рука». Хотя, все мы знаем, что чуть позже Миронов все же сыграет Остапа Бендера в фильме «12 стульев» режиссера Марка Захарова.
Гайдай призадумался, кого же ему взять на главную роль, и вдруг ему посоветовали присмотреться с грузинскому театральному актеру Арчилу Гомиашвили, который играет Остапа Бендера в спектакле «Золотой теленок». Гайдай решил лично посмотреть на грузинского актера в деле и поехал в провинциальный театр. И когда он увидел Гомиашвили в образе Бендера, то он понял, что это именно тот, кого он искал на эту роль.
Кстати, когда Арчила Гомиашвили спросили про возраст, то он немного приврал, сказав, что ему 35 лет, тогда как на самом деле ему было уже 44 года.
4. Режиссер не хотел проводить кастинги на роль Ипполита (Кисы) Воробьянинова, так как четко был уверен, что на эту роль подойдут либо Сергей Филиппов, либо Анатолий Папанов. Но в итоге из этих двух кандидатур выбор пал на Сергея Филиппова, который до этого не славился главными ролями в кино. Ну а Анатолий Папанов, как вы все знаете, все же сыграет Кису Воробьянинова, но уже в экранизации Марка Захарова.
Но когда Филиппов был утвержден на роль, выяснилось, что у него опухоль головного мозга, из-за чего его все таки сняли с роли. Сам же Гайдай уже хотел было взять на эту роль Ростислава Плятта, но узнав об этом Филиппов кинулся к режиссеру, умоляя оставить его в фильме. Филиппов уверял, что с ним не будет проблем, и что он бросит все силы на съемки, на что Леонид Иович согласился.
Ну а вообще, отдельно стоит отметить благородный жест Плятта. Когда он узнал, что Филиппов всеми силами хочет оставить роль при себе, он сам отказался от роли в пользу товарища. За такой красивый и дружеский жест Леонид Гайдай все же задействовал Ростислава Плятта, пусть мы и не увидели его в кадре. Да-да, именно он произносит закадровый текст.
Ну а как выяснилось позже, опухоль Филиппова была доброкачественной, и после съемок фильма ее благополучно удалили.
5. На роль отца Федора Леонид Гайдай взял Михаила Пуговкина, с которым он отлично сработался еще во время съемок фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика».
Но когда Пуговкин примерил рясу и увидел себя в гриме, он призадумался, не является ли это богохульством. Он даже решил посоветоваться со своей мамой, которая и успокоила его, сказав, что он играет не служителя Господа Бога, а просто алчного попа, что никак не влияет на его веру и не является богохульством.
6. На роль знойной женщины мадам Грицацуевой Леонид Гайдай рассматривал Нонну Мордюкову и Галину Волчек. Правда, в итоге ни одна из актрис не подошла.
Но тут совершенно случайно на съемочную площадку пришла Наталья Крачковская — жена кинооператора фильма. И когда Гайдай увидел вошедшую пышную даму, то он сразу понял, что именно она должна сыграть ту самую знойную женщину и мечту поэта.
Правда, сама актриса была не в восторге от такого предложения, так как она прочитала описание этого персонажа. Она даже обиделась на режиссера, дескать как он посмел сравнить ее с Грицацуевой. Тем не менее, Гайдаю удалось «сгладить углы» и уговорить Крачковскую сняться в кино.
7. Изначально на роль Эллочки Щукиной пробовалась Наталья Варлей, но когда ей надели парик, то она стала настолько милой, что Гайдай тут же решил, что она должна сыграть Лизу. Ну и как и в случае с фильмом «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» Наталью Варлей озвучила Надежда Румянцева.
Ну а на роль Эллочки Гайдай утвердил студентку ГИТИСа Наталью Воробьеву, которую многие могут помнить по роли молодой воспитательницы в фильме «Джентльмены удачи».
8. Ну а роль инженера Щукина досталась актеру Игорю Ясуловичу, которого многие хвалили за его мужество, ведь не каждый смог бы раздеться перед камерой и спокойно отыгрывать свою роль.
Вот только Ясуловичу пришлось не сладко во время съемки данной сцены, и дело тут даже не в его наготе. Из-за того, что мыльный раствор быстро слезал, актера то и дело приходилось обмазывать специальным шампунем, который вызывал боль и зуд в глазах. Но актер не жаловался, а четко следовал всем указаниям режиссера.
Ясулович даже шутил, что во время съемок данной сцены он находился в более выгодном положении, так как на улице стояла дикая жара, и все члены съемочной группы обливались потом. А он тем временем стоял голый и увлажненный, благодаря чему он чувствовал себя совершенно комфортно, не считая, конечно же, зуда в глазах.
9. Роль супруги отца Федора досталась Кларе Румяновой, которая известна больше как актриса озвучания (в основном в детских мультфильмах). Чего только стоят ее Заяц («Ну, погоди!») и «Малыш» («Малыш и Карлсон»).
10. Несмотря на то, что Гомиашвили идеально вписывался в образ Остапа Бендера, он постоянно конфликтовал с режиссером во время съемок, так как каждый из них по-разному видел ту или иную сцену.
Ходят слухи, что из-за этих конфликтов Гайдай лишил актера голоса. Имеется в виду, что в фильме мы слышим не голос Гомиашвили, а голос Юрия Саранцева. Более того, про Гайдая уже ходили подобные слухи, дескать из-за конфликтов он не приглашал актеров на озвучку своих персонажей.
Но сам Арчил Гомиашвили говорил, что Гайдай здесь не при чем. Гомиашвили сам не смог приехать на озвучивание из-за болезни. Хотя, стоит отметить, что Гомиашвили в принципе не подходил для озвучки, так как имел ярковыраженный грузинский акцент, что никак не подходит Остапу.
Ну а что касается вокала Остапа Бендера, то песня «Там, где любовь» звучит в исполнении Валерия Золотухина.
11. Кстати, еще насчет Валерия Золотухина. Он должен был исполнить две песни в фильме. Вторя песня «Полосатая жизнь» должна была прозвучать в конце фильма (когда нам показывают современность). Но чиновники предположили, что в песне прослеживается критика власти, поэтому песню велели убрать, оставив лишь музыку.
12. В сцене с малолетними попрошайками снялся Михаил Гомиашвили — младший сын Арчила Гомиашвили.
13. Сцена, где отец Федор рубит стулья из гарнитура генеральши Поповой получилась очень эффектной благодаря шторму на заднем фоне. И самое интересное, что по задумке режиссера шторм не был предусмотрен, но у природы свои капризы.
В итоге бедный Пуговкин, находясь в тоненькой рубашке, на протяжении 6 часов рубил эти стулья на камеру. И все бы ничего, но съемки этой сцены велись в октябре, да и на улице было очень ветрено, из-за чего актер простудился и даже «заработал» радикулит.
14. В отличие от Эльдара Рязанова Леонид Гайдай не снимался в своих лентах, либо же это были моменты, когда режиссера нельзя было узнать. Но в фильме «12 стульев» ему пришлось сыграть довольно заметную роль Варфоломея Коробейникова.
Изначально роль архивариуса должен был сыграть Эраст Гарин, но прямо перед началом съемок актер сильно заболел. И дабы не отставать от графика и не заниматься поиском нового актера, Гайдай принял удар на себя. Ну а когда Гарин выздоровел, то Гайдай все равно нашел для него небольшую роль театрального критика.
Помимо этого Гайдай снялся еще в одной сцене. Во время драки Кисы и отца Федора за стул именно ноги Гайдая мы видим в качестве ног Кисы Воробьянинова. Режиссер решил, что его более длинные ноги будут смотреться в кадре намного комичнее.
Но несмотря на то, что сам Гайдай в своих фильмах практически не снимался, он не упускал возможности снять в кино свою жену — актрису Нину Гребешкову. И фильм «12 стульев» не стал исключением.
15. Наталья Крачковская всегда была женщиной в теле, и найти дублершу ее комплекции было очень нелегко. Поэтому все трюки в фильме выполняла она лично, начиная от бесконечной беготни, и заканчивая сценой спускания на часах с высоты.
Во время съемок одной из сцен Крачковская случайно разбила стеклянную дверь, после чего осколки стекла полетели ей прямо в лицо. Но благо все обошлось и актриса не пострадала.
16. Во время съемки сцены, когда Остап кидает шахматную доску прямо в лицо одноглазому председателю шахматного клуба, Савелию Крамарову действительно досталось. И самое забавное, что всего через год ему снова придется поучаствовать в драке с шахматами, но уже в фильме «Джентльмены удачи».
17. Теперь хотелось бы немного упомянуть и про места съемок. Так, например, городок Старгород снимали в Ярославской области, а именно в городе Рыбинск. Роль деревни Васюки сыграло небольшое село Работки в Нижегородской области.
Горные же сцены снимались уже на Кавказе, а именно в Грузии (Батуми) и в Пятигорске.
18. Тот самый «Провал» реально находится в Пятигорске, но к моменту съемок фильма он был сильно изменен и уже совсем не был похож на тот самый «Провал», который описывали Ильф и Петров в своей книге. В итоге роль «Провала» сыграл «Грот Лермонтова». Разве что декоратор немного поработали над входом, дабы он напоминал описанный в книге «Провал». Благо, удалось найти старую открытку, по которой и работали декораторы.
19. В 1976 году вышла новая экранизация романа «12 стульев», снятая Марком Захаровым. Многие зрители до сих пор спорят, какая версия лучше, но лично мне Захаровская версия никогда особо не нравилась, тогда как от Гайдаевского варианта я был в полнейшем восторге.
Но стоит отметить, что добрый десяток актеров снялся в обоих лентах. Среди них Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Григорий Шпигель, Анатолий Калабулин, Павел Винник и др.
Арчил Гомиашвили даже рассказывал, что когда фильм Марка Захарова впервые показывали по телевизору, ему позвонил сам Леонид Гайдай и сказал, что сейчас будут показывать уголовное преступление.
20. В 1980 году режиссер Юрий Кушнерев снял фильм «Комедия давно минувших дней», в котором Арчил Гомиашвили и Сергей Филиппов снова вернулись к ролям Остапа и Кисы, правда действия картины разворачиваются уже в современном мире.
Помимо этого в данной ленте Евгений Моргунов и Георгий Вицин сыграли Бывалого и Труса.
Впрочем, несмотря на наличие известных актеров, зрители не оценили данную ленту, назвав ее спекуляцией на известных образах.