19 летний парень сбежал на фронт, но попал в штрафбат : с этого момента его судьба была очень непростой

Судьбы людей, воевавших во время Великой Отечественной, порой складывались так сложно, что могут стать сюжетом для приключенческой книги, причем часть читателей не поверит в реальность происходившего, посчитав выдумкой писателя. Сложная фронтовая судьба выпала Александру Башкину. Кто-то скажет, что ему постоянно не везло, но в результате, парень прошел множество боев, преодолел опаснейшие ситуации, став Героем Советского Союза.

Сразу скажу, что Башкин мог избежать призыва – он работал в одном из отделений Госбанка, что давало ему бронь, но парень твердо решил идти на фронт добровольцем. В середине 41-го года ему исполнилось 19. Зачислили Башкина в Тульский добровольческий коммунистический полк.

В горниле Смоленского сражения

Июль 41 года ознаменовался ожесточенным Смоленским сражением. Советский Западный фронт противостоял группе войск «Центр», рвавшейся вглубь территории СССР. Сражение отличалось крайним ожесточением. Смоленск, в котором кипели бои, был практически полностью разрушен, пригодными для использования осталось не более 10% зданий в городе.

Тульский полк вступил в бой с фашистами под Ярцево, выбив из города солдат 3-й танковой дивизии СС «Тотенкопф». В ночь с 20 на 21 июля полк переправился через реку Вопь, где уничтожил запасы топлива и боеприпасов на аэродроме. Уже на следующий день поредевшее подразделение встало в оборону у трассы Минск-Москва. Отражая атаки гитлеровцев, добровольцы подбили 18 немецких танков.

Во время боев добровольческий полк понес огромные потери. Александр был тяжело ранен. Его эвакуировали в Ясную Поляну, поместив в госпиталь. После выздоровления парня направили в артиллерийское училище в Туле – РККА остро нуждалась в командирах.

За что попал в штрафбат?

С учебой не заладилось, Александр рвался на фронт. Курсант решил бежать в действующую армию, предпочитая воевать рядовым. Бежал парень без документов – все бумаги были сданы в учебную часть. В военное время побег с места учебы и работы приравнивался к дезертирству. А куда человек бежал – с фронта или на фронт было не важно.

Попытка пробраться по железной дороге оказалась неудачной. На станции Темкино подозрительного солдата арестовал патруль и сдал контрразведчикам. К счастью личность Александра подтвердилась.

Александр Иванович рассказывал, что за дезертирство трибунал приговорил его к расстрелу, но заменил приговор бойцу на штрафбат. В его составе боец воевал под Смоленском, где в одном из боев попал в плен.

Этот эпизод выглядит крайне странно. Первое штрафное подразделение в РККА было сформировано только 25 июля 42 года – это была отдельная рота в составе 42-й армии, воевавшей на Ленинградском фронте, а Смоленское сражение завершилось 10 сентября 41 года отступлением советских войск от города.

Кроме того, из рядовых бойцов формировали штрафные роты, а в штрафбаты отправляли исключительно офицеров. Соответственно, замена расстрельного приговора на отбывание в штрафной части тоже не предусматривалось. Конечно, парню могли угрожать, что расстреляют его, но это не значит, что приговор был действительно вынесен.

Скорее всего, Башнова отправили в обычную воинскую часть, убедившись, что он не шпион и не диверсант, а действительно рвется на фронт. Другое дело, что нередко на фильтрационных пунктах из задержанных военнослужащих формировали сводные части, которые посылали прямо в бой, нередко на самые горячие участки.

В плену боец оказывается в пересыльном лагере, под который немцы приспособили школу в поселке Холм-Жирковский. Два раза он пытался бежать. Ему повезло, второй раз он смог добраться до своих. В ожесточенных боях боец пять раз попадал в плен, но каждый раз умудрялся бежать.

В некоторых статьях пишут про унизительность проверок, но это была обычная практика – все военнослужащие, побывавшие в плену, попадали на фильтр. Здесь их опрашивали, сверяли показания с данными, полученными от других бойцов. Неудивительно, что к проверке Башнова подходили с повышенной тщательностью – тут сказывались побег из училища и предыдущие эпизоды пребывания в плену. Но каждый раз в ситуации разбирались и бойца отправляли в действующую часть.

Вторая половина войны

Летом 43-го Башнов попал в расчет противотанкового орудия. К сентябрю 44-го Александр Башнов дослужился до старшего сержанта и стал командиром орудийного расчета в 436-м истребительно-противотанковом дивизионе, входившего в состав 399-й стрелковой дивизии.

Первую награду сержант получил только в июне 44-го – медаль «За отвагу», через месяц к ней присоединился орден Красной Звезды. Орден он получил за храбрость в бою, расчет Башнова прямой наводкой уничтожил 3 дзота противника, 3 пулеметных точки и 37-мм орудие, позволив пехоте продолжить наступление.

4-го сентября наши войска форсировали реку Нарев в Польше. Орудие старшего сержанта Башнова находилось в составе передовых подразделений, его смогли переправить на лодке на небольшой плацдарм на левом берегу реки.

Гитлеровцы отчаянно пытались сбросить советских воинов в реку. Орудие Башнова позволило отбивать атаки нацистов. Самую большую опасность представляли танки. Умелыми действиями Башнов отбил атаки, лично подбив 3 вражеских машины. Когда орудие было выведено из строя, Башнов продолжил отбивать атаки врага.

Десант смог продержаться сутки, столько времени понадобилось командованию, чтобы навести переправу и начать переброску на плацдарм основных сил.

За этот бой Александру Башнову было присвоено звание Героя Советского Союза. Старший сержант также стал офицером, ему дали звание младшего лейтенанта. В том же году его приняли в члены коммунистической партии.

Известие об окончании войны Баннов встретил под Кенигсбергом. К тому времени он уже дослужился до лейтенанта. В 45-м году Александра уволили в запас, он вернулся на Родину.

Башнов рассказывал, что до 47-го года его несколько раз вызывали в НКВД из-за побега из военного училища. Хуже – его семье успели сообщить, что он дезертир из-за чего мать отказалась от него. Впрочем, с родными он помирился, хотя даже на склоне лет с болью вспоминал этот эпизод.

После войны Александр Иванович долгое время работал в тресте «Росглаввторчермет» на должности уполномоченного. Герой прожил долгую жизнь, умерев он в 2011 году в возрасте 88 лет.

Load More Related Articles