Маленькая цыганка из фильма Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо» запомнилась всем без исключения зрителям не меньше, чем главная героиня. Эта девочка – ясноглазая, улыбчивая, с удивительно звонким голосом, исполняла в картине песню «Нанэ цоха» и задорно плясала вместе со взрослыми красавицами в шалях и длинных юбках. Алена Бузылева давно выросла, но не перестала петь и танцевать – она стала известной артисткой.
Раду отказались играть настоящие цыганки
Изначально сюжет фильма «Табор уходит в небо» отпугнул многих цыган – играть непокорную Раду, не захотевшую подчиняться мужчине и погибшую из-за своей гордости, настоящие таборные девушки наотрез отказались. Кроме того, по сюжету Рада должна была раздеться перед Зобаром, а это для настоящих цыганок тоже под запретом: такое поведение сделало бы любую из них изгоем среди родных. Так что от мысли снимать истинную дочь степей режиссеру Эмилю Лотяну пришлось отказаться. Он взял на роль Рады профессиональную молодую актрису Светлану Тому.
«Юбки нет, рубашки нет…»
Но зато почти все остальные цыгане на экране – самые что ни на есть настоящие. Они выглядели гармонично, прекрасно вписавшись в первозданную природу, среди дыма от костров, кибиток и лошадей. Среди таборных мужчин и женщин выделялась девочка – синеглазая и веселая, с сильным и звонким голосом, певшая озорную песню – «Юбки нет, рубашки нет – ты купи мне их, отец… Серьги-кольца дай, отец, — как цыганке без колец?»
Не дали доесть мороженое
Талант юной певицы – наследственный: Алена Бузылева родилась в семье потомственных артистов. Отец и брат девочки исполняли закадровые песни на студии «Мосфильм», искали музыку, занимались звуковым оформлением кинокартин. Однажды они взяли малышку с собой на работу – не с кем было оставить. Купили мороженое и приказали ждать на улице, пока они освободятся.
Но не успела Алена доесть мороженое, как из дверей выбежал брат, схватил ее за руку, быстро вытер сестренке лицо и потащил на киностудию. Девочка, ничего не понимая, расплакалась. Но брат успокоил – объяснил на бегу, что нужно попробоваться на роль в новом фильме, режиссер ищет девочку-цыганку, и Алена обязательно подойдет. Среди сотни нарядных девчонок, пришедших на пробы, Алена выделялась не в лучшую сторону: перепачканная мороженым, в стареньком спортивном костюме, с растрепанными волосами…
«Я нашел золото»
Режиссер поглядел на нее с сомнением. Но стоило ей запеть «Нанэ цоха» под аккомпанемент гитары брата, стоило вскинуть руки и пройтись в танце, как у Лотяну загорелись глаза. Он бросился к маленькой цыганке с криком: «Я нашел золото!», подхватил ее на руки и закружил.
Алене, конечно, хотелось сняться в кино. Но она даже не подозревала, насколько тяжелая работа ее ждет. Для Лотяну не существовало компромиссов: от каждого кадра он добивался идеальности, даже взрослые опытные актеры приходили в отчаяние и с трудом выносили деспотичный характер режиссера.
Вместо школы – на съемки
Восхищенный талантом Алены Бузылевой, Эмиль Лотяну, тем не менее, не делал скидки на возраст – требовал полной самоотдачи, как и от взрослых. Девочке пора было идти в школу, в первый класс, но вместо этого пришлось уехать вместе с киноэкспедицией в Карпаты. Чтобы Алена не отстала по учебе, Лотяну разыскал для нее учительницу, но заниматься приходилось урывками, потому что неугомонный режиссер поднимал всю группу в пять утра и заставлял работать до ночи.
Тяжелая, изматывающая работа длилась почти два года – были и слезы, и пот, и желание отказаться от всего. Результат удовлетворил режиссера, но самое главное – фильм «Табор уходит в небо» стал невероятно популярным у зрителей. Искренность и мастерство артистов завладели сердцами миллионов, красота каждого кадра заворожила, песни и танцы вольного народа вызывали слезы на глазах.
Проснулась знаменитой
И никто не мог остаться равнодушным к юной Алене Бузылевой, распевающей про юбку, рубашку и серьги с кольцами. Лукавая, озорная девчонка стала настоящей звездой: к ней бросались прохожие на улице, просили автограф, дарили цветы и подарки. Однажды она получила от поклонников роскошную картину – на ней был изображен табун лошадей с развевающимися гривами, скачущий вдаль.
Такой талант не должен был пропасть напрасно. Подросшая Алена продолжала сниматься – зрители могли видеть ее в фильмах «Возвращение Будулая», «Гаджо», «Официант с золотым подносом»… Кроме того, девушка совершенствовала свои вокальные навыки. Благодаря природному таланту и специальному образованию, Бузылева добилась немалого успеха, исполняя цыганские народные песни и романсы.
Алена стала актрисой московского цыганского театра «Ромэн», ее нередко приглашают на частные праздники и корпоративы, она принимает участие в концертах и поет со звездами российской эстрады, — словом, недостатка в работе и славе у нее нет.
Конечно, артистка сегодня мало напоминает ту худенькую подвижную девочку, которая восхитила Эмиля Лотяну. Но и сегодня голос Алены, выразительный и глубокий, ставший еще более красивым, неизменно завораживает слушателей, вызывая слезы на глазах и искренние аплодисменты.
Гордится своим народом
Отвечая на вопросы интервьюеров, Бузылева не устает повторять: она с любовью и уважением относится к культуре своего народа, и ей обидно бывает смотреть фильмы о цыганах, в которых они показаны лишь с одной стороны – ворами, конокрадами, обманщиками. Алена убеждена: личные качества человека не зависят от национальности, нужно относиться к каждому по справедливости и не навешивать ярлыки, не унижать людей по национальному признаку.
По мнению Алены, цыгане достойны других фильмов – правдивых, рассказывающих об истинной жизни этого древнего народа. Она мечтает снять фильм о своей семье – талантливой династии Бузылевых. Алена с нежностью вспоминает своих родителей – строгих, но любящих и добрых. Она с гордостью рассказывает о братьях, о сыне, о племянниках: каждый из них отличается творческими способностями, ни за кого не приходится краснеть.
А для миллионов зрителей Алена Бузылева так и осталась юной звонкоголосой цыганочкой из фильма, который и сегодня заставляет смеяться и плакать, рождает в сердце непонятную тоску и вечные вопросы – почему этот древний непонятный народ стремится куда-то идти, почему цыган тянет вдаль, не сидится на одном месте, почему в их песнях слышится неутоленная грусть и жажда сильных чувств? «Куда ты идешь, Рада? – На край света, барин. – Зачем? – Чтобы дойти и вернуться обратно…»