Он всего лишь хотел купить дачу… Трагический поворот судьбы актера Эдуарда Изотова

1983 год. Вся страна напевает новую песню Аллы Пугачевой «Миллион алых роз», американская школьница Саманта Смит прилетает в Советский Союз.

Председателем Президиума Верховного Совета СССР был назначен Юрий Андропов. Андропов решительно настроен навести в стране порядок. Повсюду ужесточается дисциплина, выходит знаменитый указ «Об укреплении социалистической трудовой дисциплины».

Строго наказываются опоздавшие, прогульщики и те, кто выпускает брак. Милицейские наряды и дружинники отлавливают в кинотеатрах, магазинах и на улице тунеядцев и тех, кто в рабочее время почему-то не на рабочем месте.

На предприятиях процветает воровство, никак не получается и побороть пьянство… В тот же год была объявлена борьба с нетрудовыми доходами и спекуляцией.

Продолжает действовать и статья Уголовного кодекса «Нарушение правил о валютных операциях». За покупку или продажу валюты «наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации, с обязательной конфискацией валютных ценностей и ценных бумаг и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки».

Да, лучшим советским фильмом в тот год был признан «Вокзал для двоих».

В истории с актером Эдуардом Изотовым, которая произошла в тот печальный для него 1983 год, вышел другой финал — тюрьма на двоих…

Актер Эдуард Изотов сыграл в кино десятки ролей. В 1959 году он закончил ВГИК. Актерское мастерство постигал в мастерской у самого Михаила Ромма. Первая заметная роль в кино — в картине «Первые испытания».

Но зрителям больше всего он запомнился по роли Ивана в киносказке «Морозко».

Это в сказке финал всегда добрый. А в жизни, увы, далеко не так… Иногда судьба выкидывает такой кульбит, что из-за, казалось бы, ерунды вся линия жизни ломается и несет тебя туда, где ты и в страшном сне не думал оказаться.

А ведь всё так безобидно начиналось…

47-летний актер Эдуард Изотов вместе со своей второй супругой Ириной Ладыженской решились наконец-то на покупку дачи, о которой они так долго мечтали.


Эдуард Изотов И Ирина Ладыженская

Нашли хороший вариант. Денег не хватало. В заначке у актера были доллары от продажи семейных старинных монет. Супруги решились их продать. Риск продажи валюты был огромный. Но они боялись, что дачу купит кто-то другой…

Место обмена в столице было всем известно. Кафе «Лира» на Пушкинской.

Тысячу долларов аккуратно спрятали в сапог Эдуарду Изотову. За руль сел первый муж Ладыженской. Они даже ничего и не успели никому предложить. Вероятно, об этой своей операции они кому-то случайно проболтались. Короче, их там уже ждали. И взяли почти сразу.

Был суд. Многие актеры хлопотали за Изотова и Ладыженскую, которая тогда работала редактором журнала «Фитиль». Олег Стриженов, Марина Ладынина, Лариса Лужина, Татьяна Конюхова, Алла Ларионова подписывали для суда ходатайства, чтобы их коллегам дали условный срок. Но не помогло. И Изотова, и Ладыженскую приговорили к трем годам тюрьмы. О даче пришлось забыть навсегда.

Из воспоминаний первой жены Эдуарда Изотова — Инги Буткевич:

«Пока он сидел, мы, актёры, чтобы облегчить ему жизнь, ездили в «Матросскую тишину» с шефскими концертами. Выступали все: и Моргунов, и Вицин, и Жора Юматов с Музой, Ларионова, Рыбников, Анофриев, Рыжов. Мы возили ему туда домашнюю еду, банки с его любимым вареньем.
Каждый раз поражала произошедшая в нём перемена. Казалось, его убивает чувство стыда и ужаса от всего произошедшего. Холеный, веселый красавец, любимец всей страны превратился в полностью раздавленного человека с потухшим взглядом. Лязг ключей, на окнах решетки, баланда… Для него каждая минута, проведенная в тюрьме, была невыносимым кошмаром, пыткой.
Эдика оформляли рабочим сцены для этих концертов. И вот, помню, он в телогрейке сидит на наспех сколоченной сцене, а его все быстро кормят, как собаку, прямо из кастрюли. Артисты старались его подбодрить: «Дружище, держись! Уже недолго осталось!» А он жадно ел и молча смотрел на всех, как затравленный волк».

Изотов и Ладыженская отсидели по 2,5 года. Вышли на свободу с разницей в два дня.

После отсидки Эдуард Константинович ни с кем из друзей и коллег не хотел говорить на эту тему, хотя многим было интересно, как там было за решеткой… Но любые расспросы о тюремной жизни Изотов мгновенно прерывал фразой «Мы уходим».

Ирина Борисовна Ладыженская в тюрьме сильно и быстро поседела. После этих испытаний одни друзья от них отвернулись, с другими не захотели общаться они сами.

Эдуард Изотов вернулся на работу в театр Киноактера, но сыграл лишь в нескольких эпизодах. И он попробовал себя в новом жанре — актер пел и танцевал в мюзикле «Тень». Но длилось это недолго. Вскоре все чаще и чаще он стал забывать текст. Боясь подвести коллег, он решил уйти из театра.

Заключение в тюрьме сильно подорвало его. В организме произошел серьезный сбой. В 1997 году со здоровьем стало совсем плохо. Сначала ему удаляли тромб, потом предстояли долгие месяцы лечения в неврологическом отделении. А потом была выписка домой…

Всё это время супруга была с ним. На спине сама таскала его в ванну. С деньгами на сложные операции им тогда очень помогли Александр Абдулов, Борис Хмельницкий, Александр Панкратов-Черный. Нужны были деньги и на сиделок, так как Ирина Борисовна продолжала работать.

Но болезни не отступали. У Изотова была наследственная гипертония, один инсульт следовал за другим. В 1999 году актеру было присвоено звание «Заслуженный артист России». Но если бы это звание могло вернуть здоровье…

Последние семь месяцев своей жизни Эдуард Константинович провел в закрытом психиатрическом пансионате. Умер актер 8 марта 2003 года. Ему было всего 66 лет. Похоронили актера на Химкинском кладбище рядом с отцом.

Ирина Ладыженская была хорошо известна в кинематографическом обществе. После отбывания заключения она работала заместителем художественного руководителя Театра Киноактера, а с 1993 года стала организовывать в России различные кинофестивали. Коллеги говорят, что она была сильной, энергичной и очень доброй женщиной.

Ирина Борисовна Ладыженская, как и ее супруг, тоже ушла из жизни в первых числах марта. Через пятнадцать лет после него.

Load More Related Articles