Жизнь актеров на экране часто кажется идеальной, полна блеска, романтики и магии. Мы восхищаемся их харизмой и наслаждаемся великолепными образами, созданными благодаря таланту и искусству.
Однако реальность часто значительно отличается от той сказочной картины, которую нам предлагают кинематографы. За яркими ролями и успехами скрываются настоящие человеческие чувства, страдания и переживания.
Янина Жеймо, сыгравшая легендарную советскую Золушку, является ярким примером того, как судьба может обойтись жестоко с теми, кто на экране кажется безмятежным и счастливым. В жизни Янины было не только очарование и слава… Она пережила голод, страх и потерю, что стало частью ее непростой истории.
Цирковое детство
У Янины Жеймо была необыкновенная и запоминающаяся жизнь, полная ярких событий и сложных испытаний. Родившись 29 мая 1909 года в Белоруссии, она рано стала частью цирковой династии. С трех лет девочка выступала на арене, поражая зрителей своим талантом как гимнастка, наездница и музыкальный эксцентрик.
Жизнь ее, казалось, была наполнена волшебством, но вскоре ей пришлось столкнуться с горем: в 14 лет Жеймо потеряла отца, находясь в тот момент на гастролях в Петрограде. Эта утрата стала поворотным моментом, и ее мама решила остаться в этом городе, чтобы продолжать выступать с дочками.
С тех пор Янина и ее сестра вышли на сцену с ксилофонами, это такой клавишный музыкальный инструмент, отдаленно напоминающий фортепиано. Для маленькой Янины таскать инструмент в руках было затруднительно, и она научилась носить его на голове.
Этот необычный прием, хоть и забавлял окружающих, но оставил свои следы. По мнению артистки, она перестала расти как раз по этой причине. Во взрослом возрасте Янина была всего 148 сантиметров. Но несмотря на все трудности, ее дух не угасал, ровно как и обаяние.
Девушка преодолела множество преград на пути к мечте. Она сделала шаг в неизведанное и сменила гимнастическую арену на экран в свои 15 лет, поняв, что хочет быть актрисой.
Навстречу мечте
Втайне от матери юная Янина Жеймо отправилась в киномастерскую Григория Козинцева и Леонида Трауберга под названием «Фабрика эксцентрического актера».
Начало карьеры девочки было отмечено любопытным и судьбоносным инцидентом, который предвосхитил ее взлет к славе. На прослушивании, выяснилось, что будущая Золушка уже обладает внушительным опытом выступлений на сцене — целых 12 лет, что гораздо больше, чем у самих организаторов курсов.
На ее таланте и преданности искусству нельзя было не поставить своего рода печать одобрения, ведь Янина была очень ярким и артистичным подростком.
Однако избранный юной Жеймо путь не вызвал восторга у ее матери, которая прочно связала свою жизнь с традициями династического цирка и мечтала дочери того же. Ее опасения были весьма понятными, ведь в этой сфере их род уже успел зарекомендовать себя, чего нельзя было сказать о кинематографе.
Янине пришлось научиться балансировать между обязанности преданной дочери и стремлением стать частью волшебного мира кино. С нелегким сердцем она разрывалась между мамой и учебой в мастерской, полностью погружаясь в искусство, которое захватывало ее.
И вот, как светлый луч надежды, над улицей Янины тоже взошло солнце: спустя непродолжительное время упорства и труда ей сделали предложение, от которого трудно было отказаться. Великие мастера кино — Григорий Козинцев и Леонид Трауберг — пригласили девушку на эпизодическую роль в фильме «Мишки против Юденича».
Однако, как это часто бывает на пути к великим достижениям, начальные шаги были далеко не безоблачными. Первая попытка оказалась для актрисы настоящим разочарованием. Она смотрела на свое отражение на пленке и не могла узнать себя.
Лицо, лишенное искры и подлинных эмоций, словно застыло в бессмысленном выражении. Оно казалось чужим. В тот момент мечты Янины о блистательной карьере стали таять словно утренний туман.
Но не зря же говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Перезаписать злополучный эпизод Жеймо помог коллега Андрей Костричкин, с которым после этого у них начался бурный роман.
К любовным делам мы еще вернемся, а сейчас вспомним все роли Янины до той самой знаменательной Золушки. С каждой ролью Янина продолжала покорять сердца зрителей. Ее участие в кино дарило радость и вдохновение.
С каждым новым проектом имя Янины становилось все более известным. Она больше не была просто актрисой, сыгравшей несколько ролей. Жеймо стала звездой, светящейся на экранах и в сердцах тысяч зрителей. На улицах города ее начали узнавать, ей писали письма поклонники.
С принцами не задалось
Вернемся к тому самому коллеге Жеймо по цеху Андрею Костричкину, который помог ей во время неудачи первого опыта в съемках. Эта встреча стала началом их романтической истории. Эти отношения быстро переросли из простой дружбы в глубокую любовь, полную совместных мечтаний и надежд. Пара достаточно скоро поженилась.
Несмотря на сильные чувства, их союз переживал и трудности. Костричкин оказался заядлым картежником и часто проводил вечера за игрой, забывая о Янине.
Тем не менее, в этом союзе, несмотря на все недоразумения и быстрый разрыв, возникло чудо — на свет появился новый человек. Девочку назвали в честь матери Янины.
На съемках фильма «Моя Родина» Янина Жеймо встретила вторую любовь своей жизни, талантливого режиссера Иосифа Хейфица. Их служебный роман, наполненный яркими эмоциями и общими творческими амбициями, быстро перерос в красивый брак, в котором на свет появился ребенок — сын Юлий.
Однако, как это часто бывает, радость была недолгой. Вскоре разразилась война. Жеймо, как и многие, оказалась перед лицом трагических реалий. В условиях опасности ее маленькие дети были эвакуированы в Алма-Ату. Тем временем Иосиф отправился со съемочной группой сначала в Монголию, а потом в Ташкент. Янина же тогда жила в блокадном Ленинграде.
В 1942-м всех сотрудников «Ленфильма» эвакуировали в Казахстан. Жеймо была несказанно рада этому событию, ведь она наконец-то могла воссоединиться с любимыми. Но судьба-злодейка сыграла с ней снова злую шутку.
«Мама взяла с собой увесистый чемодан, набитый вещами мужа, и поспешила к нам, — рассказывала дочка Жеймо. — Добиралась несколько месяцев. А в Алма-Ату тем временем пришло страшное известие, что тихвинский эшелон, на котором ехали артисты, разбомбили. Узнав об этом, Хейфиц тут же обзавелся новой женой Ириной. Когда маме рассказали про это, она была потрясена до глубины души. Вычеркнула мужа-предателя одним махом. Он умолял простить, но она гордо стояла на своем», — цитирует слова дочери артистка StarHit.
Третьим мужем Янины стал режиссер Леон Жанно, который утешал ее в сложный период переживаний о предательстве супруга. Доверившись спасителю своего сердца, Жеймо вышла за него замуж.
Вскоре звезда вновь расцвела. Несмотря на трудные годы послевоенных лет и тяжелые личные переживания, в ее взгляде вновь появился огонек подростка, который вскоре подарил ей ту самую знаменательную роль главной принцессы советского кино — Золушки.
Спасительная Золушка
В почти 40 лет Янине Жеймо предложили роль Золушки в одноименном фильме. Картина стала не просто экранизацией сказки, а ярким символом невероятного таланта Янины Жеймо, который был открыт зрителям благодаря сценарию, написанному ее преданным поклонником Евгением Шварцем.
Этот проект стал важной вехой в ее карьере, хоть и завершающей, ведь он вобрал в себя всю ту магию и очарование, которыми она всегда щедро делилась со зрителями с экрана. Однако выбор Янины на главную роль вызвал немало споров.
В то время артистке уже исполнилось 37 лет, и многие сомневались, что она может успешно воплотить образ юной принцессы, ей по сюжетной линии должно было быть не более 16, что фактически являлось возрастом ее дочери. Образы принцессы в глазах публики имели свои стереотипы, и некоторым казалось, что столь опытная актриса не сможет сыграть наивную и неиспорченную девочку.
Однако сама Янина обладала необычайным даром привносить в свои роли глубину и искренность, что позволяло ей преодолевать возрастные ограничения.
«На эту роль втайне от мамы пробовали балерину Марию Мазун, которой на тот момент не исполнилось и 20. Но миловидную и обаятельную девушку не утвердил худсовет. Танцовщица не обладала и половиной маминого актерского профессионализма, — подчеркивала дочь актрисы. — Шварц видел свою Золушку вовсе не бездушной смазливой куклой в стиле голливудских красоток, а хотел показать, что внутреннее очарование гораздо ценнее внешнего. Так, с большим трудом, в картину взяли маму», — цитирует слова дочери актрисы StarHit.
Конец жизни
Янина Жеймо ушла из жизни в 1987 году, оставив после себя целую эпоху в искусстве. Ей было всего 78 лет, когда очередной инфаркт неожиданно оборвал ее историю. Неуловимая, словно персонаж, которого она когда-то сыграла на экране, Янина оставила этот мир с достоинством.
Ее похоронили в Москве на Востряковском кладбище, где, среди мраморных плит и тихих аллей, ее память будет жить веками.