«Зачем ты развращаешь наших мужей?» Эва Шикульска : скандальная репутация, тайный роман с советским режиссером и настоящая любовь

Актриса Эва Шикульска хорошо известна в родной Польше, но наш зритель мог и не узнать про нее, если бы не съемки у советского режиссера Владимира Мотыля в замечательном фильме о декабристах «Звезда пленительного счастья».

23-летнюю Эву пригласили сниматься далеко не сразу. Режиссёру никак не удавалось найти актрису на роль утончённой модистки, француженки Полины Гебль (в замужестве Прасковьи Анненковой).

— На роль Полины режиссёру нужна была девушка с европейским типом лица и акцентом. На примете были две француженки — Анни Дюпре и Доминик Санда. Однако обе актрисы были заняты и не могли прилететь на пробы в Москву. А режиссера не выпускали в Париж. Тогда ему пришлось провести поиски в социалистических странах Восточной Европы. Так французскую красавицу заменили на польскую, — рассказывала редактор ТВЦ Юлия Микитенко.

— Дерзкая, импульсивная, бескомпромиссная и очень обаятельная — такой Владимир Мотыль видел возлюбленную декабриста Ивана Анненкова. Шикульска отлично воплощала в кадре его режиссёрский замысел, и он был очень доволен.

Позже дуэт Игоря Костолевского и Эвы Шикульской назовут одним из самых лучших в картине. «Без Анненкова и его прелестной Полины фильм был бы, пожалуй, недостаточно молод», — отметил историк Натан Эйдельман.

— Когда я снималась в «Звезде пленительного счастья» в роли красавицы-француженки, мне надо было как-то лопотать по-французски. Специально для меня пригласили прекрасную учительницу, свободно говорящую по-французски. Но этот язык, увы, не стал моим. Зато по-русски я не только говорила свободно, но даже думать на нем начала. Это помогало понять своих партнеров и героинь русских фильмов, — улыбалась Шикульска.

Актриса очаровала всю мужскую часть съемочной группы, за ней постоянно кто-то ухаживал. Роль в этом фильме стала для Шикульской весьма значимой — Эва стала самой популярной польской актрисой в СССР, подвинув уже занявших место в зрительских сердцах Беату Тышкевич и Полу Раксу.

Игорь Костолевский и Эва так убедительно играли любовь, что ходили слухи о реальном романе между ними. Но они никогда этого не подтверждали, говоря друг о друге с огромной теплотой.

— Мотыль сказал, что у меня будет очень хороший партнёр. Он был прав. Мы не играли, мы просто вошли в это, как в пух…Этот фильм мне дорог — думаю, что Игорюшке он тоже сделал много добра. Такое бывает только раз! Все спрашивают меня, были ли я влюблена в своего партнера. Это мой секрет! — смеялась актриса.

— Чувство огромной симпатии и душевного расположения к ней останется навсегда, — вторил ей Костолевский.

Начало: «Никогда больше не буду сниматься в кино, потому что оно крадет время и деньги!»

— Эй, мальчик, уступи место бабушке! — говорили девочке в автобусе.

Эва росла угловатым ребенком, похожим больше на мальчишку, чем на девочку. Ее коротко стригли, она обожала носиться с пацанами и играть в футбол. Шикульска родилась и выросла в Варшаве, а рядом с ее школой располагалась киностудия.

В один прекрасный день к ней подошла ассистентка режиссера и пригласила на съемочную площадку фильма «Тандем». Так уже в школьном возрасте девочка попала в мир кинематографа.

— Мои первые роли не принесли мне ни особой известности, ни школьной дружбы. Зато я узнала, что такое зависть. После съемок я пришла в школу, положила около класса сумку, в которой были мой первый гонорар и серебряные часы — мне их подарила бабушка в честь кинодебюта. И все это богатство у меня украли! И часы, и злотые… Тогда я сказала себе: «Никогда больше не буду сниматься в кино, потому что оно крадет время и деньги!», — смеялась Эва.

Замужество: «Меня окружали личности невероятного масштаба»

— Главным моим приобретением стало то, что я попала в руки великолепных мастеров. Меня окружали личности невероятного масштаба: мой будущий муж, его друзья: писатели, художники, режиссеры, ученые… Было на кого равняться и к кому присматриваться. Эти люди шли впереди своего времени и меня воспитывали в том же духе. В 1970-е я была молодой авангардкой… или как это правильно по-русски? Авангардисткой! — рассказывала Эва.

В 1969 году она снялась в фильме режиссера Януша Кондратюка «Как добиться денег, женщины и известности», и именно Януша упоминает выше как будущего мужа. Они поженились, он ввел ее в круг творческой польской элиты, ну а карьера Шикульской пошла в гору. Благодаря роли в сериале «Пан Самоходик и тамплиеры» в 1971 году, Эву стали узнавать на улице, и она мгновенно стала очень популярной актрисой.

Правда, Шикульска была недовольна, что все смотрят на нее в первую очередь как на красивую женщину, в которую давно превратился «гадкий утенок». Но как иначе? Эва обладала соблазнительными формами, красивым лицом с удивительными глазами и сексуальным голосом. Одно время актриса серьезно задумывалась о смене профессии.

— Однако оказалось, что уйти из актерства не так просто, как могло показаться. Можно переквалифицироваться из электрика в слесаря, можно перестать быть режиссером, но трудно перестать быть актером, потому что в нас, актерах, слишком глубока тоска по сценарию и фильму, — объясняла Эва.

Через четыре года брака Шикульска развелась с Янушем: накопилось непонимание, супругов развели амбиции и соперничество. Так объясняла их развод Эва, не углубляясь в детали. Она всегда подчеркивала, что первый муж дал ей очень много в профессиональном и образовательном плане.

А любовь?…

«Человек-космос, человек-планета». Она мечтала о семье, а он…

С режиссером Ильей Авербахом Шикульска познакомилась на Всесоюзном кинофестивале, проходившем в 1976 году в городе Фрунзе. Авербах словно сошел с ума, ухаживая за прекрасной женщиной и забыв о том, что он женат. Вспыхнул роман. Илья не был писаным красавцем, но в его внешности имелась схожесть с Жаном-Полем Бельмондо (друзья режиссера это отмечали), и он обладал природным обаянием. Опять же, как и первый муж Эвы, он принадлежал к элите кинематографа, режиссер и очень талантливый!

Авербах успел снять всего лишь 9 фильмов, они не имели шумного успеха в прокате, но нравились зрителям, рассказывая житейские истории, близкие и понятные многим («Монолог», «Чужие письма», «Фантазии Фарятьева»).

Как-то Шикульска прилетела из Варшавы, но Авербах, начавший съемки фильма «Объяснение в любви», не мог из-за занятости на съемочной площадке встретить Эву и попросил съездить в аэропорт сценариста картины Павла Финна. Павел прямо из аэропорта позвонил Илье.

— Авербах, как ты мог не увидеть, что Эва — это Зиночка! А ты до сих пор не знаешь, кого будешь снимать!

Так Шикульска снялась с Юрией Богатыревым в «Объяснении в любви» в 1977 году. Тонкий фильм о любви и нелюбви, о человеческих отношениях, грустное и красивое кино. Зрители находили, что Эва сыграла и раскрыла свою героиню намного лучше, чем в «Звезде пленительного счастья». Озвучила ее героиню Зину замечательная Валентина Панина, так как Шикульска говорила по-русски со слишком заметным акцентом.

После завершения работы над фильмом у влюбленных встал вопрос, что же делать с отношениями. Авербаху предстояло сделать мучительный выбор, и он решил остаться с женой Натальей Рязанцевой. У него с ней был еще и творческий союз режиссера и сценариста, ведь Наталья написала ему сценарии к фильмам «Чужие письма» и «Голос».

Шикульска всегда говорила об Авербахе как о каком-то небожителе: «Илья Авербах — человек-космос, человек-планета». Режиссер прожил еще 9 лет и скоропостижно скончался от рака в 1986 году.

Россия — любовь навеки

Эва очень ценила то, что она снималась в Советском Союзе и общалась с замечательными интересными людьми.

— Я была знакома с легендами, настоящими легендами! Помню, смотрю в кинотеатре премьеру «Объяснения в любви», а рядом со мной — Любовь Орлова и Григорий Александров. Или сидим мы ночью с коллегами в чьей-то маленькой квартирке, болтаем, и вдруг входит Булат Окуджава…

Сколько веселья было! Сколько куража и бесшабашности! Я запирала Васю Ливанова в квартире, чтобы он не сорвался в загул. Как-то всю ночь после спектакля мы проговорили с Инной Чуриковой, уже начало светать… Олег Табаков надо мной постоянно подтрунивал, а я не обижалась… А как чудесно было гулять по Москве с Иннокентием Смоктуновским, Олегом Далем, Олегом Янковским!

— Сегодня многие мои великие коллеги уже там, наверху, — бегают по небесным полям… Уходит наше поколение, — продолжала Эва. — Но встречи с яркими, неординарными, талантливыми людьми не проходят бесследно. Они наполняют человека, как сосуд. Слышали про стакан, который наполовину пуст или полон? Так вот, мой стакан полон до краев.

Во все времена, при разных правителях я громко говорила о своей любви к России, в которой никогда не чувствовала себя туристкой и иностранкой. Я много ездила, побывала в Москве, Пскове, в Сибири, на Кавказе, в Казахстане, Киргизии. Я так вросла в Россию, что потом в одном финском фильме с блеском сыграла русскую женщину.

После перестройки у нее были роли в российских сериалах «Что сказал покойник», «Азазель», «Диверсант», а также в фильме «Казус Белли», где ей удалось осуществить свою мечту и сыграть с Инной Чуриковой. Кстати, в «Казусе Белли» режиссер Игорь Угольников снял сразу двух популярных польских актрис советского кино — Эву Шикульскую и Барбару Брыльскую.

«Збигнев, ты женишься на мне?»

А тогда, в 1977-м, Эва вернулась из СССР совершенно разбитая после расставания с Авербахом. От грустных мыслей, как всегда, спасала работа, актриса всегда много снималась.

Однажды она поехала за город, а ее машина заглохла на пустынной дороге. Шикульска вышла на автомастерскую, и владелец мастерской Збигнев Перней вызвался ей помочь. Спустя годы он признавался в интервью, что завоевать сердце актрисы было не так-то просто.

— Ее называли неприступной, но мужчинам нравятся такие вызовы судьбы, — улыбался Збигнев. — Неприступная? Я штурмовал крепость, пока она не сдалась! Если без шуток, я влюбился и, как оказалось, на всю жизнь. Эва удивительная женщина… Чувствовал себя, как в сказке, когда мы начали жить вместе. Но я каждое утро просыпался со страхом, что она собрала вещи и исчезла из моей жизни навсегда.

Так прошло 17 лет.

— Я поняла, что предложения не дождусь. Вот и сказала сама: «Збигнев, ты женишься на мне?» И, несмотря на ужас в его глазах, я продолжила: «разве ты уже не понял, что я женщина всей твоей жизни?» — смеялась Шикульска. — Вжавшись в стену, он признался, что да, понял. Боясь, что он может передумать, я быстро побежала уладить формальности.

В этом браке Эва чувствовала себя очень счастливой, с мужем они прожили 44 года вплоть до его ухода из жизни в 2021 году в результате инфаркта.

— Мои самые близкие, самые любимые люди, младшая сестра и муж покинули меня. Я не хочу выглядеть грустным человеком, но, конечно, я полна грусти, — делится актриса. — Когда мы рождаемся, нам перерезают пуповину, и мы отправляемся в путешествие по жизни, которое может быть разным. Но никто из нас не хочет первым прийти к финишу, то есть к концу. Это неправда, что Земля — это Земля счастья. С нами могут случиться разные грустные вещи.

75-летняя актриса по-прежнему живет в их с мужем доме с чудесным садом, который они сажали сами, под Варшавой. Ее компаньонка — собачка Саруся, Эва всегда любила собак. Шикульска по-прежнему снимается в кино, изредка играет в спектаклях. Иногда ее приглашают почитать лекции в театральной школе.

— Конечно, у меня есть друзья, они мне помогают, пятилетний ребенок больше разбирается в технике, чем я! Мне нравится гулять по улицам моего городка с Сарусей, люди всегда подходят, чтобы поговорить. А какие хорошие дни, когда есть работа! Несмотря на то, что мое время заканчивается, мне не хочется уходить, все-таки жизнь чертовски хороша.

— Зачем ты развращаешь наших мужей? — полька средних лет подскочила к 25-летней Эве в салоне автобуса.

— Как ты себя ведешь?! — это выкрикнула миловидная блондинка.

Женщины кричали на нее, а потом одна плюнула ей прямо на пальто, вслед за ней другая…

— Спасибо, что не в лицо, — подумала Эва, выпрыгивая на остановке из автобуса.

Конечно, тогда она расстроилась, хотя совращение мужей этих женщин происходило лишь на экране. Но сейчас 75-летняя актриса Эва Шикульска вспоминает об этом с грустной улыбкой: «Как же давно это было, друзья мои…»

Load More Related Articles