Этот актер запоминается сразу, достаточно было увидеть его в любой роли.
Харизматичный и глубокомысленный образ Владимира Яковлевича поражает с первого взгляда: мужественный, талантливый, по-мужски красивый актер всю жизнь оставался верным единственной жене, и поддерживал ее, как мог.
Детство и юность
Владимир Самойлов родился в Одесской губернии в 1924 году, 15 марта. Глава семьи — Яков Самойлов служил механиком на судне дальнего плавания.
Сын часто бывал на море: рыбачил, ходил под парусом и без труда управлял лодкой и закидывал рыболовные сети.
Незаурядные способности семиклассника заметила учительница словесности, которая предложила Володе сыграть роль Арбенина в постановке пьесы Лермонтова.
Юноша со всей ответственностью отнесся к роли, безупречно выучил текст, и вышел на сцену в профессиональном гриме и новом костюме, взятом родителями напрокат.
Выступление прошло «на бис», с тех пор молодой человек стал серьезно увлекаться театром. Часто бывал на премьерах в театре оперетты и драматическом театре.
Мысль о том, чтобы во взрослой жизни стать актером, как-то очень глубоко «запала в душу», но в реальности пока не проявилась.
Начало войны
Как только юноша окончил школу, «в дверь бесцеремонно постучала война». Семнадцатилетний Володя сумел покинуть осажденную Одессу и, выйдя «на большую землю», посетил военкомат и записался на фронт добровольцем.
Будучи честным человеком, Самойлов сообщил, что некоторое время вместе со всей семьей находился в оккупации.
Из оккупированного города он смог вырваться и пробраkся на территорию контролируемую Красной Армией.
Сотрудники Особого отдела поначалу, как и других таких же красноармейцев, отправили Самойлова в штрафбат. Из пехоты парня перевели в минометчики.
Ему досталась очень тяжелая работа – переносить с места на место опорную плиту от миномета. В артиллерийские войска Владимир попал только к концу войны.
В течение десяти суток ему вместе с отрядом довелось пройти тяжелый путь от Вислы до Одера, длиной в пятьсот километров.
Это – 50 км в день, а если с небольшими привалами, то в среднем на сутки приходился еще больший путь.
В Польше, близ города Бреслау (сегодняшний Вроцлав) был тяжело ранен.
Раненому предстоял путь из одного госпиталя в другой, но нога лечению не поддавалась – встал вопрос о развитии гангрены.
Врачи поставили пациента перед жестким выбором: если не ампутировать ногу, из-за гангрены он не выживет.
Одним днем раньше перед операцией Владимир покинул больничную палату, и отправился к зимней проруби. Примостившись на льду, он опустил ногу в ледяную воду, и через несколько мгновений потерял сознание.
Спас его случайный прохожий. Увидев человека в больничной одежде, он помчался в госпиталь, оттуда и пришла помощь.
Доктора уже искали его, и сразу поняли, о ком идет речь. Они явились с носилками к проруби, уложили раненного и доставили в палату.
Наутро военврач с удивлением развел руками: воспаление уменьшилось. Это означало одно: ампутацию пока решили отложить.
Но всё наладилось, и ткани на ноге начали восстанавливаться.
После выписки 20-летний боец обходился без костылей, но хромота осталась навсегда.
Награжден Орденом Отечественной войны II степени.
Встреча с чудесной одесситкой
Красавица училась в театральном училище. Познакомившись с Надеждой Лишенко, фронтовик был очарован.
Молодые решили продолжить знакомство, постепенно переросшее в романтические отношения.
Но барышня оказалась принципиальной: она поставила перед ухажером ряд условий:
1. Он должен стать студентом театрального училища, в котором училась она сама;
2. Посетить протезиста и вставить потерянные на войне зубы.
Самойлова сразу зачислили на второй курс, и молодожены сыграли, наконец, свадьбу.
Помогли родители невесты, они продали кованые ворота и вложили вырученные деньги в свадьбу дочери.
В училище Самойлов был зачислен на курс Николая Волкова, именно он порекомендует актера на роль Миклухо Маклая режиссеру Александру Разумному.
Позднее, спустя двадцать лет, по просьбе Самойлова, известного к тому времени артиста, Волкова пригласили на роль генерала Денстервиля в кинофильм режиссера Ибрагимова «26 бакинских комиссаров».
Звание народного артиста Азербайджана присвоили Владимиру Самойлову в 1974 году. К тому времени он уже был Народным артистом РСФСР.
Переезд в Кемерово
Получив дипломы, Надежда и Владимир Самойловы стали служить в драматическом театре в Одессе. Но здоровье Владимира Яковлевича требовало более сухого климата.
С учетом этого, в 1951 году семья переехала сначала в Москву, где им предоставили временное жилье.
В театре Маяковского по ходатайству художественного руководителя театра Николая Охлопкова актеры стали играть ведущие роли.
Однако, постоянного жилья у актерской четы все еще не было, и они, получив подъемные выплаты, решили переехать в Кемерово.
Из тепла – в холод
Пока четыре дня ехали из столицы в Кемерово, на улице похолодало. Выйдя из поезда в летней одежде, актеры «окунулись» в 20-градусный сибирский мороз.
Встретивший их администратор привез чету в холодный барак. Условия в общежитии были ужасными: минимум старой мебели, металлическая кровать, и сырость только что побеленных стен.
Но «замерзнуть» им не дали – соседи поделились теплой одеждой, сварили пельмени, к чаю подали сгущенное молоко, которое Самойлов пробовал в первый раз в жизни.
А далее актеры вместе с коллегами поехали в театр.
Первая пьеса им очень понравилась, да и люди кругом – замечательные!
Вот так их встретили в Кемерово, где прожили актеры около шести лет.
В семье родился первенец
В то время, когда артисты проживали в Кемерово, Надежда родила первенца, мальчика назвали Сашей.
Роженица прямо со спектакля попала в родильный дом, и спустя пять дней после родов, актриса снова вышла на сцену.
Малыша отправили к бабушке в Одессу, а обратно к родителям мальчик попал лишь в то время, когда актерская чета переехала в столицу окончательно.
Это случилось, когда сыну исполнилось 8 лет. Все эти годы Самойлов служил в Кемерово, в театре имени Горького.
Тем временем бабушка отправила внука в школу для трудных подростков, а отец играл в спектакле режиссера Табачникова «Ричард Третий».
Так начиналось становление карьеры никому не известного тогда актера Владимира Самойлова.
Съемки в кино
Режиссеры отметили способности начинающего актера, и стали предлагать роли руководящих партийных деятелей, начальников в милиции, руководителей народного хозяйства.
Так, роль Василия Денисова, первого секретаря обкома партии, предложил актеру режиссер Чеботарев в 1963 году.
Буквально через полмесяца Хрущева сместили с его поста, и после этого Чеботарев все чаще стал снимать Владимира Яковлевича в своих картинах.
К примеру, на роль Савинкова в художественном фильме «Крах» утвердили известного уже в то время Стржельчика, а адъютанта Шешеню великолепно сыграл Владимир Самойлов.
Эта роль тоже была очень значимой в картине.
Пока шли подготовки к съемкам, Самойлов предложил режиссеру свою кандидатуру на роль Савинкова. К удивлению режиссера, получился самый великолепный и точный типаж самоуверенного, харизматичного дворянина.
Так уж вышло, что Самойлов превзошел своего конкурента на пробах. Владислав Игнатьевич Стржельчик мало походил на вождя.
Съемки «Свадьбы в Малиновке»
Режиссер Андрей Тутышкин задумал в 1966 году поставить музыкальную комедию по оперетте Бориса Александрова. На роль Назара Думы пригласили Владимира Самойлова.
Музыкальный фильм снимали в веселой обстановке, причем, настолько веселой, что ассистентам пришлось вызывать на площадку Надежду Самойлову, супругу актера.
Только в ее присутствии он мог удержаться от употребления «градусных» напитков, тем более что вся съемочная группа активно «закладывала за воротник».
Картину снимали на полтавской земле, и Надежде Федоровне пришлось взять ситуацию под свой жесткий контроль.
Она «встряхнула» не только супруга, но и всю съемочную группу. Надо отметить, что «горилку» можно было купить в каждом доме, и даже – в подарок.
Сцену свадьбы снимали достаточно долго – целый месяц, и все это время артисты не расставались с горилкой, для «правдоподобия»!
Коллеги говорили, что Назар Дума выглядел вполне трезвым «как стеклышко», чего нельзя было сказать об актере Самойлове.
Очень уж убедительно подвыпивший актер играл трезвенника — красноармейца.
В 1968 году, благодаря великолепно сыгранной роли в комедии «Свадьба в Малиновке» Владимиру Самойлову присвоили звание народного артиста РСФСР.
Надежда Самойлова не любила отпускать мужа одного: слишком много было желающих пригласить мужа к застолью.
Она ревновала мужа ко всем – к работе, к женщинам и мужчинам. Но дома он часто принимал гостей, и был очень рад их приходу.
По дому часто хозяйничал сам, мог приготовить вкусный обед, навести порядок, и в свободное от работы время с удовольствием помогал любимой жене, верность которой хранил всю свою жизнь.
Предложения из театров
После «Свадьбы в Малиновке», где актер показал всю свою мужскую харизму, предложения посыпались едва ли не от всех режиссеров.
Ему предлагали служить в Малом театре, а театре имени Моссовета обоим супругам предлагали не только роли, но жилье, комнату в коммуналке.
Наиболее привлекательным для них было предложение Андрея Гончарова, режиссера театра им. Маяковского, который сумел добиться предоставления чете Самойловых трехкомнатной квартиры.
Счастью Самойловых не было предела!
В актерской среде Гончарова называли самодуром, настолько вспыльчивый и темпераментный у него был характер.
Но этот режиссер всегда держался корректно, общаясь с Самойловым, называя его по-родственному дядей Володей.
В театре Маяковского актер великолепно начал свою работу. Одной из первых ролей стала роль Коперника в постановке «Конец книги VI».
Коллеги считались с авторитетным мнением Самойлова, который, помимо всего, обладал бесподобным чувством юмора. Поэтому мог разрядить любую конфликтную ситуацию.
И режиссер был очень признателен Самойлову за эту его способность.
Роль Павла Батарцева, управляющего стройтрестом, Владимир Яковлевич сыграл в картине Микаэляна «Премия».
Художественный фильм рассказывал о бригаде строителей, которая по собственной воле решила отказаться от премии.
После выхода фильма на экраны Самойлову было присвоено звание Народного артиста Советского Союза.
Спустя два года, в 1986 году Самойлов сыграл Базарова в картине «Отцы и дети» режиссера Вячеслава Никифорова. За эту роль актер был удостоен Государственной премии СССР.
Как это часто бывает, между режиссером и актером сложились очень теплые творческие отношения, в результате чего Самойлов играл в картинах Никитина в девяти проектах.
Актер, которого привыкли видеть в положительных ролях, был очень правдоподобен в картине о Дубровском, где он сыграл Кирилла Троекурова.
Актер на 100% попал в образ помещика, представляющего собой зло в чистейшем виде.
Сын
Александр Владимирович Самойлов, студент ГИТИСА, сын Надежды и Владимира Самойловых был буквально «на волоске» от гибели.
Когда родители были на гастролях в Ленинграде, им сообщили о происшествии с Александром, о том что, его больше нет.
Для матери это было настолько сильным стрессом, что у нее вскоре обнаружили онкологию головного мозга.
На самом деле в тот день он выпал с чётвертого этажа и выжил — отделался легко, сломал ногу.
Но в народе не случайно говорят: «Пришла беда – отворяй ворота!».
К счастью у Самойловых вскоре родилась внучка.
Однако радость была недолгой – у ребёнка обнаружили порок сердца. Помочь могла только операция, но и риск во время операции был огромным.
Оперировали ребенка в Лондоне, сильно помог с договоренностями и финансами режиссёр Роман Виктюк.
Но увы. Ребёнка спасти не удалось.
Владимир Самойлов жил и работал теперь по очень плотному графику. Около восьми лет он трудился без отпуска.
Помимо выступления в театре, народный артист СССР снимался в пяти – шести фильмах ежегодно.
К примеру. Чтобы снять два эпизода для картины «Цена трех секунд», актер утром вылетел из столицы в Ялту, и уже вечером мчался на машине в аэропорт для того, чтобы выйти на сцену в Московском театре.
Болезнь супруги
Из-за болезни жену Владимира Яковлевича уволили из театра в 1992 году. Но ее мужу в то время было 68 лет, и он был одним из ведущих актеров театра.
Работа давала не только деньги, но и возможность чувствовать себя востребованным человеком, профессионалом своего дела.
Когда супругу уволили, Самойлов пытался уговорить режиссера, чтобы ее оставили в театре. Но руководитель оставался непреклонным.
В ответ на отказ, актер заявил, что тоже уйдет из театра.
Жизнь непростая штука, и теперь безработный актер проводил дни рядом с больной супругой, помогая ей справиться с болезнью.
Через некоторое время Самойлову предложили роль в театре имени Гоголя.
Художественный руководитель театра позаботился об актере, понимая всю сложность его ситуацию.
В этом театре Самойлов играл в трех спектаклях.
Однажды театр поехал на гастроли в Соединенный Штаты. Самойлову нелегко дался 12-часовой перелет, поэтому в отеле он всю ночь не мог услуг.
Однако, на сцену не выйти не мог, и свою роль сыграл, как всегда, на высочайшем профессиональном уровне.
По сценарию, главный персонаж, стареющий актер Тайрон вынужден был расставаться с профессией, и очень сильно переживал свой уход.
Но и дома у него не было отрады – дома ждала жена, которая страдала зависимостью к наркотикам.
Самойлов очень хорошо понимал своего героя, поскольку у него была похожая ситуация.
К новой работе – главной роли в пьесе «Король Лир» Владимир Яковлевич отнесся, как всегда, с большой ответственностью, и с особым энтузиазмом. Но здоровье уже было сильно подорвано.
Кроме самого Самойлова, все уже понимали, что до премьеры дело не дойдет. Режиссер это делал исключительно для Владимира Яковлевича, который нуждался в работе и в деньгах.
Он очень хорошо знал, что Самойлов мечтал сыграть роль Короля Лира, о которой грезят многие актёры.
Но артиста увезли в больницу прямо с репетиции. Восьмого сентября 1999 года на 75-ом году жизни Владимира Самойлова не стало.