Москва пятидесятых годов. Три девушки приезжают в Москву в поисках любви, счастья, достатка мечтают найти свое место в жизни. Подруги живут в общежитии, столкнутся с различными испытаниями и ситуациями, сумев пронести дружбу на протяжении всей жизни. Этот простой сюжет мелодрамы в режиссуре Владимира Меньшова покорил советского зрителя и нашел признание за рубежом, став лучшим иностранным фильмом 1981 года по версии американской киноакадемии. Фильму присудили премию «Оскар».
Главную героиню Катерину Тихомирову сыграла актриса Вера Алентова. Катерина под влиянием своей подруги Людмилы в исполнении Ирины Муравьевой — выдает себя за профессорскую дочку, чтобы найти перспективного жениха. Когда обман раскрывается, уже беременную девушку бросает избранник, и она вынуждена растить дочь в одиночку. В итоге героиня делает успешную карьеру, а в 40 лет встречает мужчину, которого «так долго искала».
События «Москва слезам не верит» разворачиваются в двух временных отрезках: в конце 1950-х и 1970-х, когда у Катерины «в 40 лет жизнь только начинается».
РБК Life собрал собрал локации и фото с мест съемок культового советского фильма, который продолжают смотреть и пересматривать до сих пор.
Памятник Маяковскому
«Ничего не поняла», — говорит героиня Ирины Муравьевой своей подруге, когда они проходят мимо памятника Маяковскому, возле которого Андрей Вознесенский читает свои стихи. Монумент был установлен на одноименной площади (сейчас — Триумфальная) в 1958 году — именно тогда и развиваются события первой части картины. На церемонии открытия собрались несколько тысяч человек, перед которыми выступили популярные поэты. Это дало начало традиции так называемых маяковских чтений — каждое последнее воскресенье месяца у памятника стали собираться литераторы, читавшие для многочисленной публики свои произведения.
Режиссер снимал сцену возле памятника в сумерках, чтобы в кадре не было видно Маяковского тоннеля, который возвели спустя два года после описываемых событий — летом 1960-го (об этом сказано в номере газеты «Вечерняя Москва» от 30 июня 1960 г.)
Магазин с консервами
Затем подруги выходят на Тверскую, которая тогда именовалась улицей Горького, и следуют мимо огромных витрин магазинов, где представлены различные товары — от телевизоров и музыкальных инструментов до зонтов и платьев. Людмила останавливается поправить туфлю напротив гастронома с тазиком черной икры и пирамидой из банок рыбных консервов. На стекле красуется знаменитый рекламный лозунг: «Всем давно узнать пора бы, как вкусны и нежны крабы». Посмотрите, как сейчас выглядит эта оживленная улица на фото ниже.
Кинотеатр
Катя и Люда оказываются на Поварской улице, на фестивале французского кино, где перекидываются парой фраз с «начинающим» актером Иннокентием Смоктуновским, чья фамилия им «ни о чем не говорит». Эпизод снимали на ступеньках нынешнего Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова. Здание было построено в 1934 году по проекту архитекторов братьев Весниных, считавшихся одними из главных представителей отечественного конструктивизма. В нем должен был располагаться клуб политкаторжан, однако в 1936 году там оборудовали кинотеатр «Первый», в 1957 году дом на Поварской отдали под Дом кино.
Метро «Новослободская»
Люда Свиридова в исполнении Муравьевой встречает своего будущего мужа в столичной подземке. Восходящая звезда хоккея Сергей Гурин, которого сыграл Александр Фатюшин, обращает внимание на девушку на «Новослободской», после чего заходит за ней в вагон поезда. Станция Кольцевой линии была открыта в начале 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Героиня Муравьевой проходит возле одного из пилонов вестибюля с подсвечиваемым витражом, где при помощи разноцветных стекол изображен причудливый цветок в вазе.
Квартира родственников
Катя временно переезжает в знаменитое высотное здание на площади Восстания (ныне Кудринской) по просьбе своих родственников, отправившихся в отпуск «на юг на целый месяц». Заселяется в столичные апартаменты она не одна, а вместе с предприимчивой Людмилой, которая буквально увязывается вместе с ней. В сцене, когда подруги приезжают заселяться, можно увидеть небольшой казус: героиня Ирины Муравьевой подходит к высотке в белых туфлях, а через пару секунд уже внутри здания поднимается по лестнице в черной обуви. «Несостыковка» могла случиться из-за того, что уличные сцены снимали возле дома на площади Восстания, а интерьеры профессорской квартиры — в жилом доме на Котельнической набережной.
Сквер
MosfilmRuOfficial / YouTube📷Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
На Гоголевском бульваре неподалеку от станции метро «Кропоткинская» происходит разговор беременной Катерины с телеоператором Рудиком (Юрий Васильев), которого девушка просит найти ей врача. Здесь же спустя 20 лет он будет настаивать на встрече с уже выросшей дочерью, и тут же Катерина произнесет свою знаменитую фразу, про что в 40 лет жизнь только начинается. В одном из ракурсов за спинами героев можно разглядеть большой старинный дом с колоннами: это усадьба декабриста Михаила Нарышкина, где собирались его единомышленники, а Кондратий Рылеев читал свои «Думы». Сейчас там находится один из корпусов Московского музея современного искусства (ММОМА).
Роддом
В конце первой серии «Москва слезам не верит» Катерина рожает дочь. После выписки из больницы их встречают Люда и Тося (ее сыграла актриса Раиса Рязанова), а также муж последней — электрик Николай (Борис Сморчков). Сцену снимали на пороге родильного дома № 25 на улице Фотиевой, который был построен в 1958 году. Он стал одним из первых подобных учреждений в столице, где приняли программу грудного вскармливания, когда детей кормили не по расписанию, а по требованию матери.
Дом Катерины
События второй части фильма разворачиваются через 20 лет — в конце 1970-х. Отучившись вузе и сделав блестящую карьеру Катерина торопится на работу, выходя из подъезда одной из кирпичных многоэтажек на Мосфильмовской улице. Так называемые «генеральские дома», предназначавшиеся для советской номенклатурной элиты, были построены в 1973 году по индивидуальному проекту для сотрудников Минобороны СССР. От типовых московских высотокэти здания отличались более просторными квартирами с особой планировкой.
Белый дом
Личная жизнь главной героини долго не складывалась, зритель узнает об этом из эпизода встречи Катерины с ее женатым и трусливым любовником Володей в исполнении Олега Табакова. Она забирает его на машине в самом центре города при въезде с проспекта Калинина (сейчас Новый Арбат) на Кутузовский проспект. За спиной персонажей на высоком берегу Москвы-реки отчетливо виден Дом Советов (ныне Дом правительства России), известный в простонародье как Белый дом.
Бассейн «Москва»
MosfilmRuOfficial / YouTube📷Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
После расставания с Володей героиня Алентовой останавливает свою машину, чтобы купить самой себе цветы. В этой сцене на заднем плане видна огромная чаша бассейна «Москва» — самого большого плавательного комплекса в Советском Союзе. Бассейн прекратил работу в 1991 году, через три года его снесли . В 1994-м на этом месте начались работы по восстановлению храма Христа Спасителя.
Курский вокзал
Судьбоносная для главной героини встреча с тем, «кого она так долго искала», происходит в пригородной электричке. Там она знакомится со слесарем Гошей, которого сыграл Алексей Баталов. После выхода из поезда будущий избранник Катерины предлагает довезти ее до дома на такси. Сцена снималась возле здания Курского вокзала, который легко узнать по огромный стеклянному фасаду.
Интересные факты
Картина «Москва слезам не верит», которую в 1980 году посмотрели 84,4 млн человек, занимает второе место в списке абсолютных лидеров советского кинопроката всех времен, уступая лишь боевику «Пираты XX века» (1980 год, 87,6 млн зрителей).
Комитет по цензуре намекнул Меньшову, что ленту могут не пустить в прокат из-за наличия откровенных сцен, а непосредственно перед показом худсовет «Мосфильма» рекомендовал вырезать некоторые моменты. Картину спас генсек СССР Леонид Брежнев, который пришел от «Москва слезам не верит» в восторг.
В 1985 года президент США Рональд Рейган перед встречей с Михаилом Горбачевым не менее восьми раз посмотрел «Москва слезам не верит», чтобы понять «загадочную русскую душу».
Вера Алентова вспоминала о множестве писем от женщин со всего мира, которые признавались в том, что увидели себя в ее героине. Причем письма приходили из самых разных стран, в том числе Канады, Франции и Анголы. «Я думаю, что такое же завоевание проходит любая девушка, попадая в столицу, в абсолютно любой точке земного шара», — отмечала актриса.