«Крестный отец», «Славные парни», «Клан Сопрано».
Культовые фильмы или сериалы о мафии стали неотъемлемой частью современной поп-культуры, которые сформировали наше представление о криминальном мире. Однако мало кто задумывается, что голливудская романтизация мафии привела к появлению множества ложных фактов.
Поскольку мафия традиционно действует скрытно, после просмотра множества фильмов и сериалов о мафиозных группировках можно начать верить, что именно так устроена организованная преступность в реальности.
Например, в кинематографе мафиозные «семьи» устраняют любого, кто встает у них на пути, не заботясь о последствиях. Или же вы можете легко вспомнить сцены встреч между преступными группировками, которые всегда сопровождаются целыми армиями вооруженных гангстеров, готовых начать перестрелку при первом удобном случае — причем такие встречи всегда проходят на заброшенных складах.
Не стоит удивляться, что многие сцены, показанные в подобных фильмах, далеки от реальности. Как бы то ни было, вот 5 самых глупых мифов о мафии, в которые многие верят благодаря голливудским фильмам.
Миф № 1 — Если вы предатель, то вас обязательно уведомят об этом «поцелуем смерти»
Поцелуй смерти (от итал. Bacio della morte) у итальянской мафии — это символический жест, совершаемый главой мафии или высокопоставленным членом организации, когда он публично целует человека, который был приговорён к смерти за предательство или нарушение кодекса чести. Такой поцелуй обозначает неизбежность гибели и предупреждает всех присутствующих о судьбе, ожидающей нарушителя (в том числе и его самого).
Вот только самое забавно в этом то, что это полностью голливудский миф.
Впервые этот ритуал появился в книге 1968 года «Документы Валачи» о гангстере Джо Валачи. Именно из этой книги режиссёр Фрэнсис Форд Коппола взял идею, когда в сцене «Крёстного отца 2» Майкл Корлеоне целует своего брата Фредо, тем самым признавая его предателем. Этот эпизод стал иконой и символом понятия «поцелуй смерти» в массовой культуре.
Но в реальных исторических источниках и свидетельствах о настоящих мафиозных практиках с XIX века нет никаких упоминаний о «поцелуе смерти».
Единственное упоминание «поцелуя смерти» в газете произошло, когда гангстер Вито Дженовезе поцеловал Джо Валачи в щеку, что, как позже рассказывал Валачи, он ошибочно посчитал «поцелуем смерти», вычитав об этой практике из книги «Документы Валачи» о себе же самом.
Миф № 2 — У итальянской мафии есть строгая моральная позиция против торговли запрещенными веществами
Каждый человек, вероятно, знаком с этим знаменитым правилом благодаря «Крёстному отцу». В этом фильме (или книге)Вито Корлеоне, как известно, отклоняет предложение Виргилия Солоццо присоединиться к его нapкoтopговле, потому что считает подобное занятие неэтичным для итало-американской мафии. Кроме того, дон Корлеоне указывал на то, что к этой «гадости» их люди не должны иметь никакого отношения.
Кроме того, в знаменитой омерте, старинном кодексе итальянской мафии существует официальное правило, что члены семьи ни при каких условиях не должны связываться с торговлей и употреблением нapкoтикoв.
Но в реальности это самый большой миф, созданный голливудом.
Подобные сделки всегда были частью бизнеса итальянской мафии с самого её зарождения на Сицилии. Самый первый официальный арест Лаки Лучано (одного из будущих главарей итальянской мафии в Нью-Йорке) — ещё в 1916 году произошёл именно из-за того, что он работал нapкoкурьером. И даже когда он стал главарём мафии, то его семья не прекратила зарабатывать на этом деньги.
И хотя некоторые семьи всё-таки действительно старались не связываться с подобным бизнесом, часто это было сделано не по моральным соображениям, а скорее для того, чтобы избежать судебного преследования и чрезмерно длительных тюремных сроков. Даже более долгих, чем за совершение убийства.
Но даже в этом случае многие члены мафии не соблюдали эти правила. Например, в семье Гамбино существовали строгие запреты на торговлю и употребление, но несколько десятков влиятельных членов этой семьи были арестованы… Догадайтесь за что.
Миф № 3 — Омерта, кодекс молчания и чести, который является священным сводом правил для любого члена итальянской мафии
Традиционно итальянские мафиози действуют в соответствии с омертой, кодексом молчания, караемым смертью за его нарушение. Сама идея того, что омерта нерушима, является центральной частью поп-культуры о мафии, представленной в фильмах, книгах и телешоу. И многие люди буквально верят в то, что каждый член мафиозной семьи строго соблюдает все эти правила, ибо за их нарушение ему обязательно грозит печальный конец от рук своих же братьев.
Для тех кто не знает, так называемая Омерта — это кодекс или свод «священных» правил итальянской мафии, которую должен чтить каждый новый член семьи. Согласно писателю Рику Порелло, Омерта состоит из следующих нерушимых правил (нажмите на картинку, чтобы прочесть):
Но на самом деле этот кодекс практически никто и никогда не соблюдал.
Мы уже как минимум упоминали про то, что итальянская мафия с самого своего зарождения не брезговала торговать нapкoтикaми. А это одно из самых серьёзных и важных правил в омерте.
Про то, сколько полицейских и судей было yбито во время криминальных разборок итальянской мафии за одну лишь первую половину XX века и упоминать не стоит.
Сколько знаменитых столкновений происходило именно из-за измeн внутри семейных мафиозных кланов даже смешно вспоминать.
А в ситуациях, когда многие знаменитые боссы мафии оказывались на скамье подсудимых и им грозило от 20 лет до пожизненного, они с удовольствием шли на сделку с правительством. Такие знаменитые мафиози как Анджело Лонардо, Аладена Фратианно и Винсент «Толстяк Винни», спокойно сотрудничали с американским правительством, чтобы скостить себе срок и получить какие-то преференции.
Большинство настоящих итальянских мафиози никогда не соблюдали никаких кодексов чести. Для них это был просто бизнес, способ заработать деньги, обрести социальный вес, силу и влияние. Да, криминальный и грязный, но для них вполне себе обычный бизнес. Многие боссы мафии даже сравнивали себя с политиками, утверждая, что они гораздо честнее и благороднее, но просто их не защищает полиция.
Миф № 4 — Любой, кто «крысит», находится в смертельной опасности на всю оставшуюся жизнь
Ещё одно правило из так называемой омерты. Любой, кто «крысит» и сдаёт полицейским какие-то данные о мафиозной семье, после выхода на свободу обязательно должен ожидать визита убийцы.
И неважно, сколько для этого должно пройти лет. Даже если вы были в семье в 20 летнем возрасте, сдали кого-то, отсидели, а затем вышли из тюрьмы в 40 лет, то вас всё равно настигнут (если не настигли в самой тюрьме).
В сериале «Клан Сопрано» Тони Сопрано, посещая колледжи со своей дочерью, сталкивается с бывшим гангстером, ставшим информатором, живущим в сельской местности. Несмотря на то, что парень годами не попадался на глаза, Тони выслеживает его и дyшит в отместку за то, что он скрысил.
И казалось бы, подобное правило в итальянской мафии действительно существует. Вот только чаще всего это тоже голливудский миф.
В реальной жизни многие бывшие гангстеры сдавшие своих бывших друзей живут не просто под защитой свидетелей, а публичной, открытой жизнью.
Сэмми «Бык» Гравано, печально известный информатор, живет публично в Аризоне. Генри Хилл в конечном итоге ушел из-под федеральной защиты и жил публично в Небраске. Фрэнк Каллотта, бывший киллер, давал публичные интервью, консультировал множество фильмов и даже проводил экскурсии в Лас-Вегасе, где он выдавал многие семейные тайны своего мафиозного клана.
Никто из них не столкнулся с местью со стороны своей семьи.
Хотя доносительство и осуждается в мафии (и в некоторых редких случаях приводит к фатальным последствиям), семьи не хотят идти на неоправданный риск, навлекать на себя федеральные обвинения и привлекать к себе слишком много внимания только ради того, чтобы символически отомстить тому, кто давно покинул их организацию, много лет отсидел, ничего не знает о нынешних делах семьи и уже не представляет никакой угрозы.
Миф № 5 — Мафиозные боссы приходят на различные сделки с группой вооружённых людей
Представьте себе в голове важную сделку между двумя мафиозными кланами.
Для огромного количества людей это наверняка какое-то забытое или заброшенное помещение, вроде склада или завода, по 20-30 вооруженных человек с обеих сторон и постоянно витающее напряжение в воздухе.
В одной из сцен фильма «Отступники» команда Фрэнка Костелло (которого играл Джек Николсон) направляется на заброшенный склад для встречи с группой китайских гангстеров, чтобы продать им некоторое военное компьютерное оборудование. Несмотря на то, что это простая передача денег, обе группы приводят несколько десятков хорошо вооруженных гангстеров. Скорее всего, это потому, что они не доверяют друг другу, и им нужна поддержка на случай, если что-то пойдет не так.
Но если бы такая встреча произошла в реальной жизни, это был бы огромный риск для всех участников. По словам бывшего тайного агента ФБР Майка Макгоуэна, привлечение двух десятков свидетелей на какую-либо сделку просто создает два десятка потенциальных информаторов в будущем. Было бы намного безопаснее, если бы Фрэнк и китайский переговорщик встретились один на один или в максимально тесной группе (в заранее обговоренном месте). Гораздо чаще это не склад или завод, а просто фешенебельный отель принадлежащий мафии или нейтральный офис в здании у посредника между бандами/семьями.
Кроме того, на действительно важные сделки никогда не приходят сами главы семейств из-за высокого риска полицейской облавы. Если подобное и практиковалось, то в эпоху зарождения мафии. Но даже в XX веке на крупные сделки сходились представители разных семей, но не их боссы.