Актер Геннадий Корольков, которого зрители прозвали «русским Бельмондо», оставил после себя богатую фильмографию, насчитывающую около 80 работ.
Среди них значатся такие легендарные кинокартины как «Тени исчезают в полночь», «Государственная граница», «Батальоны просят огня» и многие другие.
Актера не стало 17 лет назад. На протяжение четверти века он был одним из самых востребованных артистов, но последние годы его жизни прошли в полном забвении. Судьба преподнесла Геннадию немало преград и испытаний.
Тяжелое детство
Актер родился в Рославле под Смоленском 3 июля 1941 года, когда только начиналась Великая Отечественная война. Его отец ушел на фронт, а мать, едва оправившись от родов, приняла решение отправиться в партизанский отряд. Будучи секретарем комсомольской организации, она не могла оставаться в оккупированном Рославле.
Война заставила ее одновременно сражаться за свободу и заботиться о маленьком сыне. Бойцы отряда помогали молодой маме, как могли. По рассказам, несколько партизан даже погибли, пытаясь добыть еду для малыша в оккупированной фашистами деревне. Существует также информация, что бабушка Геннадия тоже ушла в партизаны.
Львовские годы
Война закончилась, и отец Геннадия вернулся домой. Семья Корольковых переехала во Львов, где он пошел в школу.
С самого детства он увлекался искусством и активно участвовал в художественной самодеятельности. В третьем классе ему выпала честь сыграть свою первую театральную роль – негритенка.
Окончив школу, юноша устроился слесарем на львовский завод. Но тяга к театру не угасала. Он поступил в студию при Львовском театре имени М. Звегильского, однако столкнулся со трудностью – ему тяжело давалось изучение украинского языка. Проучившись всего год, в 1960 году Геннадий решил отправиться в Москву.
Поступление в Школу-студию МХАТ далось ему нелегко. Он был принят лишь с третьей попытки. Вскоре после этого состоялся его дебют в кино – небольшая роль в психологическом детективе Леонида Аграновича и Владимира Семакова «Человек, который сомневается».
Четыре театра
Окончив престижный вуз в 1964 году, Геннадий Корольков поступил в Центральный детский театр. Там он брался за любые роли, от собак и петухов до ежиков, чтобы обеспечить семью.
В то время он уже был женат на Фатиме, дочери известного сценариста и режиссера Николая Кладо. Фатима тоже была актрисой и окончила театральное училище имени Щепкина. В 1967 году у них родился сын Антон.
В это же время к актеру пришла популярность – он сыграл главную роль в социальной киноповести режиссера Марка Осепьяна «Три дня Виктора Чернышева». Кинокартина рассказывала о жизни простого московского рабочего-комсомольца.
Но за этой обыденностью скрывалась настоящая социальная драма, кипящая конфликтами и страстями. Фильм, поражающий талантом создателей, стал настоящим событием, но вскоре был незаслуженно убран с экранов.
Благодаря этой киноленте на Королькова обратил внимание Андрей Гончаров, главный режиссер Театра имени Владимира Маяковского.
В результате он пригласил актера в свою труппу. За пять лет работы в этом театре Геннадий Анатольевич добился значительных успехов, но вынужден был уйти по личным убеждениям.
Как рассказывал сам артист, он сдружился с актером Евгением Леоновым, а у того случился конфликт с режиссером. И в знак солидарности с товарищем Геннадий ушел вслед за Леоновым в Театр Ленинского комсомола, о чем позже пожалел.
Но и тут артист решил не задерживаться. С 1973 года он стал служить в «Ленкоме». Его коллегами были Николай Караченцов, Олег Янковский, Александр Збруев и другие легендарные актеры.
В тот момент Корольков и Караченцов стали близкими друзьями, хотя проработал Геннадий в культурном учреждении недолго. Он пришел в театр со своей супругой Фатимой, но Королькову давали роли, а ей – нет.
Они пытались исправить ситуацию и обсудить это с главным режиссером Марком Захаровым, но в результате покинули театр. Следующим местом работы артиста стал Театр киноактера.
Работа в кино
В 1970-х годах актер начал активно сниматься в кино, чаще всего в приключенческих лентах и детективах. Он, как правило, играл роли честных, самоотверженных чекистов, которые распутывают сложные преступления.
В 1971 году Корольков предстал перед зрителями в образе сотрудника КГБ в детективном сериале «Человек в проходном дворе», расследующего убийство в тихом прибалтийском городке.
Затем он вновь появился в роли агента, вместе с полковником Зориным (актер Всеволод Санаев), раскрывая кражу уже в детективе «Черный принц».
В фильме «Кольцо из Амстердама» Корольков разоблачил коварные планы иностранной разведки, а в криминальной драме «Трактир на Пятницкой» помог сотрудникам уголовного розыска обезвредить банду рецидивистов.
Но настоящую славу Королькову принесла роль Федора Морозова в сериале «Тени исчезают в полдень». В 1970-1980-е годы он был настоящим кумиром зрителей и звездой отечественного экрана.
«Мечтаю о серьезной, крупной роли. Мне бы не хотелось играть отрицательного персонажа. Я вообще в своей жизни только два или три раза изображал подонков. Знаете, мне бы хотелось, чтобы люди, видя мое лицо на экране, испытывали положительные чувства. Потому что жизнь такая сложная, отрицательных эмоций и так выше крыши», — рассказывал в интервью артист.
Черная полоса
Все изменилось в начале 1990-х годов. Как и многие другие артисты, он оказался не готов к внезапным переменам в стране. Какое-то время он продолжал появляться на экране.
Например, в фильме «Неизвестные страницы из жизни разведчика» и мелодраме «Осколок Челленджера». Но вскоре наступила черная полоса.
После того, как киноиндустрия погрузилась в глубокий кризис, его перестали приглашать в кино, а театры один за другим закрывались. В 1994 году закрылся на ремонт и Театр киноактера, где Корольков и его коллеги получали последние годы и так мизерные зарплаты. Вместе с женой и сыном Антоном он оказался без средств к существованию.
Знаменитому актеру пришлось устроиться гардеробщиком в ресторан при Театре киноактера. Это заведение было местом сбора новоявленных миллионеров днем, а ночью превращалось в дискотеку для геев, где свободно продавались запрещенные вещества. Для Королькова, привыкшего к уважению и признанию, самым унизительным было брать чаевые.
«Ресторан дорогой, приходили новые русские с дамами, дают чаевые, а я не беру. Так меня чуть не уволили: нельзя обижать господ, надо брать!» — признавался Корольков.
В какой-то момент артист не выдержал всего происходящего и начал пить. Супруга Геннадия пыталась бороться с недугом и отвадить его от пагубной привычки. Но в результате все же не выдержала и подала на развод после 33 лет совместной жизни. Бывшие возлюбленные разменяли квартиру и стали жить отдельно.
Периодически Корольков получал небольшие роли в кино.
«Актер — неблагодарная профессия. Попробуй сыграй даже маленькую, эпизодическую роль — она выпьет из тебя все соки, а отдача? Актера используют и выбрасывают… Неизвестно, что будет дальше, — подберут или нет. Сколько нас на старости нищенствует, сколько умерло в безвестности, сколько было таких, кто закончил свою карьеру после первой же роли, а всю жизнь ждал, когда позовут», — сокрушался он.
Умер в одиночестве
Все чаще актер проводил вечера в компании бутылки, погружался в зависимость и депрессию. Он остался совсем один. Правда, иногда к нему наведывался наследник Антон, который пошел по стопам отца и стал актером.
А в 2004 году внезапно объявилась взрослая внебрачная дочь артиста, которую родила чешская актриса Зденка Бурдова. У них с Корольковым случился роман во время съемок фильма «Звезды на утреннем небе».
Через некоторое время у актера начались серьезные проблемы со здоровьем, однако он не спешил обращаться к врачам и списывал все на возраст.
Позже врачи обнаружили у него онкологическое заболевание, которое уже не поддавалось лечению. Свои последние дни он провел в хосписе в полном одиночестве. Актера не стало 23 января 2007 года.