Одиночество, забвение и бедность : трагические судьбы советских самобытных актёров

Хэппи-энд в кино – это не редкость, другое дело – жизнь. Эта сценаристка расставляет роли и придумывается развязки, не жалея никого. Не только богатые, но и знаменитые плачут. И ещё как. Ведь судьба нередко оказывается к ним жестокой. Одной рукой она даёт ощутить вкус славы и успеха, другой отнимает всё и обрекает на одиночество, забвение и бедность. В этой статье вспомним трогательных и самобытных советских актёров, которых не миновала эта горькая участь.

Алексей Смирнов

Этого актёра зрители узнали и полюбили прежде всего по комединым ролям. Для кого-то он навсегда остался харизматичным тунеядцем Федей из «Операции «Ы»». Но многие по достоинству оценили драматический талант Смирнова и сохранили в сердцах созданный им образ механика Макарыча из фильма «В бой идут одни «старики»». Несмотря на известность и боевые награды, Смирнов до конца дней прожил в коммуналке и умер в одиночестве.

Война оставила свой отпечаток на его судьбе. Получив контузию, Смирнов потерял возможность стать отцом. Из-за этого он расстался со своей девушкой, об истинной причине она узнала много лет спустя. Смирнов пытался встречаться с женщинами, но смущался своего недуга. Актёр очень любил детей, он хотел взять из приюта мальчика с пороком сердца, но сделать этого не удалось. Единственным близким человеком Смирнова была мать, но с возрастом она перестала его узнавать.

На площадке Смирнов никогда не пользовался помощью дублёров. Все трюки он исполнял сам, и это сказалось на его и без того подорванном здоровье. В 1977 году оно так подкосилось, что Смирнов не смог принять участие в фильме своего друга Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты». 11 апреля 1979 года Быков разбился в автокатастрофе, и эта новость потрясла Смирнова. Он ушёл в запой и попал в больницу. В палате он пролежал две недели, и за это время никто не пришёл его навестить. 7 мая он умер от разрыва сердца. Яков Костюковский поразительно точно описал Смирнова в этих воспоминаниях:

«Прежде всего в Алексее Макаровиче удивлял разрыв «между формой и содержанием». Внешне казалось, что это такой увалень, невежда, мужлан, который прочёл всего две книжки, да и в кино его взяли будто бы из-за фактуры… Но все это – маска, за которой скрывался умный, ранимый, начитанный человек, который действительно много знал и много чем интересовался. Он никогда этим не хвастал, никого и ничего не цитировал. Был, так сказать, весь в себе».

Екатерина Савинова

Роль Фроси Бурлаковой в фильме «Приходите завтра…» стала во всех смыслах поворотной в жизни актрисы. С одной стороны, она принесла ей всесоюзную известность, с другой, страшные последствия. Дело в том, что во время съёмок Савинова подхватила бруцеллез. По одной версии, она купила парное молоко на рынке, по другой, выпила его на площадке. Как бы там ни было, болезнь сильно ударила по здоровью актрисы и дала осложнения на нервную систему. Всю оставшуюся жизнь Савинова пила горстями таблетки и помногу месяцев лежала в клиниках.

Из-за этого ей стали доверять лишь второстепенные и эпизодические роли. Актриса не могла реализовать свой талант в кино, и это привело к депрессии. Многие знакомые стали замечать в поведении Савиновой признаки шизофрении. Её подруга актриса Ольга Гобзева вспоминала, что Екатерина слышала голоса, которые советовали ей свести счёты с жизнью, чтобы спасти сына. Андрей Ташков признавался, что его мать почему-то считала, что может заразить его, поэтому намеренно отстранялась. Из-за этого он плохо помнил её, но знал, что всё хорошее, что было в нём, досталось от неё.

Весной 1970 года Савинова уехала в Новосибирск навестить сестру. У неё она прожила месяц. 25 апреля актриса «вымыла пол, прибралась в квартире сестры, надела своё самое нарядное платье и ушла на станцию». Там она бросилась под поезд. Клара Лучко так описала свои мысли о ней:

«Мы проходим мимо талантливых актёров, дарование которых не умещается в привычные рамки, говоря при этом, что актёры – это штучный товар. Катя могла бы сыграть множество ролей, у неё был редкий голос, но она была никому не нужна».

Георгий Вицин

Массовому зрителю этот актёр известен по роли Труса в комедиях Леонида Гайдая. И у других режиссёров фактурный Вицин воплощал похожие образы. Однако несмотря на своих многочисленных персонажей-пьяниц Вицин был далёк от табака и алкоголя. Он вёл здоровый образ жизни и практиковал дыхательную гимнастику йогов. Обо всём этом он высказывался так:

«Я долго не мог смириться со своим комическим амплуа. Всерьез мечтал о Гамлете, о Достоевском… Но в кино попал за свою дикую рожу, которая казалась вечно пьяной. Может быть, поэтому я и не пил…»

Вицин был талантливым актёром озвучивания и автором шаржей. И хотя даже в 90-ых актёр в составе комичного трио гастролировал по стране, последние годы он жил бедно. В центре Москвы у него была квартира, но он отдал её дочери, которую обожал, и переселился в «хрущёвку». Там он вёл замкнутый образ жизни, сторонясь соседей и журналистов. Актёр вообще не любил к себе внимания. В транспорте он надвигал на глаза кепку и кутался в серый плащ. Если его узнавали, он говорил, что он брат Вицина, и спешно отступал в тень.

На улицу он выходил только для того, чтобы покормить птиц, уличных кошек и собак. Когда Вицину предлагали материальную помощь, он отказывался брать «последнее у людей». В октябре 2001 года после выступления ему стало плохо и его положили в больницу. В новостях появлялись объявления о сборе средств на лечение актёра, но семья по его воле не приняла пожертвования. 22 октября Вицин скончался от осложнения хронических заболеваний, и его скромно похоронили на Ваганьковском кладбище.

Load More Related Articles