Советский кинематограф подарил зрителям множество уникальных картин, о которых можно говорить бесконечно.
По мнению киноведов в первом ряду стоят такие легендарные фильмы, как «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, «Тихий Дон» Сергея Бондарчука, «Проверка на дорогах» Алексея Германа-старшего, «Вечный зов» Валерия Ускова и Владимира Краснопольского, «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого.
Конечно, этот список неполный, и продолжать его можно очень долго.
Но есть одна картина, которая заслуживает отдельного повествования – советский фильм, у которого нет аналогов в мире. Называется «Сказка странствий».
Великая тройка авторов
Работу над сценарием этой картины начал выдающийся, по моему мнению, режиссер Александр Наумович Митта, человек, который снял первый в СССР фильм-катастрофу «Экипаж».
Изначально автор проекта планировал, что работу над сценарием продолжат его друзья – талантливые сценаристы и драматурги Юлий Дунский и Валерий Фрид. Но у Дунского начались проблемы со здоровьем, поэтому дописывать сценарий Митте пришлось вдвоем с Фридом.
Александр Наумович был сильно расстроен и по его же собственной оценке сценарий вышел «рыхлым».
«В нём очень много лишнего»,— признавался Митта.
В создании фильма принимали участие киностудии трёх стран
Снимали фильм на трех киностудиях: «Мосфильме», киностудии «Баррандов», что в Чехословакии и румынской «Букурешти».
Основную часть сцен снимали в Крыму.
При этом, это был очень рискованный эксперимент, поскольку раньше Митта снимал фильмы либо для взрослых, либо для детей, а «Сказка странствий» задумывалась в равной степени для разных возрастных категорий.
Об актерах, сыгравших главные роли
Одну из ключевых ролей – Орландо режиссер доверил Андрею Миронову, хотя изначально планировал пригласить Леонида Филатова.
Но что-то пошло не так …
Марту сыграла бесподобная Татьяна Аксюта, хорошо известная по фильму «Вам и не снилось», а злодея Гогона Лев Константинович Дуров.
Вообще в фильме собралась удивительная компания талантливых актеров: Валентин Гафт, Владимир Басов, Вениамин Смехов …
Советский фильм, у которого нет аналогов мире. Уникальный фильм, который уже забыли
Фильм снят в жанре сказки, совмещающей в себе элементы фэнтези и притчи.
События разворачиваются в вымышленном княжестве, где живут двое сирот: мальчик Май и его сестренка Марта. У мальчика была удивительная способность – волшебный дар находить золото, но как только к нему приближались, у Мая начинались сильные головные боли.
Поэтому Марта запрещала брату пользоваться даром, и дети жили в нищете.
Но неожиданно накануне праздника Рождества Мая похитил злодей Горгон, хотевший разбогатеть при помощи волшебного дара мальчика.
Что оставалось сделать Марте? Девочка отправилась на поиски брата и случайно встретила бродячего врача, философа и изобретателя Орландо, вместе с которым пустилась в опасное путешествие.
Девочка вышла победительницей, победила Чуму, но заплатила за это высокую цену – Орландо погиб.
Через 10 лет Марта добралась до земель, где правил жестокий принц. И что удивительно этим принцем оказался повзрослевший Май, вместе с которым жил и злодей Горгон. Май научился управлять своим даром, и головные боли исчезли.
Горгон решил выгнать Марту, но она отказалась. Тогда злодей заключил девушку в замок. Узнав об этом, Май решил спасти свою сестру. Использую дар «золотоискателя», он «призвал» все золото и разрушил замок до основания. В этот миг Май потерял свой волшебный дар, но спас сестру …
Главная мысль этой сказки-притчи заложена в финале.
Ее, кстати, объяснил сам Александр Митта.
Орландо погиб, спасая от Чумы двух маленьких детей. Но затем он возродился, чем спас также и Мая, который уже начинал гибнуть в своих недостатках.
С помощью Орландо уже повзрослевший Май «очистился» и продолжил дело Орландо – нести мир людям.
У этого фильма, вышедшего в 1983 году, нет аналогов мире. В нем режиссер объединил идеи двух выдающихся методик: действенного анализа, придуманную Константином Станиславским и методику монтажа аттракционов Сергея Эйзенштейна. К сожалению, фильм забыли, его очень редко показывают по ТВ, а жаль, ведь такие фильмы идут только на пользу, особенно молодому поколению.