Её очень любил Леонид Брежнев, но, что было куда более важным – его жена Виктория Петровна

Эта Народная артистка РСФСР и Заслуженный деятель культуры Польши сыграла в шести десятках картин и без малого в сорока спектаклях Московского театра Сатиры. Ольга Аросева – это целая эпоха и богатая галерея образов, которые она создала в кино и в театре. Но больше всего люди старшего поколения запомнили блистательно сыгранную Аросевой пани Монику из телевизионного «Кабачка 13 стульев». Она была достаточно открытым человеком, но в ней была какая-то загадка. Она была далёкая и своя одновременно.

Детство

Ольга появилась на свет в Москве 21 декабря в 00 часов, как раз между Стрельцом и Козерогом. Видимо, это и предопределило то, что и в жизни, и в творчестве она могла быть очень разной. Отец, Александр Яковлевич, первоначально эсер, с 1907 года – большевик, после революции – чекист. Начиная с 1928 года он служил полпредом, то есть, полномочным представителем (так до 1941 года назывались главы советских дипломатических миссий за границей) в Литве, Чехо-Словакии (так, через тире писалось в советских газетах название этого молодого государства) и Франции. Ольга была самой младшей дочерью в семье: старше неё были Наташа и Лена. Семья переезжала из одной европейской столицы в другую, и как выглядит Родина, девочки не знали. В Праге Ольга пошла в школу, первый раз побывала в театре, в 5 лет с большим успехом впервые выступила перед зрителями. Мама, Ольга Гоппен, из семьи ушла, и девочки остались жить с отцом, но он много работал, и дочерьми занимались воспитательницы. Их ненавидели, жаловались отцу, и они часто менялись.

В 1933 году Аросевы вернулись в Москву, и поселились в 5-м подъезде знаменитого конструктивистского дома на Берсенёвской набережной – Первом доме Советов, построенном за два года до их приезда. В гостях у них бывали Ромен Роллан, Владимир Немирович-Данченко, Борис Ливанов, и восьмилетней Оле нравилось наблюдать за ними. Но самый яркий след в жизни и в детской памяти оставил Иосиф Сталин, с которым она познакомилась в 1935 году на воздушном параде в Тушино, куда Аросев привёл их с Леной. Назавтра все газеты напечатали фото девочки Оли, стоявшей рядом со Сталиным.

Арест отца

В 1937-м Александра Аросева арестовали, и домой он больше не вернулся. Ольга Гаппен, обойдя множество кабинетов, добилась, чтобы дочерей не забирали в детдом, а отдали ей. Ольга написала Сталину письмо, в котором заявила, что не верит в то, что отец – враг народа. Сталин так же письменно ответил, что дело будет пересмотрено, но в тот момент Александра Аросева уже не было в живых.

Жизнь девочек была бы невыносимой, если бы не любовь к театру: они старались посещать все новые спектакли, и даже во время войны, оставшись в Москве, могли часами стоять в очередях за билетами.

Театр

Ольга всегда хотела стать актрисой, но в театральное училище поступила не сразу, так как у неё не было аттестата о среднем образовании. Сначала она хотела стать дирижёром, чтобы стоять перед оркестром и взмахивать палочкой, потом занималась конным спортом, мечтала стать наездницей, и даже поступила в цирковое училище, научилась жонглировать и ходить по проволоке.

В 1945-м в Москву по пути из эвакуации в Ленинград ненадолго заехал Театр комедии. Ольга пришла туда и устроилась бутафором. Худрук театра замечательный режиссёр Николай Акимов часто наблюдал, как бутафоры делают из папье-маше деревья. Как-то он подошёл к Ольге и спросил, где она учится. Она, не моргнув глазом, наврала, что учится на последнем курсе театрального училища, а через некоторое время принесла диплом сестры Елены, которая окончила Московское областное театральное училище. Акимов посмотрел диплом, подвоха не увидел, и сказал Ольге, что она может приехать в Ленинград, и он возьмёт ее в свой театр.

Девушка приняла слова Акимова на полном серьёзе, и когда появилась на пороге его ленинградского кабинета, он немного растерялся от её прыти и напора, но, раз обещал, принял её в труппу. Видимо, Акимов увидел в этой девчонке индивидуальность, которой не было в других молодых актрисах. Первой ролью Аросевой в театре Акимова была корова в спектакле по пьесе французского драматурга Эжена Лабиша «Путешествие месье Перришона»: Ольга ползала по сцене на четвереньках, слегка задирая зад, взбрыкивала ногами и мычала. В Ленинграде было голодно и холодно, жилья не было, Аросева снимала комнату в коммуналке, зарплата была копеечная, жила впроголодь. Однако Ольга была счастлива, потому, что начиналась новая самостоятельная жизнь актрисы.

Алексей Арбузов

В конце лета 1947-го, никому тогда ещё неизвестная актриса Аросева влюбилась в знаменитого драматурга Алексея Арбузова, но связать с ним свою жизнь не решилась. Арбузов приехал в Ленинград на несколько дней, привёз свою новую пьесу. Каждый вечер они гуляли по городу и не могли наговориться. Уехав в Москву, Арбузов писал Ольге нежные письма, но она не отвечала. Так продолжалось 7 месяцев. Несмотря на то, что по признанию самой Аросевой её чувство к Арбузову было самым большим и самым чистым в её жизни, она боялась, что не сможет стать актрисой, а будет лишь женой знаменитого драматурга. Вскоре после встречи с Арбузовым Аросева вышла замуж за ленинградского музыканта Константина Жукова, который был старше её на 11 лет.

В театре Акимова, где Аросева освоила азы профессии, она прослужила пять лет, которые считала очень счастливыми, однако из Ленинграда ей пришлось уехать: Акимова объявили безродным космополитом, началась травля в прессе, перед труппой поставили вопрос о снятии его с работы, и труппа проголосовала «за». Против были только опытный актёр, будущий лауреат Ленинской премии и Народный артист СССР Борис Смирнов и наивная девчонка Оля Аросева.

Театр Сатиры

Акимов добра не забыл, и порекомендовал Смирнова худруку недавно созданного на базе таировского Камерного театра, театра им. Пушкина трижды сталинскому лауреату Василию Ванину, а Аросеву – главному режиссёру Театра Сатиры Валентину Плучеку. Ольга уехала в Москву, а Константин не захотел переезжать, остался в Ленинграде, и вскоре они развелись, но сохранили дружеские отношения. Просмотр у Плучека Ольга прошла блестяще, тут же была зачислена в труппу, и легко в неё влилась. Ей было 25 лет. В Театре сатиры Аросева играла с небольшим перерывом на театр на Малой Бронной до конца жизни. В театре Аросева особенно подружилась с Татьяной Пельтцер, которая, как и Ольга, была заядлой курильщицей и картёжницей: в свободное от службы время они могли сутками напролёт резаться в преферанс. Когда Пельтцер, разругавшись с Плучеком, хлопнула дверью и ушла в театр им. Ленинского комсомола к Марку Захарову, все её роли достались Аросевой.

В 1953 году Борис Равенских и Татьяна Лукашевич поставили в Театре сатиры музыкальную комедию «Свадьба с приданым», которая произвёла такой фурор, что «Мосфильм» снял этот спектакль на плёнку. Главные роли играли Вера Васильева, Владимир Ушаков, Виталий Доронин и Галина Кожакина, а у Аросевой была небольшая роль подружки на свадьбе. В 1955-м театр повёз спектакль на целину. Работать приходилось не только в крупных городах, но и на полевых станах, а жить в деревнях и сёлах. Есть там было нечего, гражданский муж Веры Васильевой Борис Равенских ловил рыбу и кормил не только всю труппу, но и технический персонал – гримёров, осветителей, бутафоров, костюмеров.

Новый брак

В хорошенькую Ольгу многие влюблялись. В конце концов, она не устояла, ответила коллеге Юрию Хлопецкому взаимностью, и вышла за него замуж. С Юрием Аросева прожила несколько счастливых лет, но после того, как потеряла в 1953 году ребёнка и услышала от врачей, что детей у неё больше не будет, они расстались ещё и потому, что Юрий прилично выпивал. Потеряв своего ребёнка, Ольга всю свою нерастраченную материнскую теплоту отдала племянникам – детям сестёр.

Главным для Аросевой стал театр, и к жизни она стала относиться как к продолжению театра. В конце 50-х каждая премьера Театра сатиры становилась в Москве событием.

«Берегись автомобиля»

Когда в 1965-м Эльдар Рязанов, снявший до этого культовые комедии «Карнавальная ночь» и «Гусарская баллада», предложил Аросевой роль Любы в комедии «Берегись автомобиля», она специально пошла учиться на курсы водителей троллейбуса, и в картине работала сама, за исключением той сцены, когда гналась за «Волгой», которую угнал непутёвый жених Любы благородный воришка Юрий Деточкин, гениально сыгранный Иннокентием Смоктуновским. В 1971-м Рязанов снял Аросеву в большой роли в комедии «Старики-разбойники», ещё через три года – в советско-итальянской комедии «Невероятные приключения итальянцев в России».

С Плучеком, талантливым, но властным самодуром, отношения у Аросевой складывались не просто. Сначала всё было хорошо: он давал ей главные роли, а потом очень подверженный чужому влиянию и веривший разным слухам и сплетням Плучек, просто перестал замечать Аросеву. Кто там что нашептал ему, до сих пор доподлинно не известно. Замечательный актёр Евгений Весник ставил в «Сатире» спектакль, в котором должна была играть Аросева. Плучек поставил Аросеву перед выбором: он, Плучек, или Весник. Аросева выбрала Весника, и заявила, что покинет театр. Аросева в тот момент уже была ведущей актрисой театра, много играла, на неё шли, она недавно получила звание Заслуженной артистка РСФСР, и Плучек уступил, стал давать ей роли, и они помирились.

«Кабачок «13 стульев»

Именно в период конфликта с Плучеком появился популярнейший телевизионный «Кабачок «13 стульев», где Аросева была, пожалуй, самой яркой фигурой. Когда она входила в «кабачок» и говорила: «Добрый вечер!» вся страна была в экстазе. «Кабачок «13 стульев» принёс Аросевой и любовь зрителей, и возможность работать, и приличные деньги. Андрей Миронов, который вёл первые выпуски, говорил про пани Монику, что её энергии хватит, чтобы растопить все льды Антарктиды. Первые выпуски «Кабачка» снимали очень тяжело: в то время у телевизионщиков ещё не было таких монтажных возможностей, как сегодня, и если в сцене кто-то фальшивил, её приходилось снимать заново от начала до конца. Потом зритель пошёл в «Сатиру» уже на пани Монику. «Кабачок» взорвал советское телевидение: где ещё в то время можно услышать западные хиты и искромётные шутки «не про нас», где ещё можно было увидеть такие модные наряды? В театре образовалось что-то вроде обособленного коллектива хорошо оплачиваемых актёров, занятых в «Кабачке», и, понятно, что очень многим, кто в этот коллектив не входил, это не нравилось.

Одежды на съёмки никто актёрам из «Кабачка» не давал, и они правдами и неправдами доставали где-то вещи, привозили с зарубежных гастролей. Некоторые зрительницы с нетерпением ждали очередного «Кабачка», чтобы подсмотреть фасоны одежды. Шляпки пани Моники были вне конкуренции. В 1976 году из Варшавы пришло известие, что Аросевой присвоено звание Заслуженного деятеля культуры Польши.

Плучек очень ревновал своих актёров, и просил председателя Гостелерадио СССР программу закрыть, но этого не мог сделать даже всесильный Сергей Лапин: «Кабачок» очень любил тогдашний генсек Леонид Брежнев, но, что было куда более важным – его жена Виктория Петровна, которая не пропускали ни одной программы. Как-то без Аросевой вышло два выпуска, и сам Лапин звонил, спрашивал, почему её нет, Виктория Петровна волнуется.

«Интервенция»

В 1967 году Плучек поставил спектакль «Интервенция» по пьесе Льва Славина, где банкиршу мадам Ксидиас играла Пельтцер. Через год Геннадий Полока снял на «Ленфильме» одноимённую картину, в которой играли Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Ефим Капелян, Сергей Юрский, а роль мадам Ксидиас – Аросева. В Госкино фильм объявили идеологически не выдержанным и вредным, упрятали на полку до самой Перестройки. Аросева, которая не была избалована киноролями, очень расстроилась. Снятой в том же, 1968 году Олегом Николаевским оперетте Юрия Милютина «Трембита», где Аросева играла вместе с Весником, повезло больше: её посмотрело более 51 млн. человек.

Третий муж

Третьим мужем Аросевой был исполнитель популярного романса «В парке Чаир» Аркадий Погодин, который был старше неё на 24 года. Он подарил ей дачу в Абабурово неподалёку от Внуково. Арорсева очень любила эту дачу и проводила там много времени. Москву она не любила, хотя всю жизнь, за исключением лет, проведённых в детстве за границей и после войны в Ленинграде, жила в Москве. У неё была хорошая квартира на Тверской в двух шагах от театра, но она всегда старалась уехать на дачу. Если приходилось оставаться в Москве, в Абабурово она возвращалась больной и разбитой. В 1975 году Погодин умер, и снова в жизни Аросевой остался только театр, любимые племянницы и партнёры по сцене.

«Безумный день или женитьба Фигаро»

Как-то в конце 70-х – начале 80-х мои московские приятели организовали мне поход в «Сатиру» на «Безумный день или женитьба Фигаро». В этом прекрасном спектакле Аросева и Пельтцер по очереди играли Марселину. Я попал «на Аросеву», а до этого посмотрел телеспектакль, снятый Центральным телевидением, где играла Пельтцер. До сих пор не могу сказать, кто из них лучше – обе были великолепны, у каждой Марселина была особенная, на другую не похожая: у Пельтцер чуть более простая и суетливая, а у Аросевой – мягкая и аристократичная.

Аросева была чутким и надёжным другом. В Советском Союзе имя и звание имело большое значение. Когда актёр Театра сатиры Владимир Долинский загремел на семь лет по статье 88 УК РСФСР за валютные операции, Аросева, которая была уже Народной артисткой РСФСР, уговорила Плучека подписать ходатайство об условно-досрочном освобождении. Когда Долинский освободился, отсидев четыре года, Аросева добилась в Моссовете, чтобы ему оформили прописку, поскольку без штампика в паспорте он не мог устроиться на работу.

«Реквием по Рамзесу»

В последние годы Аросева тяжело болела, но продолжала выходить на сцену Театра сатиры. Последней ей премьерой стал спектакль «Реквием по Рамзесу», поставленный в 2012 году Романом Виктюком, где Аросева играла вместе Верой Васильевой и оперной примой Еленой Образцовой.

Умерла Ольга Аросева 13 октября 2013 года в Москве. Ей было 87 лет.

Load More Related Articles