15 лет назад в сентябре не стало любимого многими актера — Патрика Суэйзи. Последние месяцы он отчаянно боролся с серьезным заболеванием, а семья пыталась всеми силами утаить от СМИ и поклонников факт его болезни. Хотя и так все было видно и большинство понимали — дело серьезное. Но верили, что обойдется. Потом начались какие-то ужасно грязные слухи об отношении к больному актеру со стороны жены, а после его ухода о дележке имущества и прочее, что сопровождает жизнь богатых и знаменитых. Много раз читала у разных авторов о том, что после кончины Суэйзи вышла книга его авторства, а потом, почти следом. авторства его жены. И вот последнюю книгу частенько называют «мерзкой книжонкой». Решила прочитать, многое, конечно, удивило и поразило. Обсудим?
Путь к актерству
Знаете, как многие уже знаменитые актеры и актрисы рассказывают о том, как их выбрали на ту или иную прорывную роль? Ну вроде — ой, пришла я на кастинг после трех смен в закусочной, но пошла просто с подругой — профессиональной актрисой. Так вот ее сразу выкинули за дверь, а меня попросили остаться и читать стихи до вечера — так впечатлились. А так нет, я не мечтала никогда. Да и сейчас думаю — а надо ли мне это вообще.
У Патрика действительно была немного иная мечта — танцы. Да и что удивляться, мама актера руководила школой балета, куда частенько приходил сын. У него были природные данные, да и вообще он был примерным ребенком — отлично учился, не нарушал дисциплины, за что не брался, все ему удавалось. Когда на мальчика, который занимается танцами, начали нападать на улице, его отправили заниматься восточными единоборствами. Со своими обидчиками он быстро разобрался, выловив по одному и предложив честную драку.
А еще в его жизни был спорт — футбол. Причем как американский, так и soccer. Кстати, а вы знаете почему американцы называют европейский футбол соккером? Все просто — они очень любят сокращать. Изначально название было «association football», потом сократили до «assoccer», затем отбросили условности и перешли к короткому «soccer». И все это для того, чтобы отличать привычный нам футбол от «rugby football».
Балетная школа и спорт — вот два поворотных момента, которые в дальнейшем во многом определили его судьбу. В школе он познакомился с Лизой Ниеми, которая стала его первой и единственной женой. А спорт… он принес травмы, которые в дальнейшем не позволили заниматься танцами и строить карьеру в этом направлении.
Когда он начинал карьеру танцора, за его плечами было аж три школы балета — Houston Jazz Ballet Company (где руководила мама), Harkness Ballet и Joffrey Ballet — уже в Нью-Йорке. Прослушивания были супер удачными, почти сразу ему предложили постоянное место в Eliot Feld Ballet Company. И практически сразу стало понятно — танцевать он может только через боль. Травма колена, в котором скапливалась жидкость, причиняя острейшую боль со временем начинала сопровождать каждое движение. Потребовалась операция, после которой Патрик услышал неутешительный диагноз — танцы и спорт нужно оставить, если хочет быть и дальше обладателем двух ног. Да и вообще важно поберечь себя, теперь придется жить без нагрузок.
Самое бы время погрузиться в депрессию, но на помощь пришла мама, которая указала, что можно снова попробоваться на телевидении или в кино. Тогда будущий актер отправился на Бродвей, где фактурного парня с отличными данными и умениями быстро рассмотрели. Он играл в известнейших постановках — «Бриолин» и «Вестсайдская история», например. Потом попробовался в кино и тоже удачно — в 1979 вышел фильм «Скейттаун». А уже в 1983 году случилась роль, после которой его заметили — это был фильм «Изгои», где Суэйзи снимался вместе с начинающими Томом Крузом и Мэттом Диллоном.
Следующая важная веха карьеры — 1987 год. Это фильм, на который никто особенно не ставил, а сегодня он все еще интересен и считается культовым — «Грязные танцы». Здесь Патрик Суэйзи не только сыграл главную роль, но и показал свои вокальные данные — его песня She’s Like the Wind тоже популярна до сих пор. Ее он написал в 1984 году в соавторстве с Стейси Вайдлитц и совершенно для другой картины «Грэндвью». Кстати, тоже очень хороший фильм, где Патрик Суэйзи играет вместе в Джейми Ли Кертис.
Многие источники указывают, что песня написана для Лизы Ниеми, но это не так. Сам Суэйзи в интервью говорил о том, что они с соавтором вдохновлялись сумасбродством актрисы, которая играла с ним в фильме — Кертис. Но продюсеры по какой-то причине отказались от песни. На съемках «Грязных танцев» Суэйзи сыграл ее одному из продюсеров и песня была с восторгом принята.
Золотые годы карьеры и спад
Все, что происходило после «Грязных танцев» можно назвать золотыми годами для актера. Практически подряд случились кассовые роли, которые сделали его суперзвездой. Интересно, что они были довольно разноплановыми — «Дом у дороги», «Привидение», «На гребне волны». Чуть позже был «Донни Дарко».
В 2001 Патрик зачем-то согласился на роль в сиквеле «Грязных танцев». Его партнерша по первому фильму — Дженнифер Грей отказалась, поскольку посчитала, что она уже далеко не та Бэйби, что так понравилась зрителю. Много писали о том, что это отголосок той самой вражды и ненависти, которая была между актерами во время съемок в 1987 году. Но сами актеры никогда не подтверждали этого. Да, Патрик частенько раздражался, когда у его партнерши что-то не получалось в плане постановки танцевальных номеров. Да и ему многократные повторения давались нелегко — старая травма давала о себе знать. К тому же Суэйзи был категорически недоволен финалом картины. Он считал, что он должен быть иным — герои расходятся и зритель четко понимает, что теперь Джонни Касл будет с Пенни. Они из одного круга, одной тусовки, живут танцем. Как в жизни рядом с ним была та, кто знал его с детства и разделял его страсть к танцу.
Нужно ли говорить, что сиквел ждал провал, зрители не поняли зачем актеру понадобилось ворошить прошлое и сниматься в откровенной халтуре. Тем не менее, за роль в фильме он получил 6 млн долларов. В то время как за игру в суперпопулярном первом фильме всего 200 тысяч долларов. А ему нужны были деньги — интерес режиссеров и зрителей стал угасать, а нужно было содержать ферму, где они с женой разводили породистых лошадей, оплачивать охрану и аренду самолетов. Не просто летать на них пассажирами, а управлять — это было совместной страстью Патрика и Лизы.
Болезнь
Написано о том, как Патрик и его семья боролись с болезнью, очень много. В книге его жены много сказано о том, как непросто он переживал падение популярности и то, как не выстреливали его новые проекты. Патрик был амбициозен. Он начал пить. Это мучило жену, но и вызывало некоторое удовлетворение. Ей всегда казалось, что его слава незаслуженна. И угнетало то, что она достойна ее не меньше, а приходится ходить рядом с мужем, словно безмолвный персонаж. Она описывает дикие случаи, когда поклонницы просто не замечая ее рядом пихали записочки с номерами телефонов ему прямо за пояс. Или, например, один мужчина так хотел пообщаться с Патриком, что накинул Лизе на голову плащ, чтобы отстранить ее от мужа. После таких случаев они наняли охрану и научились быть незаметными для поклонников.
Теперь он слишком много пил, часто ругался с Лизой, выходил во двор выпустить пар — стрелял по бутылкам или покрышкам, сильно пугая любимых собак, которых в семье всегда было много. Если и были какие-то боли, то он от них отмахивался и только увеличивал дозу водки. Когда Патрик стал катастрофически терять вес и организм уже перестал принимать спиртное, они пошли в больницу. Вместе, как команда. В 2008 году доктор озвучил страшный диагноз — рак поджелудочной железы, 4 стадия. Помочь ему уже не могли, только если что-то экспериментальное.
У Патрика Суэйзи есть брат, жена которого врач-онколог. Она советовала не медлить в принятии решений — речь шла не о месяцах, а неделях. Нашли центр, где Патрик не сразу, но получил лечение экспериментальными препаратами. Пошли улучшения, но присоединились инфекции, из-за которых пришлось дважды прерывать курс. Поэтому болезнь все же взяла свое и актера не стало 14 сентября 2009 года.
Он до последнего снимался в сериале «Зверь». Кстати, а вы знаете, что в «Гребне волны» роли должны были быть распределены иначе: Патрик Суэйзи — агент ФБР Джонни Юта, Киану Ривз — обаятельный грабитель банков Бодхи. Но после проб все переиграли. Так вот в «Звере» мы может увидеть как бы мог выглядеть Патрик в роли агента ФБР.
«Там, где работаем мы, в тебя вселяется зверь. И если ты не будешь начеку, этот зверь сожрет тебя. От тебя не останется ничего. Вообще ничего», — из пилотной серии сериала.
Такова философия агента Чарльза Баркера — героя Патрика Суэйзи. Возможно именно таким, циничным и серьезным, мог бы стать Юта в этом возрасте.
Книга Лизы Ниеми
Книга большая. Иногда это прям вот плюс, читаешь и думаешь — пусть длится эта история дольше. У Лизы много воды, когда одно и то же описывается снова и снова через пару или десяток страниц. Ну неважно, может контракт был на столько страниц. Приступала к книге уже с неким предубеждением — вот жена, которая потеряла мужа и ноет о том, как тяжело ей. Много раз приводят цитату из книги, которую указала сама же автор — однажды Патрик сказал ей, что умирает ведь он, а не она, так откуда столько жалоб, как плохо ей. Ну тут никогда не поймет тот, у кого дома не было тяжелобольного, этот момент усталости. Накладывается все пластами — усталость, несбывшиеся надежды на очередное супер средство или результаты анализов, ожидание ухода близкого человека. Да много всего. И не имеет значения, что у них были средства, чтобы оплатить персонал для ухода.
Хотя нытья действительно много. Словно в книге она решила вспомнить все те обиды, которые аккуратно складывала всю их совместную жизнь и теперь вытаскивала по одной, разглядывала и переживала вновь. Красной нитью идет обида на то, что он никак и никогда не способствовал тому, чтобы она получала роли в его проектах. Лиза мечтала сыграть Пенни или Бэйби в «Грязных танцах», но тогда Патрик был еще не настолько известен, чтобы настаивать, да и не пытался. Но все это мелкие обиды. Они частенько, судя по книге, довольно ощутимо кусали друг друга даже прилюдно, но все равно оставались вместе.
Хотя все же на излете его жизни ей удалось получить заветную роль — режиссера. Лиза снимала 11 эпизод сериала «Зверь». Ей казалось, по ее же словам, что она как никто другой подходит для этой роли. Совершенно отметая тот факт, что не имеет опыта в этом деле. Над ней откровенно посмеивались на площадке, но сказать в открытую ничего не смели, конечно. Она была за ним, как за стеной.
Что точно не поняла и не приняла — лечение. Есть мнение, что так быстро Патрик угас не из-за рака, а из-за того, что в процессе лечения были допущены простейшие грубейшие ошибки. Да, у него были инфекции в момент приема химии, их нужно было лечить, но принимать антибиотики и химию вместе нельзя. Поэтому было два перерыва. Чего не могу понять — почему он лечился дома. Ну хотя бы после первой инфекции, которая была связана с портакатом (у нас катетер) нужно было отправиться в больницу и не вылезать из нее. Современная медицина уже облегчила вот это введение препаратов, катетер устанавливают и не вынимают, просто подключают капельницу к системе, а потом закрывают проход. Но! Естественно, нужно строго соблюдать меры предосторожности — менять салфетку-повязку, использовать перчатки, антисептические растворы должны использоваться литрами. Все должно быть максимально стерильно. А все мероприятия, по словам самой Ниеми, проводились дома в гостиной. В той комнате, где бегали любимые животные.
И еще… Лиза была крайне озабочена экономией. Ее в книге очень волновала и возмущала стоимость одноразовых шприцев. Многие уверены, что шприцы использовались неоднократно. Это крайне странно, разве ее муж не заработал на свое лечение и вот это минимально необходимое своим трудом за всю жизнь? Они оплачивали жизнь ранчо, содержание животных, полеты на самолетах, отдых. Но было жалко на шприцы… И почему их не выдавали в больнице тоже не понимаю. Там вообще много странного. Лиза пишет, что сама составляла схему приема препаратов. При онкологии этим занимается не лечащий врач?!
Странная кончина Патрика Суэйзи
А вот это самый большой камень преткновения поклонников и Лизы Ниеми. После смерти мужа и выхода книги на нее полился такой поток хейта, что ей пришлось быстро скрыться с глаз людских. Она переживала свое горе, а люди судачили — она и добила Патрика. Нет, это было не сразу, а после того, как первые читатели смогли осилить ее книгу.
«В конце концов, родственники в больницах каждый день принимают решения отключить любимого человека от системы жизнеобеспечения», — Лиза Ниеми в книге.
Но Патрик Суэйзи покинул этот мир дома. Удивительного тоже ничего нет, когда нет надежды, многие забирают родных домой. И вот тут какая-то двойственность. Она пишет, что ей в помощь приехали две медицинских сестры из хосписа. Показали как и что нужно делать, когда их нет рядом. И «пересмотрели уход и лечение». Что это значит — с согласия жены ему стали давать убойную дозу обезболивающего (тут понятно, человек испытывал мучения), но одновременно сократили дозу питательных веществ через зонд до минимума. То есть перестали кормить, а потом и поить… Может не упомянула, что такую схему назначил врач? Не знаю, но прям какое0то признание в том, что ускорила уход.
Мемуары вдовы вышли через полгода после ухода Патрика Суэйзи. Через год после выхода книги она познакомилась с будущим мужем и теперь живет вдали от людей. Наверное, счастлива.
Вот такая непростая история жизни актера. Конечно, болезнь он запустил, как у них там все было в период лечения никто не знает и не узнает теперь. Все что хотела сказать, Лиза сказала в книге. Она не особо проявляется в памятные даты — день рождения и годовщину актера. Хотя в 2019 году инициировала съемки документального фильма «Я- Патрик Суэйзи». Но видно, что она особо не хочет привлекать внимание к своей новой семье. У нее новая глава жизни, а у поклонников его фильмы и память.
Какой фильм с Патриком Суэйзи у вас самый любимый? Я люблю и «Дом у дороги», и «На гребне волны», и «Грязные танцы», и «Грэндвью», а еще — «Отчаянный папа» и «Вонгу Фу, с благодарностью за всё! Джули Ньюмар». Читали книгу Лизы Ниеми? Как впечатления? Делитесь!