Балерина Майя Плисецкая, имя которой стало синонимом грации и совершенства, прожила долгую и яркую жизнь, полную как взлетов, так и падений. Ее история – это история стойкости, таланта и любви к искусству, которое стало для нее не просто профессией, а смыслом жизни. Но также она мечтала и о крепкой семье.
Первый брак балерины был неудачным и просуществовал всего 3 месяца, а вот во втором союзе Плисецкая была счастлива более 50 лет. По словам Майи Михайловны, именно благодаря второму супругу, композитору Родиону Щедрину, она так долго продолжала танцевать.
Омраченное детство
Родилась Майя Михайловна в Москве в 1925 году, но ее детство было омрачено трагическими событиями. Отец, Михаил Плисецкий, известный революционер и дипломат, был переведен на работу в Шпицберген, где семья провела несколько лет. Но в 1938 году жизнь Майи резко изменилась. Ее отца арестовали и расстреляли по обвинению в контрреволюционной деятельности. Мать, Рахиль Мессерер, и младший брат Азарий были отправлены в Казахстан, в лагерь для жен изменников родины. И юная Майя осталась одна, ее судьба была под вопросом. Ей грозил детский дом для детей изменников родины.
К счастью, девочку спасла тетя по материнской линии, Суламифь Мессерер, советская балерина и педагог, которая удочерила Майю. Мессерер стала для девочки не просто родственницей, но и настоящим ангелом-хранителем. Именно тетя привила Майе любовь к балету, впервые показав ей этот удивительный мир. С тех пор Майя мечтала о сцене, о танце, который казался ей волшебством.
Первые шаги в балете
Судьбоносное знакомство с балетом у Майи произошло еще в детском возрасте, когда тетя отвела племянницу на детский спектакль «Красная шапочка», в котором исполняла одну из партий. Племянница была очарована миром балета, и по возвращении домой девочка начала пытаться демонстрировать балетные партии. В 1933 году, незадолго до своего восьмого дня рождения, Майя поступила в хореографическое училище.
Осенью 1941 года Майя с семьей эвакуировалась в Свердловск, где будущая звезда балета провела год. Страна переживала Великую Отечественную войну, поэтому о постоянных занятиях балетом можно было забыть. Но юная Майя не сдалась, она занималась при любой возможности. И вскоре состоялось ее первое выступление с номером «Умирающий лебедь», под редакцией ее тети. Суламифь Мессерер пыталась сделать все, чтобы племянница в этом номере продемонстрировала весь свой талант, потенциал, красоту и грацию.
В 1943 году балерина окончила училище и была принята в труппу Большого театра. На сцене Плисецкая проявила себя как гениальная балерина, обладающая удивительной техникой, пластичностью и харизмой. Она создала свой собственный, неповторимый стиль, который отличался легкостью, воздушностью и глубиной эмоций. Одним из самых известных элементов ее танца было «кольцо» – особый прыжок, который Майя исполняла с невероятной точностью и изяществом.
Она стала настоящей примой балета и кумиром для многих начинающих танцовщиц. В общей сумме на сцене Плисецкая протанцевала более 40 лет – половину своей жизни. Стоит отметить, что даже будучи в зрелом возрасте балерина периодически принимала участие в различных постановках, удивляя зрителей своим талантом и энергией.
Неудачные отношения
Майя Плисецкая всегда была эффектной женщиной: огненные волосы, стройная фигура, невероятная пластика и харизма. Казалось, что над ней время невластно. Неудивительно, что сердцем балерины пытались завладеть многие мужчины. Первой любовью Майи стал Вячеслав Голубин, партнер по балету. Их отношения были страстными, но короткими. Во время одной из репетиций Майя случайно сломала Голубину нос, после чего они больше не выступали вместе.
Несмотря на внимание со стороны противоположного пола, Плисецкая довольно поздно вышла замуж – в 31 год. Избранником балерины стал солист балета Марис Лиепа. В 1956 году пара зарегистрировала свои отношения, причем не поставив в известность никого из родных. После росписи в ЗАГСе Майя привела новоиспеченного мужа к себе домой и объявила родным, что вышла замуж.
Мать балерины не особо была рада, так как она понимала, что этот брак продлится недолго. Собственно так и случилось: спустя пару недель супруги начали жить отдельно, а спустя 3 месяца они официально развелись. Как признается балерина, с Марисом они не скандалили, не выясняли отношения, а просто оба в один момент осознали, что они совершенно разные люди.
Долгожданное счастье
Романтическая история великой балерины Майи Плисецкой и талантливого композитора Родиона Щедрина началась с мимолетной встречи и переросла в страстный союз, который пронесся сквозь десятилетия, оставив яркий след в истории искусства. Их первая встреча произошла на вечеринке у легендарной Лили Брик, известной музы Владимира Маяковского. Любопытно, что тогда молодой, подающий надежды композитор Щедрин и яркая, эксцентричная Плисецкая, уже знаменитая на всю страну балерина, тогда не произвели друг на друга никакого впечатления.
Поговаривают, что причина тому – острый язык Плисецкой, которая не стеснялась отпускать резкие комментарии в адрес юного Щедрина. В тот вечер ничто не предвещало будущего союза, казалось бы, совершенно разных людей. Однако судьба распорядилась иначе. Три года спустя они встретились вновь. На этот раз искра пробежала между ними, и роман стремительно развивался. В основе их союза лежала не только страсть, но и взаимное уважение к творчеству. Щедрин создавал музыку для балетных постановок, в которых участвовала Плисецкая. Их сотрудничество становилось отражением их личных отношений, в которых музыка и танец сливались воедино.
Первым испытанием для их отношений стала поездка в Карелию. Щедрин увлек свою возлюбленную в мир рыбалки, охоты и лесной жизни, который казался далеким от привычного мира балета. Майе, привыкшей к роскоши и блеску, пришлось смириться с дикими условиями. Но, возможно, именно это путешествие, прошедшее под знаком непривычных для балерины условий, сблизило их еще больше, показав их способность преодолевать трудности.
Спустя некоторое время, пара отправилась в путешествие на машине по Черноморскому побережью. В пути они много говорили о музыке, танце, делились творческими идеями, строя планы на будущее, которое теперь они видели вместе. Именно во время этой поездки Майя узнала, что ждет ребенка. Но, несмотря на уговоры Щедрина, она решилась прервать беременность. Балерина боялась разрушить свою карьеру, так как в те годы для балерины материнство часто означало конец карьеры, и Майя не хотела рисковать.
Вынужденное замужество
В 1950-е годы политическая ситуация в стране начала оказывать влияние на личную жизнь Плисецкой. Из-за ее контактов с иностранцами за ней началась слежка, агенты КГБ уже не отставали от нее. Это создавало дискомфорт и даже угрозу ее карьере. Осенью 1958 года Майя и Родион поженились.
Для Плисецкой этот брак стал возможностью уйти от постоянного наблюдения и давления властей, так как балерине не раз намекали, что ее будут меньше терзать, если она выйдет замуж. А Фурцева и вовсе прямо говорила, чтобы балерина поскорее вышла замуж, так как веры после этого ей будет больше. Даже пообещала новую квартиру.
Лишь годы спустя Плисецкая призналась, что брак был исключительно ее инициативой, так как Щедрин не хотел связывать себя брачными узами. Брак с Щедриным стал для Плисецкой не только защитой, но и источником поддержки. Прима балета всегда говорила о муже с нежностью и уважением. Щедрин всегда был рядом с ней, он относился к ней с любовью, пониманием и заботой.
Он окружал ее вниманием, дарил цветы и различные подарки, но больше всего прима ценила произведения супруга, написанные для нее. Бриллианты, которые часто дарили балеринам, никогда ее не привлекали. В одном из интервью балерина призналась, что для нее настоящая ценность — это любовь, взаимопонимание и творчество.
Плисецкая не раз говорила, что Щедрин, несмотря на привлекательную внешность и творческую натуру, ни разу не дал ей повод для ревности. Майя Михайловна со всей искренностью восхищалась талантом своего супруга. Она не понимала, как у него получается создавать такие гениальные произведения.
«У каждого человека свои недостатки. А у него их нет. Честное слово. Потому что он особенный. Потому что он гений. Я вообще думаю, если б наша встреча не состоялась, меня могло б давно уже на свете не быть», — говорила о муже Майя Михайловна.
Родион Константинович любил родину, поэтому в советские годы не хотел уезжать из страны, так как боялся, что не сможет больше вернуться. Лишь после распада СССР супруги переехали за границу, получив литовские паспорта, так как в их собственности была дача неподалеку от Тракайского замка. Однако жили супруги в Германии, в Мюнхене, где у Щедрина было музыкальное издательство. Балерина была готова пожертвовать многим ради работы и таланта Щедрина.
«Я бесконечно рад тому, что моя жизнь — жизнь счастливого человека. У меня была великая жена, с которой у меня были исключительные отношения. Мы понимали друг друга с полуслова. Я отношу это главным образом к ее характеру, к ее терпимости. Я был счастлив с ней безмерно, бесконечно.», — говорил журналистам Щедрин.