10 Удивительных фактов о «Мумии», которые вы могли не знать

В 1999 году «Мумия» не просто вернула на экраны классическую историю, а устроила зрителям настоящее приключение с песчаными бурями, древними проклятиями и харизматичным Бренданом Фрейзером в главной роли.

Бывший легионер Рик О’Коннелл в компании исследователей, брата и сестры Эвелин (Рэйчел Вайс) и Джонатана (Джон Ханна), отправляется на поиски затерянного города Хамунаптра в Египте 20-х годов. Но вместо сокровищ они пробуждают древнее зло – мумию Имхотепа (Арнольд Вослу), готового на всё ради воскрешения своей запретной любви, даже если это обернётся концом света. Героям предстоит сразиться с полчищами монстров, пережить «Казни Египетские» и попытаться остановить надвигающийся апокалипсис.

Но что, если бы всё было иначе? Что, если бы «Мумию» снял Клайв Баркер? Или Рика О’Коннелла сыграл Леонардо Ди Каприо? Сегодня мы заглянем за кулисы этого культового фильма и узнаем, каким он мог бы быть, если бы несколько ключевых моментов сложились по-другому.

Привет! Вы на канале ShadowTavern! Устраивайтесь поудобнее — впереди много интересного!

===========

Проект Клайва Баркера

Трудно поверить, но в начале 90-х режиссёром «Мумии» мог стать сам Клайв Баркер – создатель «Восставшего из ада» и «Кэндимэна».

В 1992 году продюсеры Джеймс Джексон и Шон Дэниел убедили Universal Pictures дать зелёный свет ремейку классического хоррора 1932 года. Изначально проект задумывался с бюджетом всего в 10 миллионов долларов, а Баркер должен был занять режиссёрское кресло.

В его версии действие разворачивалось в 1990-е годы, а сюжет крутился вокруг владельца музея, увлечённого оккультизмом, который с помощью тёмных ритуалов пытается воскресить древнюю мумию. Фильм был бы полон жестокости и откровенных сцен, но из-за творческих разногласий между Баркером и студией проект в итоге отменили. Однако любопытно представить, каким мог бы быть фильм ужасов о мумии в духе Баркера.

Режиссерская карусель

После ухода Баркера Universal обратилась к Джо Данте, режиссёру «Гремлинов». Он предложил своё видение – трагическую историю о древней мумии, тоскующей по своей утраченной любви, в стиле «Дракулы» Брэма Стокера.

На роль страдающего монстра даже рассматривалась кандидатура Дэниела Дэй-Льюиса. Однако бюджетные ограничения не позволили реализовать амбициозный план, и режиссёра снова сменили.

Далее на проект пришёл Джордж А. Ромеро, легендарный создатель легендарной «Ночи живых мертвецов».

Он предложил ещё одну версию: на этот раз история сосредоточилась бы на женщине-археологе, случайно пробудившей Имхотепа во время МРТ-сканирования его гробницы. Имхотеп влюбляется в неё, но вместе с ним оживают и другие мумии, что приводит к хаосу. Однако этот сценарий посчитали слишком мрачным, а Ромеро выбыл из проекта из-за обязательств по другим съемкам. Следом за ним кресло предлагали Весу Крейвену, но он отказался, а затем к проекту на короткое время был прикреплён Мик Гэррис, известный по «Зубастиков 2», однако и он вскоре покинул «Мумию».

Главной проблемой всех этих попыток до единой оставался скромный бюджет, но неожиданно проект спасло его значительное увеличение, что открыло новые возможности для съёмок.

Свин, который спас фильм

Кто бы мог подумать, что именно провал «Бэйб: Поросёнок в городе» окажет влияние на судьбу «Мумии»?

После неудачи семейного фильма, от которого ждали большого успеха, Universal Pictures решила пересмотреть свою стратегию. Новое руководство студии сделало ставку на выпуск крупного блокбастера, чтобы компенсировать убытки, и так получилось, что именно «Мумия» подходила на эту роль лучше всего.

Бюджет фильма был увеличен с 15 до 80 миллионов долларов, а режиссёром назначили Стивена Соммерса, который незадолго до этого успешно выпустил «Подъём с глубины». Вдохновлённый классическими фильмами о мумиях, Соммерс добавил элементы приключенческого жанра, создавая нечто среднее между «Индианой Джонсом» и «Ясоном и аргонавтами».

Леонардо Ди Каприо в роли Рика?

Да, вполне могло быть! Роль Рика О’Коннелла, харизматичного авантюриста, представлялась столь же важной, как и наличие мумии в сюжете фильма про мумию. Персонаж, созданный по образу Индианы Джонса, требовал актёра, способного объединить суровость и обаяние. Universal рассматривала на эту роль многих звёзд: Тома Круза, Бена Аффлека, Мэтта Дэймона и Брэда Питта. Однако никто из них не был доступен или заинтересован в участии.

А вот Леонардо Ди Каприо, на волне славы после «Титаника», на самом деле и сам был заинтересован и стремился эту роль получить, но был занят в съёмках «Пляжа». Он даже пытался договориться и отложить производство «Пляжа», но студия уперлась и отказала, и Ди Каприо был вынужден отказаться от участия в «Мумии». Ирония в том, что съёмки «Пляжа» позже всё равно были отложены по независящим причина, так что он вполне успел бы сняться в «Мумии» во время этой паузы.

В конечном итоге роль получил Брендан Фрейзер, который впечатлил продюсеров своей игрой в «Джордже из джунглей». И, честно говоря, сейчас сложно представить кого-то другого в этой роли – харизма и энергичность Фрейзера идеально подошли образу остроумного авантюриста.

Трудности съемок в Марокко

Съёмки «Мумии» проходили в экстремальных условиях марокканской пустыни и Сахары, что стало настоящим испытанием для всей команды. Вулканическая долина в Марокко, использовалась как локация для древнего города Хамунаптра. Однако работа в пустыне оказалась тяжёлой: актёры и съёмочная группа постоянно сталкивались с проблемой обезвоживания, поэтому медики разработали специальный напиток для регидратации, который нужно было пить каждые два часа.

Но на этом сложности не закончились – на площадке регулярно появлялись ядовитые змеи и пауки (несколько человек даже оказались в больнице после укусов), а сильные песчаные бури разрушали оборудование и нарушали график съёмок. Учитывая все эти опасности, оформленная студией страховка от похищений, о которой сами актеры были не в курсе, кажется даже оправданной.

К счастью, часть съёмок проходила в более безопасных павильонах студии Shepperton в Англии, где искусственные погодные условия не создавали таких проблем. Удивительно, что никто серьёзно не пострадал – хотя происшествий хватало. Но об этом чуть позже.

Незабываемая музыка

Музыкальное сопровождение «Мумии», созданное великим Джерри Голдсмитом, заслуживает отдельного внимания. Голдсмит был известен своими уникальными музыкальными решениями, и его работа для этого фильма не стала исключением. Саундтрек прекрасно сочетает фирменные оркестровые приёмы Голдсмита с экзотическими восточными мотивами, идеально подходящими для фильма с египетской тематикой. Его музыка не только подчёркивает атмосферу древности, но и привносит чувство приключения, характерное для фильмов в духе «Индианы Джонса».

Это был один из последних значимых проектов Голдсмита, наряду с работами для таких фильмов, как «Призрак дома на холме», «13-й воин» и «Человек-невидимка». За этот саундтрек Джерри Голдсмит был удостоен премии BMI Film Music Award, что стало подтверждением его гения. И, признаем, его музыка остаётся живой частью наследия кинематографа.

Другое вступление

Оригинальный сценарий «Мумии», особенно что касается начала фильма, был несколько иным. Сценарий предусматривал использование классического логотипа Universal 1930-х годов, который постепенно переходил бы в кадр с палящим солнцем над пустыней.

Сам Имхотеп (в исполнении Арнольда Вослу) должен был лично рассказывать о событиях древности, начиная с его запретной любви к Анк-су-намун. Однако Стивен Соммерс пришёл к выводу, что древнеегипетский жрец вряд ли говорил бы по-английски, что создало бы проблему логичности повествования.

Чтобы избежать этой ошибки, Соммерс передал роль рассказчика персонажу Ардета Бея, воина из племени Меджай, сыгранного Одедом Фером. Изменение оказалось удачным, так как добавило динамики повествованию и сделало вводную часть более органичной.

Анимированные приключения

Многие знают о двух сиквелах «Мумии» и спин-оффе «Царь скорпионов», но мало кто помнит об оригинальном мультсериале, основанном на фильме 1999 года.

Мультсериал, выпущенный студией Universal Cartoon Studios, шёл в эфире два сезона с 2001 по 2003 год. В центре сюжета – новые приключения семьи О’Коннеллов, которые снова сталкиваются с древними проклятиями и, конечно же, с Имхотепом. Однако мультфильм не смог воспроизвести образы актёров из фильма – вероятно, из-за проблем с авторскими правами, поэтому персонажи в мультсериале лишь отдалённо напоминали своих оригинальных экранных воплощений.

Хотя анимация и озвучка были выполнены на достойном уровне для своего времени, сериал не достиг широкой популярности. Тем не менее, если вы считаете себя преданным фанатом «Мумии», мультсериал может стать любопытным дополнением к основной франшизе.

Бумеранг популярности

В мае 1999 года «Мумия» мгновенно стала кассовым хитом, собрав более 450 миллионов долларов по всему миру при бюджете в 80 миллионов. Критики в целом приняли фильм положительно, отметив его удачное сочетание экшена, юмора и приключений. Картина даже была номинирована на премию «Оскар» за лучший звук. Однако со временем репутация фильма несколько померкла, особенно на фоне быстро развивающихся технологий компьютерной графики.


Момент со скарабеем все еще неимоверно крут

Визуальные эффекты, которые в 1999 году казались новаторскими, буквально через два года начали выглядеть сильно устаревшими.

Кроме того, последующие сиквелы не смогли поддержать высокий уровень оригинала: «Мумия возвращается» (2001) оказалась успешной в прокате, но критики и зрители восприняли её неоднозначно, что сказалось на сборах, а «Мумия: Гробница императора драконов» (2008) и вовсе дичайше провалилась, получив множество негативных отзывов.

Тем не менее, в последние годы популярность оригинальной «Мумии» вновь возросла. В сети стало появляться всё больше статей и обсуждений, восхваляющих фильм за его харизматичное исполнение и незабываемый дух приключений.

Многие зрители потянулись к фильму за ностальгией и уютом, особенно после неудачной перезагрузки 2017 года с Томом Крузом. Она, конечно, оказалась ближе по духу к хоррору 30-х годов, но той самой душевности и легкости «Мумии» 1999-го там уже не было. В итоге, всплеск популярности фильма конца 90-х только продолжает расти, подтверждая статус той-самой-Мумии как одной из лучших приключенческих лент своего десятилетия.

Брендан Фрейзер чуть не погиб

На съёмках «Мумии» Брендан Фрейзер пережил несколько опасных моментов, но один из них мог стоить ему жизни. Речь, как вы уже догадались, идёт о сцене, где его героя, Рика О’Коннелла, вешают по приказу местных властей. Хотя на экране эта сцена выглядит впечатляюще напряжённой, за кадром она обернулась настоящей драмой.

Во время съёмок Фрейзер слишком долго находился на виселице, что привело к тому, что он перестал дышать. Его пришлось реанимировать, чтобы спасти жизнь. По воспоминаниям Рэйчел Вайс, этот момент был по-настоящему ужасающим.

Такой же случай произошёл с Майклом Джей Фоксом девятью годами ранее на съёмках «Назад в будущее 3».

Этот инцидент лишь добавляет уважения к исполнению Фрейзера, который, несмотря на такие риски, сумел передать образ героя с идеальным балансом юмора и харизмы. Его Рик О’Коннелл стал любимым персонажем для множества зрителей, а его игра – одной из ключевых составляющих успеха фильма.

«Мумия» смогла стать тем фильмом, который вернул зрителям удовольствие от похода в кино — приключение с налётом классики в духе фильмов об Индиане Джонсе подарило зрителям то веселье и лёгкость, которых они так жаждали.

Не так важно, удалось вам посмотреть его в кинозале, видеокассете, диске или в цифре сейчас, до сих пор фильм остаётся одной из любимейших лент для многих поколений поклонников приключенческого жанра. И хотя производство было проблемным, «Мумия» смогла доказать, что сочетание отличной актёрской игры, умелой режиссуры и непреходящего духа приключений может превратить потенциальную неудачу в настоящий кинематографический шедевр.

Load More Related Articles