Михаил Кокшенов родился 16 сентября 1936 года в Москве, куда его родители переехали с Дальнего Востока. В детстве он мечтал быть моряком, но пошел по стопам отца и закончил геологоразведочное отделение Московского индустриального техникума, работал инженером. По поводу поиска своего места в жизни Кокшенов иронизировал: «Моряком я не смог быть – не отпустили. А учась на горняка, понял, что столько не выпью! Потом я стал артистом. И не жалею».
В 1963 году он закончил Театральное училище имени Щукина. Очень скоро за фактурным актером закрепилось амплуа увальня-простака, чему способствовал необычайно ярко раскрывшийся комедийный талант. Друзья, 16 сентября, в день рождения Михаила Кокшенова, телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» включил в программу пять комедий с его участием. Вот несколько историй о съемках этих знаменитых картин.
Не может быть! (1975)
Комедия Леонида Гайдая «Не может быть!», снятая по произведениям Михаила Зощенко, вышла на экраны в октябре 1975 года и заняла второе место в прокате. Фильм стал началом сотрудничества режиссера с Михаилом Кокшеновым, в их общей фильмографии насчитывается шесть картин.
К Гайдаю артист попал благодаря счастливому случаю. К тому времени в его фильмографии уже было несколько заметных работ – «В огне брода нет», «Женя, Женечка и «катюша», «Хозяин тайги», «О друзьях-товарищах», «Даурия». Поэтому в ларьках продавались его цветные фотографии. «…Для такой ответственной фотосессии купил себе в магазине «Березка» блейзер – синий, с серебряными пуговицами. И этот пиджак мне на лицо отбросил цветовую проекцию», – вспоминал Михаил Михайлович. Однажды, следуя своей привычке, Гайдай рассматривал в витрине ларька фото артистов, обратил внимание на странный цвет лица Кокшенова, купил открытку и велел ассистентке: «Найдите мне этого, синенького…»
Спортлото-82 (1982)
Фильм «Не может быть!», по словам Кокшенова, стал первой чистой комедией в его багаже. С того времени актер «прописался» в комедийном жанре. Он очень любил работать с Гайдаем и особенно ценил участие в фильме «Спортлото-82«: «… Тут была у меня по-настоящему главная роль, для воплощения которой, помимо актерского мастерства, мне пришлось приложить немало и физических сил».
Действительно, актеру пришлось лежать закопанным в горячий песок, мчаться на дребезжащем мотоцикле по горной дороге и идти в одних плавках по ночному шоссе, на что понадобилось целых десять дублей. Единственное, в чем повезло исполнителю – реальной «пытки апельсинами» не случилось. Михаил Пуговкин, исполнитель роли Сан Саныча, вспоминал: «Ни мне, ни моему партнеру Михаилу Кокшенову объедаться цитрусовыми не пришлось. У нас было всего пара штук настоящих, все остальное – бутафория!»
Самая обаятельная и привлекательная (1985)
Зато в комедии Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная» артисту пришлось вытерпеть «пытку водой» в сцене, где его герой вместе с персонажами Леонида Куравлева и Александра не дают попить газировки мужу Сусанны (Александр Ширвиндт). Коллеги решили подшутить над Кокшеновыми и нарочно портили дубли, чтобы тот пил стакан за стаканом.
Опасно для жизни! (1985)
Уже будучи популярным, Кокшенов не отказывался от небольших ролей, особенно у обожаемого Гайдая. В сатирической комедии «Опасно для жизни!» он снялся в роли лейтенанта милиции Рокотова. В жизни актер отлично водил машину и был уверен, что легко справится с мотоциклом, на котором по сюжету передвигался милиционер. Однако не тут-то было! На съемках первой сцены Кокшенов разогнался так, что чуть не угодил в пруд вместе с железным конем. После этого решили не рисковать, с помощью троса привязали мотоцикл к автомобилю и сняли «гарцующего» на нем Кокшенова. Зато потом, в промежутках между съемками, артист с удовольствием приобщал режиссера к искусству вождения.
На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди (1992)
Михаил Кокшенов и Леонид Гайдай сдружились еще во время работы над фильмом «Не может быть!», часть которого снималась в Астрахани. По воспоминаниям актера, они с Олегом Далем частенько брали арбуз или воблу и отправлялись на посиделки к режиссеру. Этой традиции Кокшенов не изменил и во время съемок комедии «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Когда группа была в киноэкспедиции в США, Гайдай и Гребешкова по вечерам зазывали актера в свой номер на чай. При этом каждый раз, увидев его на пороге, режиссер кричал супруге: «Нина, прячь сахар, Кокшенов идет!»