Ровно 45 лет назад, в первых числа сентября 1979 года, на киностудии «Мосфильм» завершились съёмки художественного фильма «Москва слезам не верит».
Легендарный фильм Владимира Меньшова был снят по сценарию советского писателя и драматурга Валентина Константиновича Черных. Первоначально фильм носил рабочее название «Дважды солгавшая».
Удивительно, но очень реалистичный сюжет о Москве и её жителях написал человек, который родился и вырос в Пскове.
Дело в том, что Валентин Черных поселился в Москве лишь в 27-летнем возрасте, когда поступил на первый курс сценарного факультета ВГИКа. До этого он окончил школу в родном городе, отслужил в армии и даже несколько лет проработал на заводе слесарем-сборщиком.
По его воспоминаниям, он быстро освоился в городе и полюбил Москву всем сердцем. Поэтому вскоре он и сам уже не отличался от московской молодежи. Но, будучи приезжим, он замечал те особенности и нюансы, которые для самих москвичей были незаметны.
Валентин Черных был непубличным человеком и редко общался с журналистами. Но в 1981 году, после того как фильм по его сценарию получил «Оскар», он дал большое интервью корреспонденту «Литературной газеты». И вот тогда читатели узнали, что все главные герои фильма являются собирательными образами, кроме одного персонажа — Людмилы Свиридовой, которую сыграла Ирина Муравьева.
И если для описания образов её подруг Черных использовал множество разных женщин, в том числе жен своих друзей и просто знакомых, то Люду Свиридову он списал с одной конкретной женщины по имени Тамара.
Тамара была домработницей у одного известного советского писателя, у которого в гостях часто бывал Черных. Тот жил в большой квартире в высотке на Котельнической набережной и своей домработнице выделил отдельную комнату для проживания. Черных познакомился с этой девушкой, и со временем, когда они стали друзьями, она рассказала ему свою историю.
Тамара приехала в Москву из глухой деревни Ярославской области. Там она родилась и выросла. Когда девушка училась в школе, к ним в совхоз приехали московские студенты помогать убирать картошку. С ними был руководитель – молодой доцент, который завёл роман с одной из местных красоток. Когда пришло время уезжать, он сделал ей предложение и забрал с собой в Москву.
Через пару лет молодая женщина приехала в деревню навестить своих родственников. Она была одета как кинозвезда, была за рулём собственной машины и привезла всем кучу подарков. В деревне все ахнули!
Выяснилось, что её муж из обеспеченной профессорской семьи. Они жили в огромной квартире в центре столицы. У них была большая дача, а сам дом – полная чаша! Ей не нужно было работать, так как в семье был полный достаток. Она занималась домашним хозяйством, ходила по магазинам и ни в чём себе не отказывала. Короче, жила в своё удовольствие!
Глядя на неё, десятиклассница Тамара вдруг осознала, что свою жизнь можно кардинально изменить путем одного удачного замужества. И тогда у неё появилась цель в жизни – найти себе обеспеченного мужа. Тем более что она была красивой и стройной девушкой.
После окончания школы она поехала в Москву. Близким сказала, что поступать в институт, но на самом деле совсем с другими намереньями.
Устроиться помощницей по хозяйству к знаменитому писателю ей помогла её бывшая односельчанка через знакомых своего мужа. Тамара очень дорожила этим местом, была отличной домработницей, но в свободное от работы время занималась поиском богатого жениха.
Тамара считала Валентина Черных своим другом и не скрывала от него своих планов. А также деталей достижения своей цели. Она рассказала ему, что регулярно объезжает престижные московские кладбища, с надеждой познакомиться там с богатым вдовцом.
Достала читательский билет в Ленинскую библиотеку, где также присматривает себе достойную партию. Ходит на выставки, галереи и т.д.
Знаменитую фразу о том, что Москва – это большая лотерея, Валентин впервые услышал от Тамары и позже включил её в фильм.
Рассказывая о своих похождениях, она совершенно не смущалась и не считала, что делает что-то аморальное. И даже наоборот, считала себя мудрой и целеустремлённой девушкой.
И дела у неё в этом плане шли неплохо. Почти каждую неделю она с кем-нибудь знакомилась. Потенциальным женихам она представлялась племянницей того известного писателя и благосклонно позволяла проводить себя до дома.
Правда, позже выяснялось, что эти женихи были и не такими уже обеспеченными, и скорее сами пытались улучшить своё благосостояние за счёт удачной женитьбы на родственнице знаменитого писателя.
Шло время, и вот однажды, во время поездки в метро она действительно познакомилась с известным спортсменом.
Они поженились и стали жить в квартире, которую власти предоставили заслуженному спортсмену. Пока продолжалась его спортивная карьера, у Тамары всё было прекрасно. Муж ездил на зарубежные соревнования и баловал свою супругу заграничными штучками. Дома у Тамары было всё, и можно сказать, что её мечта сбылась.
Но вскоре муж завершил спортивную карьеру и ушел из большого спорта. Со временем стал выпивать, а последствия спортивных травм переросли в хронические заболевания. Первое время Тамара пыталась оторвать его от пьянки и устроить на хорошую работу. Но всё было напрасно. К сорока годам мужчина стал беспробудным алкоголиком, и Тамара с ним рассталась.
Так что Валентину Черных ничего не пришлось выдумывать в образе Людмилы Свиридовой. Он просто описал в сценарии реальную судьбу конкретной женщины. Возможно, именно поэтому фильм получился таким жизненным и правдивым.
Успех у киноленты был грандиозным! После присвоения «Оскара» лицензию на фильм купили десятки стран мира. А в нашей стране он до сих пор считается одной из лучших отечественных картин!
На волне успеха фильма Валентин Чернов задумал написать полноценный роман. И на основе киносюжета решил продолжить судьбы главных героинь.
Роман был опубликован уже в 90-х годах. И что интересно, описывая жизни трёх подруг после сюжета фильма, он изменил трактовку их образов. Наверное, свою роль сыграли либеральные настроения в обществе, которые пришли к нам в 90-е годы.
Катерина в романе стала циничной карьеристкой, которая шла к своей цели буквально по головам своих подчиненных. А Людмила, наоборот, из ушлой и расчётливой дамочки превратилась в взвешенную и мудрую женщину.
И даже во всём правильная Антонина, которая вроде как оказалась самой удачливой из подруг, вдруг засомневалась в своём счастье. Она вырастила детей, вынянчила внуков и прожила со своим мужем всю жизнь. Но в финале романа, глядя на своих подруг, она вдруг засомневалась: а так уж правильно она потратила свою жизнь? Верно ли она распорядилась своим годами и не имела тех любовных страстей, как её подруги?
Кстати, Меньшову не понравилось, что Черных в романе пересмотрел трактовку своих героинь. Они даже поссорились на этой почве, и Меньшов запретил ему использовать кадры из фильма в качестве иллюстраций его книги.
Но это случилось уже после того, когда они оба вошли в историю мирового кинематографа.