Его знала вся страна — от мала до велика. Миллионы зрителей были покорены его талантом, а он, казалось, мог сыграть всё! Добрый Папа Карло, отважный исследователь из «Пропавшей экспедиции», мудрый профессор Громов из «Приключений Электроника». В его фильмографии — роли почти во всех картинах режиссёра Тарковского, который считал его своим талисманом.
А его Антон Павлович Чехов в «Сюжете для небольшого рассказа» — это нечто невероятное! Казалось, сам писатель сошел со страниц своих произведений: и статность, и пронзительность взгляда, и даже рост — под два метра! — всё словно вторило образу Чехова.
Николай Гринько был из той породы актёров, которые не играют, а живут на экране. Именно поэтому его герои такие настоящие, такие незабываемые.
Творческий путь
Николай Гринько появился на свет в 1920 году в семье, для которой театр был не просто работой, а самой жизнью. Его родители были артистами и играли в рабоче-крестьянском передвижном театре, где отец, помимо актёрской деятельности, исполнял ещё и обязанности художественного руководителя. Эта любовь к сцене передалась и Николаю, который с ранних лет демонстрировал свои творческие таланты.
Поступлению в театральный вуз помешала война, и Гринько отправился защищать Родину, став лётчиком.
Свою профессиональную деятельность он начинал как актёр и помощник режиссёра в передвижном театре имени Н. Щорса, при котором также окончил актёрскую студию.
Новый виток судьбы — и вот он уже играет на подмостках театра одного из крупных городов. Здесь он создаёт эстрадный дуэт с Григорием Антоненко, и публика от души смеётся, глядя на контраст фактурного Гринько (его рост достигал 198 сантиметров!) и миниатюрного Антоненко.
Слава о талантливом дуэте достигает столицы. Артистов приглашают в известный эстрадно-джазовый оркестр, где Гринько становится сначала конферансье, а затем художественным руководителем. Несколько лет оркестр с триумфом гастролирует по Советскому Союзу, но всё отчетливее Гринько понимал, что его настоящее призвание — кино.
В его фильмографии — 140 ролей, и самые яркие работы были созданы на «Мосфильме». К сожалению, от родной киностудии им. Довженко он так и не получил значительных ролей.
Он мечтал сам снять фильм по собственному сценарию, вдохновлённый произведением Ивана Франко «Украденное счастье», где видел себя в главной роли. Но, увы, многолетние попытки достучаться до киночиновников не увенчались успехом.
То же самое повторилось и с другим его предложением — снять фильм «Сеньор Марио пишет комедию». Отказ он получил под предлогом отсутствия в этой истории «национальной основы». После этого Гринько перестал бороться за право снимать и только играл предложенные ему эпизоды.
Была у него ещё одна большая мечта — исполнить роль Дон Кихота. И внешне, и внутренне он был невероятно созвучен этому образу: то же благородство, та же трогательная преданность своим идеалам и своей даме сердца.
Годы шли, а мечта сыграть Рыцаря Печального Образа оставалась несбыточной (роль в детском фильме «Приключения в городе, которого нет» — не в счёт).
В 67 лет, когда актёр уже почти не надеялся на большие роли, пришла телеграмма с приглашением на кинопробы. Режиссёр Резо Чхеидзе пригласил Николая Гринько на пробы в свой фильм «Житие дон Кихота и Санчо». Все были уверены, что лучшего Дон Кихота не найти во всём Советском Союзе! Вот только по сценарию герою Сервантеса было около сорока…
И Гринько отказался.
«Поздно, — сказал он жене. — Не в моем возрасте и не с моими болячками скакать на лошади девять серий… Резо подарил мне кусочек мечты и эти три дня. Спасибо ему за это…».
А через год актёра не стало.
О личном
Первый брак Николая Гринько, заключённый им с актрисой одного из театров, оказался скоротечным. Супруга полюбила другого, и брак распался. Лишь спустя годы актер обретёт настоящую любовь — ту, что на всю жизнь.
Николаю было уже 37, когда в его жизни появилась молодая турчанка Айше — миниатюрная скрипачка оркестра, где он работал конферансье. 25-летняя девушка покорила его сердце, и не только красотой, но и общей с ним страстью к музыке. Он часто задерживался, чтобы послушать, как она играет на фортепиано, и с каждым днём понимал, что влюбляется всё сильнее.
Долгое время их связывала только дружба. Но когда Айше сообщила, что собирается замуж, Николай не смог молчать. Он открыл ей свое сердце, хотя и понимал, что шансов у него немного: он старше на двенадцать лет, да и свадьба должна была быть уже через месяц.
«Коля тоже когда-то учился играть на скрипке… — вспоминала потом Айше. — Нас сблизила любовь к музыке… Однажды вечером, когда я играла на фортепиано в тёмной комнате, он подошёл неслышно и обнял меня. Тот вечер, обвенчанный музыкой, стал началом нашей любви».
В итоге он смог вызвать у девушки ответное чувство, расстроил её свадьбу и женился на ней. По слухам, артист сам позвонил своему обескураженному сопернику и сообщил, что его свадьба отменяется, ведь у невесты теперь другой мужчина.
Расписались влюблённые не сразу и пышного праздника не устраивали. Они скромно отметили это событие только вдвоём.
Ради своего любимого Айше оставила консерваторию, не доучившись всего один год.
«Ты правильно сделала, — скажет ей много лет спустя её профессор. — Он достоин такой жертвы!».
К тому времени здоровье Николая Гринько оставляло желать лучшего. Годы кочевой жизни, нерегулярное питание, застолья с коллегами — всё это не прошло даром, и у актёра начались серьезные проблемы с желудком. Но любовь, как известно, творит чудеса! Ради Айше он был готов на всё, даже изменить себя. Он отказался от горячительных напитков, перешёл на строгую диету — и просто преобразился!
Те, кто был знаком с Гринько близко, отмечали его потрясающие человеческие качества: скромность, честность, доброту. А уж к своей Айше он относился с таким рыцарским почтением, что их пара вызывала у всех неизменное восхищение. Айше, в свою очередь, никогда не жалела, что оставила карьеру: она была счастлива посвятить жизнь этому человеку и сопровождала его на гастролях и съёмках.
Более тридцати лет Николай и Айше прожили в любви и согласии. Это было настоящее счастье, о котором мечтает каждый.
А потом актёр заболел — лейкемия. Несмотря на угасающие силы, он продолжал сниматься, пока мог.
Николай Гринько ушёл из жизни 10 апреля 1989 года, не дожив месяца до своего 69-летия. Жена не отходила от него ни на шаг и была рядом до последнего вздоха.
Верная Айше на деньги, вырученные от продажи всех своих драгоценностей, заказала мужу памятник. После ухода Николая Григорьевича настоящей опорой для Айше стала Марина Влади. Они дружили семьями с тех пор, как встретились на съёмках фильма «Сюжет для небольшого рассказа». В те непростые 90-е Марина оказывала ей и моральную, и материальную поддержку. Айше пережила мужа на 24 года, сохранив свою любовь к нему до конца дней.
Удивительно, но актёр, сыгравший в кино столько отцов и наставников, так и не познал в жизни радости отцовства. Детей у супругов не было.