«Неблагодарная! Ты хоть понимаешь, в какой дом попала?» : вспылила свекровь и выставила её беременную за дверь. Судьба Галины Польских

«Только избавились от одной невестки, с приданым в виде двух чужих детей, как на её место нашлась другая — тоже с дочкой, да ещё из бедной семьи».— рассуждала Галина Польских о себе, оказавшись в семье мужа.

Жизнь заставила актрису полагаться лишь на себя. Не было рядом сильного плеча, на которое можно было бы опереться, но она не только выстояла, но и сумела построить блестящую карьеру, вырастив при этом двух замечательных дочерей.

Детство без родителей и путь в артистки

27 ноября 1939 года в Москве в семье Польских рождается дочь Галина. Кто мог предвидеть, сколько испытаний выпадет на долю этой девочки с лучистыми глазами? Война забрала её отца, а когда Гале исполнилось семь, не стало и мамы. Из далёкой Белоруссии приехала бабушка по материнской линии, чтобы девочку не отдали в детский дом. Поселились они в коммуналке, где проживала раньше Галя со своими родителями.

Несмотря на скромный быт и все трудности послевоенных лет, Галина росла активной и жизнерадостной. В пионерском лагере её артистизм не остался незамеченным — девочку так и прозвали: «артисточка». Кто знает, может, именно тогда и родилась мечта о сцене. А ещё очень хотелось помочь бабушке, чтобы она ни в чём не нуждалась. Именно эти желания — жить яркой, интересной жизнью и помочь близкому человеку — и привели Галину во ВГИК.

Уже на втором курсе Галина получила главную роль в фильме «Дикая собака Динго», где двадцатидвухлетняя актриса с трогательной непосредственностью воплотила на экране образ школьницы. Фильм покорил зрителей, а Галина Польских мгновенно стала всесоюзной любимицей.

Дальше её карьера стремительно развивалась. Работа с талантливыми режиссёрами, запоминающиеся роли, в основном — главные. «Я шагаю по Москве», «Суета сует», «По семейным обстоятельствам» — эти фильмы стали классикой советского кино.

Личная жизнь Галины Польских

Первый брак с режиссёром-неудачником

Первый раз Галина вышла замуж еще во время учёбы во ВГИКе. Её избранником стал Фаик Гасанов, студент режиссёрского факультета. Молодые люди были полны надежд, вскоре у них родилась дочь Ирада.

Со стороны казалось, что это настоящая любовь, но семейная жизнь оказалась сложной. Фаик, добрый и заботливый по натуре, не мог реализоваться в профессии. В Москве ему не удалось найти работу, он уехал в другой город, и тяжело переживая свою невостребованность, примкнулся к компании таких же творческих личностей.

А Галина часто снималась, много работала, чтобы обеспечить семью. Когда возвращалась домой, слышала от знакомых: «Твой муж опять без дела… Пьёт…». Она пыталась вразумить Фаика, но всё было тщетно.

«Я — талант! возмущался он, И не позволю использовать себя в качестве чернорабочего!»

Возможно, успех жены ещё больше усугублял его собственные проблемы. Он словно пытался доказать себе и окружающим, что тоже чего-то стоит, но выбирал для этого не те пути.

Жизнь на расстоянии не способствовала укреплению семейных уз. У Фаика появилась другая женщина, да и Галина не отказывалась от ухаживаний других актёров на съёмках.

А в 28 лет Фаика не стало: он попал под трамвай. Точные обстоятельства случившегося Галине так и не рассказали. По одной из версий, в тот день он был в гостях у женщины, с которой встречался, и ему пришлось срочно бежать, так как вернулся её муж.

Для Галины это был тяжелейший удар, тем более, что незадолго до этого она потеряла бабушку, которая заменила ей родителей. Она осталась одна с маленькой дочкой на руках. Ночами, когда Ирада спала, она позволяла себе плакать. Образы бабушки и Фаика стояли перед глазами, слёзы сами катились из глаз, а душу разрывали горечь от потери близких, чувство вины, бессильный гнев. Она надеялась, что в их отношениях с Фаиком ещё всё наладится, но реальность была неумолима: актриса осталась одна, наедине со своей болью.

В Баку, на родину Фаика, Галина смогла поехать только на сорок дней. Маленькую Ираду она оставила на свекровь, Лидию Гасанову. Эта женщина с открытым сердцем приняла в свою семью внучку, и в дальнейшем стала надёжной опорой Галине в трудной ситуации.

Короткий брак с сыном гендиректора «Мосфильма»

Прошло три года. Жизнь, казалось, медленно входила в привычное русло, залечивая раны. Во время съёмок в Ялте Галина сблизилась с режиссёром Александром Суриным. Он был обаятелен, уверен в себе, и Галине, уставшей от одиночества, было легко и радостно рядом с ним. Завязался курортный роман, яркий, как южное солнце, но такой же мимолётный, как казалось тогда Галине. Она не питала иллюзий Александр был женат на известной актрисе Майе Булгаковой.

Но по возвращении в Москву случилось неожиданное: Сурин продолжил ухаживать за ней. Он звонил, приходил к ней в коммуналку с цветами, словно не замечая ни тесноты, ни скромной обстановки. А ведь он был совсем из другого мира сын всемогущего директора «Мосфильма» Владимира Николаевича Сурина, привыкший к роскоши и вниманию первых лиц кинематографа. Стоило ему только захотеть, и отец решал любые его проблемы.

Казалось, что их разделяла пропасть. Однако, Александр был настроен решительно. Он развёлся с Майей Булгаковой и познакомил Галину со своими родителями. А вскоре она поняла, что ждёт ребёнка.

«Расписывайтесь», — не раздумывая, сказал его отец, узнав об этом.

Переезд в дом Суриных, казалось, должен был стать для Галины началом новой жизни. Просторная квартира, красивая мебель всё дышало достатком и благополучием. Но среди всего этого великолепия Галина чувствовала себя скованно и неуютно, словно птица в золотой клетке.

Она стеснялась каждого своего шага, боялась показаться свёкру на глаза в неприглядном виде, испытывала неловкость даже от того, что им приходится пользоваться одной ванной комнатой. Чтобы лишний раз не сталкиваться с хозяином дома, Галина даже выбегала в туалет на улицу, придумывая предлоги для этих вылазок.

Чтобы поговорить со своей дочерью, она уезжала в свою старую коммуналку и уже оттуда звонила в Баку. Свёкр был не против, чтобы её дочь жила с ними, но Галина так и не решилась.

«Как я привезу её сюда, думала Галина, в дом, где сама чувствую себя неловко?».

Она замечала, что и её муж чувствовал себя дома не вполне свободно. Из друзей в их семье принимали только Сергея Бондарчука. Остальные же, не вписавшиеся в этот круг избранных, собирались у Галины в коммуналке. Елизавета Михайловна, мать Александра, всеми силами оберегала семью от лишних глаз и ушей, боясь, как бы случайное слово не навредило репутации мужа.

Отношения со свекровью, которая была женщиной требовательной и капризной, не складывались. Она, конечно, не устраивала скандалов, но Галина очень скоро поняла, что в этом доме ей не рады.

«Только избавились от одной невестки, с приданым в виде двух чужих детей, рассуждала Галина, как на её место нашлась другая тоже с дочкой, да ещё из бедной семьи».

Будто подливая масла в огонь, Елизавета Михайловна настраивала своего сына против Галины, и постепенно её усилия дали результаты. Александр стал холоднее относиться к жене, всё дольше задерживался на работе, а на выходные уезжал за город с друзьями. Он вёл себя так, будто Галина была не его любимой женщиной, а милой безделушкой, купленной на южном берегу, которая вначале казалась привлекательной, но в интерьере московской квартиры оказалась совершенно неуместной и не понравилась его домочадцам.

Однажды в магазине, увидев милые детские вещички, Галина с радостью предложила: «Саша, давай купим!». И в тот же миг пожалела о своих словах, увидев, какая тень омрачила лицо мужа. Словно напоминание о будущем ребёнке было ему неприятно.

«Лучше бы всё и закончилось там, в Крыму…» с горечью думала Галина, бессонными ночами.

Месяц Галина прожила в атмосфере ледяного «гостеприимства» Елизаветы Михайловны, прежде чем терпение свекрови лопнуло. Всё началось с замечания по поводу борща, приготовленного невесткой. Галина постаралась не придавать этому значения, решив, что у свекрови просто плохое настроение. Но та, словно только и ждавшая повода для выяснения отношений, неожиданно вспылила:

Сразу видно: неблагодарная! Ты хоть понимаешь, в какой дом попала?!
И в какой же? не выдержала Галина.
Ты должна спасибо сказать за то, как тебя принимают, как я тебя кормлю! Рыночный творог с мёдом, свежие фрукты живи да радуйся!
Спасибо, я ценю вашу заботу, ответила Галина, направляясь к двери, чтобы избежать дальнейших разговоров.

Но свекровь не унималась. Она стала жаловаться на свои болячки, на невнимание со стороны Галины.

К тому времени домой вернулся Александр, и Елизавета Михайловна тут же постаралась втянуть его в конфликт, рассказывая о неблагодарности невестки.

— Живёт на всём готовом, пальцем о палец не ударит, чтобы помочь! — доносилось из комнаты.

Выйдя к Галине, Александр холодно бросил, даже не взглянув на нее:

— Не нравится — пусть уходит.

Едва сдерживая слёзы, Галина стала собирать вещи.

— Правильно, Сашенька! — радостно затараторила свекровь и выставила её беременную за дверь.

Всё произошло молниеносно, как в дурном спектакле, где у каждого героя была своя роль, давно разученная и сыгранная не раз. Галина стояла в подъезде перед захлопнувшейся дверью не в силах пошевелиться. Слёзы застыли где-то внутри, сдавив горло ледяным комом. Она не знала, что сказать, да и кому? Задавать вопросы, просить о чём-то, унижаться? Это было выше её сил.

Она спустилась по лестнице, оказавшись на улице словно в каком-то сне, остановила первое попавшееся такси, села на заднее сиденье… Слёзы так и не появились, лишь тяжёлая, душевная боль разливалась по всему телу. С трудом она выговорила адрес и вернулась в свою коммуналку.

В разгар конфликта не было свёкра, который мог за неё заступиться, он уехал в Италию. Вернувшись и узнав о том, что произошло, он тут же позвонил Галине:

«Галя, мы тебя ждём. Сейчас за тобой приедет Саша».

Вскоре Александр действительно появился на пороге её комнаты. Но это был уже не тот влюблённый мужчина, которым она знала его раньше. Холодный и отстранённый, он словно выполнял чьё-то поручение.

— Папа хочет, чтобы ты вернулась, – сказал он.
— Папа хочет… А ты? — с горечью спросила Галина.

Но в ответе было лишь молчание. Александр даже не пытался уговорить её, что-то объяснить, просить прощения. Она поняла, что он уже сделал свой выбор и выбор этот был не в её пользу.

Через пару дней Галина получила почтовый перевод на две тысячи рублей баснословную по тем временам сумму! Она догадалась, что это своеобразное предложение «решить проблему», избавиться от ребёнка. Не раздумывая, Галина отправила деньги обратно.

Ещё через некоторое время с ней связался один из друзей мужа и передал забытую ею одежду.

— Как он?, — не удержавшись, спросила Галина.
— Да как…, — друг замялся, привёз из Узбекистана девушку, с которой до тебя встречался. У них есть общий ребёнок…

Ночами, оставшись наедине с собой, Галина бесконечно прокручивала в памяти всё, что случилось, пытаясь найти ответы на мучительные вопросы. Она поняла, что, возможно, стала жертвой циничной игры, задуманной семьей Суриных. Брак с ней, скорая ссора, изгнание из дома всё это было нужно лишь для того, чтобы Александр не женился на узбечке, которая воспитывала его ребёнка.


Галина Польских в фильме «Ищу мою судьбу», 1974 г.

Жизнь Галины Польских после развода

После расставания ни Александр, ни его родители не интересовались судьбой Галины и маленькой Маши. Из роддома Галину встречали подруга и соседка по коммуналке их тёплые объятия и простые слова участия значили сейчас гораздо больше, чем равнодушие тех, кто еще недавно клялся в любви и заботе. От Суриных ни звонка, ни телеграммы…

Галина, собрав волю в кулак, подала на алименты. Но через два года сумма алиментов сократилась, превратившись в настоящие копейки. Как выяснилось, узбекская подруга Александра родила ему ещё одного ребёнка, и деньги теперь нужно было делить на всех детей.
После того как Галина была фактически выставлена за дверь дома гендиректора «Мосфильма», она оказалась в профессиональной изоляции: почти пять лет её никто не приглашал сниматься.

Выживать в трудной ситуации, с двумя детьми на руках, помогали близкая подруга, которая делилась своей зарплатой, и бывшая свекровь Лидия Гасанова, которая, узнав о тяжёлом положении Галины сразу приехала, чтобы помочь смотреть за детьми.

Спасением от душевной боли и бытовых проблем стала неожиданная работа. Благодаря знакомству с польским оператором Ежи Липманом, Галина стала сниматься в Польше, а затем в Венгрии и ГДР. Советский кинематограф вспомнил о Галине Польских лишь тогда, когда Владимир Сурин покинул пост гендиректора «Мосфильма».

Галина Польских многое переосмыслила за эти годы, научилась жить своим умом, полагаясь лишь на собственные силы и на поддержку близких людей. Она смогла выстоять и не сломаться, сохранить себя и дать всё необходимое своим детям.

Когда Маше было около тринадцати лет, Александр вдруг вспомнил о дочери и решил её навестить. Галина не стала возражать

«Это твой папа», сказала она Маше, когда Александр появился на пороге. Но девочка, странно засмеявшись, ушла в свою комнату и больше не вышла в тот день. Общение они так и не наладили.

Галина больше не вышла замуж, хотя в её жизни ещё случались романы. Свою жизнь она посвятила любимым и любящим её дочерям.
Ирада, окончив ВГИК, стала режиссёром. А вот Мария, несмотря на то, что снялась в нескольких фильмах, не захотела связывать свою жизнь с кино. Получив образование в Университете дружбы народов, она встретила там молодого человека из Ливана, вышла за него замуж и уехала на его родину. Их сына Филиппа до пяти лет воспитывала Галина Польских. Позже семья дочери вернулась в Москву.

Галине Польских скоро исполнится 85 лет. Она, как и прежде, востребована в профессии, сейчас снимается в фильме «Арбатские тайны». Она научилась ценить одиночество, которое позволяет, по её словам, «сохранять личное достоинство и творческую индивидуальность». Рядом с ней дочери, внук, друзья. А ещё есть любимая дача, где она проводит много времени, наслаждаясь тишиной и природой.

Load More Related Articles