Юбилей Егора Летова : как панк всея Руси превратился в то, что ненавидел больше всего

Имя Егора Летова сегодня произносят с трепетом и почтением, у него статус одного из самых одиозных и противоречивых музыкантов и поэтов в истории русского рока. Со времени своей смерти в 2008 году Летов окончательно оформился в классика отечественной музыки, остающегося при этом максимально востребованным, актуальным и понятным новым поколениям слушателей. В том числе тем, кто родился уже после кончины музыканта.

Picture background

Памятник нерукотворный

Егор Летов, умерший 19 февраля 2008 года, остается живее всех живых. Пожалуй, из всех фигур русского рока по популярности с ним теперь может соперничать разве что Виктор Цой. Но популярность Цоя легче измерить, чем популярность Летова. Возрожденная группа «Кино» собирает большие арены в городах России на свои концерты, на которых Цой представлен лишь голосом и кадрами на экране видеосопровождения. На момент написания статьи у «Кино» 4,9 млн слушателей в месяц на «Яндекс Музыке».

Похороны лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова

Сравним эти цифры с летовскими: у того 500 тыс. слушателей в месяц, еще 500 тыс. — у «Гражданской обороны». Даже если сделать очень сильное допущение и предположить, что это все очень разные люди, не пересекающиеся друг с другом, то выйдет чуть больше миллиона. В три раза меньше, чем у Цоя.

Однако человек, погруженный в отечественную культурную среду, не сможет пройти мимо Летова. Егор будет встречаться ему так же часто, как автомобилисту на федеральной трассе встречаются километровые знаки. О Летове и о его тусовке снимают кино, о них издают книги, делают подкасты и снимают видеоэссе.

Книги о Егоре Летове

Книги о Летове — практически отдельный жанр. Независимое издательство «Выргород» только в последние пять лет выпустило два сборника больших публицистических статей о Летове «Я не верю в анархию» и «Всё, что не анархия», кандидатскую диссертацию филолога Кристины Пауэр о поэтике Янки Дягилевой, Башлачева и Летова, отдельный сборник научных статей о летовском поэтическом языке, книгу доктора филологических наук Юрия Доманского «Поэтика Егора Летова. Беседы с исследователями».

Примерно эту же творческую сторону Летова исследует Олеся Темиршина в книге «Егор Летов: язык и мир», недавно вышедшей в издательстве «Скифия» и получившей положительный отзыв («замечательная, талантливая работа») Натальи Чумаковой, вдовы и главной наследницы Летова.

Олеся Темиршина «Егор Летов: язык и мир»

Но не только маленькие издательства работают с фигурой Летова. Издательство АСТ с 2021 года выпустило или переиздало четыре большие книги о Летове, подготовленные к печати контркультурным журналистом Алексеем Кобловым, бывшим близким к Летову. Это две биографические книги о Летове и «Гражданской обороне» и два сборника — «Сияние. Прямая речь, интервью, монологи, письма. 1986–1997» и «Калейдоскоп. Прямая речь, интервью, монологи. 1997–2004».

Особняком стоит книга известного музыкального журналиста и писателя Максима Семеляка «Значит, ураган. Егор Летов: опыт лирического исследования», вышедшая в издательстве Individuum три года назад. Это не исследование творчества Летова, а публицистически литературная попытка психоанализа: в книге столько же Семеляка, выросшего из фаната Летова в его друга, сколько самого музыканта. Из всех упомянутых книг именно «Значит, ураган» собрал больше всего прессы и оказался больше всего на виду.

Русское поле хип-хопа

Но не только старая гвардия филологов и рок-журналистов вспоминает о Летове. Он — человек, явно значащий многое для людей моложе. Наследие Летова регулярно заявляет о себе в творчестве современных русских рэперов. Строчки о нем встречаются в творчестве Гуфа, Федука, Gone.Fludd, группы MellowBite, популярных рэперов новой волны Yanix и Scally Milano. И всё это не считая строчек куда менее популярных артистов. На сайте Genius.com, агрегирующем тексты рэп-треков, в поиске по словам «егор летов» находится несколько десятков экранов различных упоминаний.

Рэпер Слава КПСС

Отдельная история — эпатажный рэпер Слава КПСС, у которого есть трек, прямо названный «Егор Летов», и который выпускал каверы на песни «Товарищ Горбачев» и «Вселенская большая любовь» из репертуара «Гражданской обороны». Стоит отметить, что Слава КПСС признавал влияние на свое творчество обнинской андеграундной рэп-группы «Ленина пакет», которая явно согрета лучами поэтики и музыки Летова. Один из бывших участников ее золотого состава Иван Щеглов под псевдонимом Иван Смех даже стал соавтором (вместе с документалистом Владимиром Козловым) огромной и очень хорошей книги про историю сибирского панка «Следы на снегу», выпущенной издательством Common Place в 2020 году.

Всё как у людей

Слава Летова со времен его смерти ушла далеко за пределы отечественного культурного пространства. Летов — культовая звезда мировой альтернативной музыки прошлого. На популярном сайте Rateyourmusic.com, где пользователям предлагается оценивать все возможные альбомы на свете, у некоторых его работ под 2000 оценок. Это легко позволяет им войти в сводные чарты сервиса.

Так, альбом «Прыг-скок» числится 30-й лучшей пластинкой 1990 года — гораздо выше, скажем, альбома Лу Рида и Джона Кейла Songs For Drella или дебютной работы группы Alice In Chains. «Сто лет одиночества» того же проекта Летова — 26-я лучшая работа 1993 года, по мнению Rateyourmusic, тоже сильно выше вышедших в том же году альбомов Tindersticks и Suede. Кроме того, на сайте доступен чарт по стране происхождения исполнителей, имеющихся в базе данных Rateyourmusic, и альбом «Сто лет одиночества» занимает в таком российском чарте первое место среди исполнителей или композиторов, не имеющих отношения к академической музыке.

Концерт группы «Гражданская оборона» в ДК имени Горбунова

Популярность Летова в западном интернет-пространстве не ограничивается только Rateyourmusic. Летова обсуждают на Reddit, про него пишут в X (бывш. Twitter, запрещен в РФ), его имя — часть так называемой Merzbow copypasta, длинной копипасты (популярного текста, который копируется и вставляется в интернете в иронических целях), собравшей названия авангардных и необычных музыкальных артистов, которых любят на подфоруме /mu/ влиятельного анонимного веб-форума 4chan.

Стоит, впрочем, отметить, что эта популярность скорее ограниченного характера: всеми перечисленными сервисами пользуются в основном молодые люди, про которых принято писать, что они «чрезвычайно онлайн» (extremely online). Но даже на YouTube можно, например, отыскать интервью Летова, записанное на телеканале РТР в 1994-м, скрупулезно переведенное на английский язык. Его, кстати говоря, выложили несколько дней назад, и у него уже почти 35 тыс. просмотров. Согласитесь, неплохо для русского артиста времен горбачевской и ельцинской эпох.

Слава психонавтам

Причины продолжающейся популярности Летова в литературных и музыкальных кругах очень понятны. Во-первых, он действительно выработал абсолютно уникальный поэтический язык. Если один этот факт умножить на невероятную работоспособность Летова, в лучшие времена штамповавшего песни одну за другой, то мы получим огромный корпус творчества, который не просто можно исследовать — в нем легко поселиться.

Во-вторых, Егор Летов — загадка сам по себе, чему во многом посвящена книга Максима Семеляка. Умевший при жизни словно естественным образом накладывать на себя слои мифов, Летов стремительно и радикально менял политические пристрастия, философские позиции, принципиальные постулаты своего мировоззрения. Уйдя в мир иной в 43 года, он не успел эти метания толком объяснить. Он будто дышал постоянным воздухом перемен; они были нужны ему как пища. Это привлекает само по себе, навсегда превращая Летова в очень сложную и противоречивую фигуру. Понять и осмыслить такого художника — вызов для любого человека, который интересуется не только контркультурой, но отечественной культурой вообще.

В-третьих, музыка. Пусть иногда кажется, что именно она остается в тени поэзии и образа Летова, но без нее Летов был бы невозможен. А ведь Летов — максимально разнообразный музыкант: в его творчестве были и чисто панковский период ранней «Гражданской обороны», и экспериментальная музыка проектов вроде «Коммунизма» и «Цыганята и я с Ильича», и кривая шумная психоделия. Все они объединены одной особенностью — безумной, практически дьявольской энергетикой плохого звука и перегруженных частот, которая сочится из записей. Эта энергетика, безусловно, привлекает всех тех, кому Летов близок. Она же отпугивает тех, кто Летова никогда не мог понять.

Для последних Летов что-то вроде «антимузыканта», всегда писавшегося «неправильно» и не подходившего к своим записям с нужной долей профессионализма. Вероятно, им будет интересно хотя бы попробовать ознакомиться с поздним творчеством «Гражданской обороны», конкретно — с дилогией «Долгая счастливая жизнь» (2004) / «Реанимация» (2005) и в особенности — с альбомом «Зачем снятся сны?», выпущенным за год до смерти Летова. Записанные уже в хороших студиях, расслабленные, часто светлые, но при этом сохранившие фирменную звериную тяжесть звука «Гражданской обороны», они являют слушателям другого Летова. Летова, переставшего метаться, злиться и окончательно наметившего свой собственный курс. Жаль, что пройти по нему дальше Егору Летову не удалось, но нет сомнений, что и этот период был бы далеко не финальным. Никто не мог бы сказать, каким Летов был бы сейчас, что поддерживал бы и против чего боролся с присущей ему яростью. Ранняя смерть превратила его из маргинала в классика, и с годами это всё более очевидно. И, пожалуй, горько.

Load More Related Articles