Эта история о женщине поистине легендарной. Те, кто постарше, о ней прекрасно знают. Но многие даже не догадываются, что это не вымышленный персонаж из фильмов и анекдотов, а живой человек.
23 ноября 1981 года в Москве на Новокунцевском кладбище хоронили некую Марию Андреевну Попову. Она скончалась в возрасте 85 лет. Под звуки оружейных выстрелов гроб провожали дочь покойной и несколько известных артистов театра и кино.
На самом деле в 25-й Чапаевской дивизии не было никакой Анки-пулеметчицы.
Эту вымышленную героиню списали с реального человека. С санитарки Марии Андреевны Поповой.
Но почему храбрую пулеметчицу назвали Анкой, а не Марусей?
В 1934 году режиссеры-однофамильцы Георгий и Сергей Васильевы задумали снять фильм о легендарном Чапаеве. Их сценарий по одноименной книге Дмитрия Фурманова не понравился главному цензору страны Сталину. Ему не хватило женского образа, который стал бы воплощением судьбы русской женщины во время Гражданской войны.
Васильевы в срочном порядке взялись переделывать сценарий. Для этого они пригласили в музей Красной Армии всех женщин, которые воевали в Чапаевской дивизии, и попросили рассказать истории о своем фронтовом прошлом.
Женщин собралось так много, что их рассказы записывал целый отряд стенографисток.
В одной из историй проскользнуло упоминание о том, что один из пулеметчиков был ранен, и к нему подползла санитарка. Санитаркой была как раз Мария Попова. Поскольку боец не мог строчить из пулемета, то он под дулом нагана заставил Марию Попову стрелять из пулемета по белякам.
Режиссеры Васильевы взяли это воспоминание Марии Поповой за основу. Добавили эпизодов, прикрутили любовную историю с Петькой, хотя в реальной жизни романа у них не было. Получился легендарный образ девушки-пулеметчицы.
Осталось только выбрать ей имя. Консультантом на фильме была Анна Стешенко, жена уже умершего к тому времени автора романа “Чапаев” Дмитрия Фурманова. Она тоже знала Чапаева хорошо, так как заведовала в его дивизии культпросветом.
Так Маруська-пулеметчица стала Анной. Новую версию сценария Сталин одобрил лично. А потом с удовольствием пересматривал фильм десятки раз. А с ним и все зрители Советского Союза. Они выстраивались в километровые очереди к кинотеатрам. Персонажи фильма воспринимались как реальные люди.
И все события казались подлинными. Ведь Гражданская война была совсем недавно. И молоды были те, кто воевал. Фильм, который вышел в 1934 году, в один миг сделал знаменитыми актеров Бориса Бабочкина, Леонида Кмита и Варвару Мясникову.
А что стало с реальными персонажами?
Василий Чапаев и его адъютант Петр Исаев погибли в 1919 году. А Мария Попова, назначенная Сталиным Анкой-пулеметчицей, к тому времени жила в Берлине и работала в Разведуправлении штаба Рабоче-крестьянской Красной Армии. Она даже не знала о выходе фильма “Чапаев”. И о том, что скоро на нее обрушится невероятная популярность, которая навсегда изменит всю ее жизнь.
Достаточно посмотреть на ее фотографию с винтовкой Мосина, чтобы понять, какой она была неординарной и уверенной женщиной.
Родилась она в крестьянской семье в 1896 году.
В 16 лет девушка вышла замуж за Ивана Попова. Но через несколько дней после свадьбы муж скончался.
Оставшись одна, она вступила в Красную Армию. После одного боя ее и еще многих красных бойцов взяли в плен белочехи. Когда их везли в поезде, ей и другим бойцам из этого поезда удалось сбежать.
Именно после этого она примкнула к дивизии Чапаева и заняла в ней роль помощницы медсестры. Маруся Попова всегда была горазда на выдумки.
Одна из ее выдумок спасла жизнь многим бойцам дивизии. В одном из городов красноармейцам перепало несколько мешков соды. Целое богатство. Санитарка Попова разложила соду по маленьким бумажным пакетикам и подписала: от живота, от головы, от простуды, от ранения.
Бойцы, которые приходили лечиться, получали от нее заветные кулечки и выздоравливали. Срабатывала сила внушения.
Что же касается истории, которая сделала Марусю Попову знаменитой Анкой-пулеметчицей, то произошло это случайно. В одном из боев санитарка Попова подползла к раненому в руку бойцу. Тот буквально силой заставил ее стрелять вместо себя из пулемета.
За тот бой Чапаев наградил Марусю часами и взял шефство над ней. Именно Чапаев привил 23-летней Марусе тягу к знаниям.
После Гражданской войны с благословения больших начальников бывшая крестьянка Попова поступила на факультет Советского права МГУ. После ее окончания ее направили в Германию в качестве референта юридического отдела Советского торгового представительства.
Простыми словами: для ведения разведки. В Берлин молодой юрист Маруся Попова приехала в своей лучшей цветастой кофте, застегнутой на две мощные булавки.
Такой она впервые предстала перед утонченной красавицей Евгенией Аллилуевой. Начальником отдела кадров Торгпредства.
Из характеристики на сотрудницу Разведуправления Штаба РККА Попову Марию Андреевну: Безусловно преданный нам товарищ. С людьми общаться умеет. Внешность представительная, но одевать себя, как женщина со вкусом, пока не умеет.
По ранним воспоминаниям: Вид у нее был, мягко говоря, неотразимо-устрашающий. Женщина она была богатырских размеров.
Активную Попову сразу же нагрузили общественной работой и назначили директором клуба советской колонии. Это давало ей возможность свободно передвигаться по Германии и общаться с массой людей, не вызывая подозрения. Удобная должность, чтобы работать связным советских разведчиков-нелегалов.
Какие средства могла передавать сотрудница советского торгпредства Маруся Попова?
Уже в начале 1934 году в Москву стала поступать документальная информация, которая раскрывала ближайшие политические цели руководства Третьего рейха. Берлин намеревался выйти из Версальского договора и занять лидирующие позиции в Европе.
Германия быстрыми темпами восстанавливала военный потенциал. Особенно за счет массированного производства танков и штурмовой авиации. Есть воспоминание Марии Поповой, что ее отправляли на мероприятие, где присутствовал сам Гитлер. Еще тогда, после его выступления, она поняла: если этот человек получит то, о чем он говорит, быть большой беде.
Чего-чего, а секреты Мария хранить умела. Именно с берлинским периодом связан главный личный секрет ее жизни. Кто же отец ее единственной дочери Зинаиды, которая родилась в 33-м году? Этого она не рассказала дочери даже перед смертью.
В 1934 году, после выхода фильма “Чапаев” в СССР, Марию Попову отозвали из Берлина и назначили легендарной Анкой-пулеметчицей. Это назначение Маруся восприняла со страхом. Но постепенно привыкла к роли Анки.
Она стала настоящей звездой. Журналисты брали интервью, поклонники брали автографы. Она проехала с гигантским турне по всему Советскому Союзу. Вместе с ней были и другие бойцы Чапаевской дивизии. Но как только выходила уже совершенно по-другому, с шиком одетая Мария Попова, а ее представляли: “А это наша Анка-пулеметчица”, зал взрывался аплодисментами.
Мария Попова обладала прекрасным чувством юмора и очень любила пошутить над собственной славой. Борис Бабочкин, который сыграл Чапаева, часто участвовал вместе с ней в концертах. И всегда злился на Марию за то, что она рассказывала со сцены пикантные анекдоты.
Вот одна из шуток, что очень раздражала Бабочкина. “Заходит Чапай к Петьке и спрашивает: -А где Анка?
-На печке лежит. С радикулитом.
-А что, она русского не могла найти?
Бабочкин выговаривал ей: -Как тебе не стыдно такие грязные анекдоты про Чапаева рассказывать.
-А что стыдиться? Время прошло. Остались слава да анекдоты.
Тут уже жена Фурманова Анна Стешенко не выдержала и предъявила свои права на Анку. Она даже собиралась судиться с Поповой за право называться единственным прототипом Анки. Дело в том, что Мария Попова всегда представлялась: —Та самая Анка, — что очень сильно задевало Анну Фурманову.
Она обращалась в разные инстанции с просьбой, чтобы Мария Попова не имела права так себя называть. Дошло до того, что в дело вмешался сам Сталин. “А что мне делать? Мне приказали, и я выполняла”, — смеялась сама Мария.
Да и спорить было бесполезно. Слава Марии пошла в народ. Зрители не хотели знать никакой другой Анки, и жена писателя отступила. Мария действительно была незаурядной личностью. Именно она сочинила песню “Гулял по Уралу Чапаев-герой”. Песня была очень популярна в советское время.
Вскоре Марию Попову направили работать в Стокгольм. Там она стала первой рукой посла Александры Коллонтай. К ее приезду был специально устроен просмотр фильма “Чапаев”, на котором присутствовал король Швеции. Он лично аплодировал Марии Поповой, как героине, которую только что видел на экране.
Обитатели советской колонии в Стокгольме тоже встретили Попову как героиню. Дочь Зинаида даже вспоминала, как один мальчик спросил у нее: —А твоя мама привезла пулемет?
Главной работой Марии по-прежнему была разведка. В ее задачу входило и обеспечение поддельными документами добровольцев, которые ехали воевать в Испанию. Работа за границей в какой-то мере спасла ее от чисток.
Среди Чапаевцев тоже нашли врагов народа. Был расстрелян Иван Кутяков, который командовал дивизией после Чапаева.
В мае 37-го Поповой сообщили, что ее командировка в Стокгольм закончилась. С тяжелыми предчувствиями Мария вернулась на Родину. Она была уверена, что будет арестована. На всякий случай отправила свою дочь подальше от Москвы, в Куйбышев, к родным.
Но Марию не арестовали. Хватило слов Сталина. “Красных командиров много, а Анка-пулеметчица у нас одна”.
Поповой дали квартиру на улице Горького и назначили спецпаек.
С началом войны ее призвали на фронт, но не в качестве бойца. Она ездила с агитбригадой по воинским частям и вдохновляла бойцов на подвиг. Показывали фильм “Чапаев”. А после фильма показывали короткометражку, где Чапаев чудом добирался до берега, и там его уже ждали люди и встречали со словами: «Вот приплыл Василий Чапаев. Будем бить фашистов вместе”.
В то время это было очень хорошей задумкой.
По иронии судьбы в 1959 году на Марию Попову все же написали донос. Удивительно, но это были сами бывшие Чапаевцы. Сначала ее обвинили в том, что она обманом присвоила себе героический образ. А потом в том, что она дочь помещика Новикова. Этот человек и правда хотел удочерить крестьянскую девочку после смерти ее матери. Но передумал.
Наверно, дело тут в завистливости. Рядовой Марии досталась такая слава, которой не доставалось никому из них. Узнав, кто написал на нее донос, Мария заплакала. “Вот дураки. Я из из-под пуль выносила. А они на меня донос написали”.
Обвинения быстро были с нее сняты. Она умела защищать свои права. Мария уже давным-давно не была малограмотной крестьянской, а образованным юристом и профессиональной разведчицей.
После войны она вела лекторскую работу и преподавательскую деятельность для будущих разведчиков.
Похоронена она была с воинскими почестями. И эти почести были заслугами не Анки-пулеметчицы, а Марии Поповой. В последний путь ее проводили как настоящую легенду.
Хотя прямого отношения к миру кино она не имела, ее судьба была похожа на остросюжетный кинофильм, где ей всю жизнь пришлось играть роль, на которую ее утвердил сам вождь.