У любимого всеми барда Владимира Высоцкого было много приятелей. Это его школьные и дворовые друзья, коллеги по театру и кинематографу, да и просто люди, которых он встретил на своем жизненном пути и с которыми сложились длительные приятельские отношения. Но настоящих друзей он мог пересчитать по пальцам одной руки, высоко их ценил и очень дорожил дружбой с ними.
Среди них был один человек, с которым его, казалось бы, ничего не может связывать, но встреча с ним стала для Высоцкого судьбоносной — он обрел настоящего друга, близкого ему по духу.
Как произошло знакомство Владимира Высоцкого и Вадима Туманова
Этот человек непростой судьбы был далек от мира искусства, очень редко бывал в кино и театре, избирательно относился к людям, да и жил в глухой тайге, на золотых приисках, изредка выезжая на «большую землю». По идее, они не должны были даже встретиться, и тем более подружиться, но судьба подарила им такой шанс. Однажды, будучи в Москве, Вадим Туманов вместе со своим знакомым режиссером Борисом Урецким зашли пообедать в ресторан Дома кино. Там они встретили Высоцкого, и Урецкий, будучи с ним знакомым, представил их друг другу. Конечно, Туманов, как и все в ту пору, заслушивался песнями известного барда, но чтобы вот так, встретиться за одним столиком в ресторане, даже не мог такого себе представить. А Высоцкий, узнав, что его собеседник — старатель, прошедший гулаговские лагеря, начал расспрашивать Туманова о Севере, о Колыме, о ГУЛАГе. Для него эта тема была крайне интересной, ведь именно с таких людей, как Вадим Туманов, он писал свои песни. Они не заметили, как проговорили несколько часов, и прощаясь тогда в московском ресторане Дома кино, обменялись телефонами и знали, что эта встреча будет не последней. Это произошло весной 1973 года. Потом были встречи, звонки, поздравления с праздниками, а с 1975 года их знакомство переросло в крепкую мужскую дружбу, они стали тесно общаться, чаще встречаться, бывать друг у друга в гостях.
Прилетая в Москву, где у него была квартира на Ленинградском проспекте, Туманов обязательно приглашал Высоцкого к себе домой, и сам часто бывал у него дома на Малой Грузинской.
Они могли просидеть за кухонным столом несколько ночей подряд — Высоцкий с неподдельным интересом слушал рассказы старателя, иногда брал в руки гитару и начинал петь, затем прерывался и вновь задавал вопросы. Он посвятил своему другу несколько песен, которые всегда исполнял на своих выступлениях.
С таких, как Туманов, Высоцкий писал свои песни
У Вадима Туманова была не просто сложная, а фантастическая судьба. Он вырос на Дальнем Востоке, где с детства увлекался боксом, участвовал в соревнованиях, изучал навыки вольной борьбы, службу в армии проходил в спортивной роте, выступал на первенстве Тихоокеанского флота. Потом окончил училище штурманов, начал работать на сухогрузе. Туманов был не робкого десятка, за словом в карман не лез, случалось участвовал в драках, которые возникали между моряками, летчиками и рыбаками в местных ресторанах. Однажды в одной из драк ударил местного чиновника, что было квалифицировано как покушение на должностное лицо, а после задержания не смог стерпеть грубое обращение надзирателей и тоже устроил драку прямо в СИЗО. Ему дали восемь лет заключения и отправили на Колыму. Там в лагерях он умудрился настроить против себя как надзирателей, так и блатных, однажды снова избил конвоира, за что получил дополнительный срок. Несколько раз пытался бежать, но неудачно. Об этом Высоцкий написал в своей песне «Был побег на рывок». Его амнистировали после смерти Сталина, но Туманов не стал возвращаться в морской флот, он сколотил бригаду золотодобытчиков и остался на Колыме. За короткий срок его бригада старателей добилась рекордных показателей. Туманов постоянно что-то придумывал, совершенствовал, разрабатывал новые схемы золотодобычи, добивался повышения производительности, создавал для своих рабочих отличные условия труда и обеспечивал им хорошие заработки. В 1979 году было создано предприятие «Печора» с артелями на всех главных месторождениях Урала и Сибири, за время его существования старатели намыли более 500 тонн золота, хотя, по словам Туманова, золота было больше, просто об этом умалчивалось в «верхах». Туманов стал одним из первых легальных миллионеров в стране, но ему постоянно приходилось сталкиваться с правоохранительными органами. Его задерживали, обвиняли в растрате, в пропаганде капиталистических методов работы, против него возбуждали уголовные дела, но каждый раз их закрывали — Туманов приносил государству такой доход, который составлял почти треть от всей золотодобывающей промышленности страны.
Спустя восемь лет, когда в стране уже вовсю шла перестройка, у старателей дома начались обыски, их вызывали на допросы, стараясь найти компромат на Туманова, который поначалу с энтузиазмом воспринял перемены в стране, но быстро понял, что люди, честным трудом зарабатывающие миллионы, реформаторам не нужны. Компромата на Туманова не нашли, но его артель все же закрыли, после чего он занялся строительством автодорог, и тоже преуспел в этом бизнесе.
Встречи на приисках
Летом 1976 года Владимир Высоцкий по приглашению своего друга Вадима Туманова прилетел на прииски в Иркутскую область. Его встретили в аэропорту Бодайбо — центре золотодобычи Сибири, на вертолете доставили в артель, показали местные достопримечательности, рассказали о работе старателей. Он даже поучаствовал в промывке песка, с энтузиазмом выполняя работу под руководством Туманова, который рассказывал ему, как и что надо делать. В течение нескольких дней он общался со старателями, просил их вспоминать какие-то интересные истории из своей жизни, а вечерами все собирались в местной столовой, где Высоцкий пел им свои песни. Тут же импровизировал, вспоминая их рассказы. В те дни родилось несколько его известных песен — о речке Ваче, о попутчице Вале. Особенно он интересовался историей ГУЛАГа, о котором многие старатели могли рассказать не понаслышке. Высоцкий мечтал сделать фильм о лагерной Колыме, в котором хотел сыграть главного героя. Он предложил журналисту Леониду Мончинскому, хорошо знавшему историю Сибири, написать вместе сценарий. Но тот посоветовал Высоцкому начать писать книгу, с которой потом можно будет сделать сценарий.
По приезду в Москву Высоцкий начал работать над книгой, но мешали постоянные разъезды, гастроли, работа в театре, тем не менее на момент его смерти первая часть книги «Черная свеча» уже была закончена. Вторую уже после смерти Высоцкого написал Мончинский. Книга была издана в Москве в 1992 году, а в 2006 году по мотивам книги был снят фильм «Фартовый».
Вадим Туманов ушел из жизни в июле 2024 года в возрасте 96 лет
Пять лет судьба подарила настоящей мужской дружбы Владимиру Высоцкому и Вадиму Туманову. Говорят, что Туманов был единственным человеком, который имел влияние на поэта, и узнав о его пристрастии к наркотикам, хотел помочь другу справиться с зависимостью. Он даже построил домик в глухой тайге, куда хотел привезти Высоцкого на время. Тот согласился и даже купил билеты, но осуществить задуманное друзья не успели.
В июле 1980 года, во время Олимпиады, Вадим Туманов был в Москве, и они виделись с Высоцким за день до его смерти. Увидев поэта в состоянии сильного запоя, он потребовал у его друзей, чтобы они вызвали врача. Но зная, что Высоцкий никому не позволял контролировать свою жизнь, друзья боялись это делать без его согласия. Тогда Туманов сказал: «Скажете, что это я сделал». Но врачи не помогли, наутро Вадим Туманов узнал, что его друга не стало.
Он присутствовал на похоронах Владимира Высоцкого, нес гроб с его телом, и, возможно, только тогда осознал масштаб личности своего друга, проститься с которым пришла вся Москва. Нескончаемый людской поток шел по улицам к театру на Таганке, чтобы сказать последнее «прощай» своему кумиру, люди заполнили всю Таганскую площадь и прилегающие к ней переулки, сидели на деревьях, на крышах домов, катафалк утопал в цветах. И это несмотря на то, что власти СССР пытались скрыть смерть Владимира Высоцкого, и о похоронах не сообщалось в СМИ.
Вадим Туманов пережил своего друга на 44 года. Он ушел из жизни в июле 2024 года, не дожив полтора месяца до своего 97-летия.