Пять лет, проведённых с Василием Шукшиным, оставили в душе Лидии Чащиной глубокую рану. Пережив побои и унижения, она так и не смогла простить своего знаменитого «мужа». Даже спустя годы она убеждена: ни одна женщина не могла стать счастливой рядом с этим гениальным, но сложным человеком. Слишком дорога цена, которую приходится платить за любовь к таланту.
Первая любовь
Лидия появилась на свет в январе 1942-го в Саратовской области. Война, послевоенная разруха — время было непростое. Родители развелись, когда Лида была ещё маленькой. Её мать снова вышла замуж, и вскоре семья переехала в Подмосковье. Девочка с детства тянулась к прекрасному: увлекалась танцами, декламировала стихи, мечтала о большой сцене. И мечта привела её в Москву, во ВГИК, где наставником Лидии стал Сергей Герасимов.
Она училась на первом курсе, когда встретила ЕГО — Василия Шукшина. Он, случайно, заметив её в коридоре общежития, был сражён наповал её обликом. И решил взять быка за рога. Подойдя к Лиде со сценарием своего дипломного фильма «Из Лебяжьего сообщают», Шукшин предложил ей роль. Он тогда, конечно, понимал, что эта роль не для неё, и она её не сыграет, но с этого и начались их отношения.
Шукшин был старше на тринадцать лет — взрослый, уже успевший вкусить жизнь мужчина с пронзительным взглядом и непростым характером. Он притягивал своей неординарностью, уверенностью, даже некой дерзостью. И Лидия потеряла голову… Как теряют её тысячи девушек, очарованных харизмой творческой натуры.
Шукшин не церемонился с Лидой, он не осыпал её цветами и подарками, как тот статный лётчик, что ухаживал за ней в тот период. На свидания Шукшин приходил с бутылкой портвейна, а Лида влюбилась, как могут влюбляться только в юности — страстно, безоглядно, не задумываясь о последствиях. Ради него, начинающего режиссёра без жилья и прописки, без явных перспектив, она отвергла ухаживания человека, готового бросить к её ногам весь мир.
Семейная жизнь с Василием Шукшиным
Их роман стремительно набирал обороты. И вскоре Василий и Лидия стали жить вместе, сыграв так называемую свадьбу: скромно, в кругу друзей, без штампов в паспортах. На следующий день, Василий, обнимая Лиду, молил о том, чтобы она любила его всю жизнь и оставалась ему верна. Чтобы подтвердить серьёзность намерений, он даже предложил скрепить их клятвы кровью. И Лида согласилась. Этот лист бумаги, с наспех написанными словами, стал символом их любви. Символом хрупким, как и сама любовь…
Семейная жизнь с Шукшиным мало походила на романтическую сказку. Уже через несколько дней вспыхнула первая ссора. Василий, распалившись ревностью к её однокурснику, в клочья разорвал это письменное свидетельство их чувств. В тот день он впервые поднял на Лидию руку, а потом, отрезвев, умолял о прощении, называя её своим ангелом, своим спасением.
Она прощала. Прощала его взрывы гнева, беспричинную ревность, грубость, нелестные эпитеты, обращённые в её адрес. Ей, выросшей в атмосфере любви и взаимопонимания, трудно было поверить, что человек способен так меняться — то превращаться в тирана, то становиться нежным и любящим.
А Лида была для Василия словно луч света в его царстве, где без «рюмки чая» не обходились ни одни дружеские посиделки. И ей, хрупкой и нежной, приходилось непросто в этом окружении. Каждая встреча, каждое застолье были для неё испытанием, но постепенно она погружалась в этот мир, привыкала к нему.
Тогда Лидия, ослеплённая любовью и доверием к Василию, и не догадывалась о тайне, которую хранил её возлюбленный.
Гроза грянула внезапно. Матери Лидии написал некий «доброжелатель», раскрыв глаза на истинное положение вещей: мол, её дочь стала жертвой обмана и попала в лапы обольстителя. Бедная женщина, в страхе за судьбу Лидии, бросила всё и помчалась в Москву. Слова коменданта общежития, где проживал Шукшин с Лидией, стали подтверждением страшных догадок — Василий оказался женатым человеком.
Лидия, вмиг потерявшая землю под ногами, потребовала объяснений от своего «мужа». А Шукшин, не дрогнув, протянул ей паспорт — чистый, без единого штампа о браке. И сомнения отступили, уступив место надежде.
Прошло два долгих года. Лидия уже почти успела забыть ту историю, как случайная находка — пачка писем — разбила её мир на тысячи осколков. Оказалось, что ещё в юности Василий, по его же словам, по глупости женился на Марии, своей односельчанке. Однако в Москву она ехать наотрез отказалась, а там его ждал институт. Когда он отправил ей письмо с просьбой о разводе, она и слушать ничего не хотела, а её отец и вовсе грозил расправой. И тогда он решился на отчаянный шаг: избавился от своего паспорта со штампом и получил новый, чистенький. После чего стал считать себя свободным и сошёлся с Лидией.
Но и эта находка не стала концом их отношений. Шукшин даже привёз Лидию в своё село и познакомил с родственниками. Правда, поддержки там Лидия не нашла, и не в силах выдержать обид, вернулась в Москву раньше Василия.
Их семейная жизнь превратилась в череду скандалов, бурных примирений, измен, которые Василий даже не пытался скрывать. Не раз в невменяемом состоянии он ломал мебель и наносил Лидии тумаки. Однажды, защищаясь во время очередной ссоры, она ударила мужа сковородкой. Шукшин, не ожидавший отпора, опешил, и с тех пор кулачные бои в их доме прекратились.
Не раз она порывалась порвать с Шукшиным, что вызывало бурную реакцию окружающих. Как же так? Такой талант, и вдруг… «Да что ты делаешь с Васькой? Он же места себе не находит! Так с мужиком нельзя!» — твердили ей. И вот на фоне всех этих невзгод Лидия узнала, что ждёт ребенка. Увы, к тому времени их отношения дали такую трещину, что рождение малыша казалось невозможным. В голове путались мысли: как жить дальше, где растить ребёнка? Денег кот наплакал, своего угла нет. Василий же предложил свой вариант:
«Бросай институт и езжай на Алтай, к моей матери! Родишь, она поможет вырастить. Зачем тебе становиться актрисой?».
Только ей совсем не улыбалась перспектива прозябать в селе на одном пятачке с его первой женой, Марией Шумской. И она решилась на тяжелейший шаг — избавиться от плода в домашних условиях. Шукшин не препятствовал в этом, а после всего, как будто пытаясь хоть как-то заглушить голос совести, обвинил Лидию в том, что ребёнок — не его.
Лидия долгое время считала, что у них мало денег, хотя Шукшин был уже востребованным актёром, и его гонорары росли. Щедрой рукой он осыпал родственников подарками, помог матери построить дом. А вот Лидии отказывал во всём, считая, что скромная одежда — залог верности. Так и ходила она в старой одежде, которую привезла, когда поступала во ВГИК. Шукшин, словно персонаж из своих же рассказов, придерживался простонародной философии.
«На Руси, — рассуждал он, — издавна заведено: мужик, он может оступиться, согрешить, а баба — та должна всё простить. В этом её сила и предназначение — быть верной и терпеливой. Мне вот нравятся бабы верные!».
Только забывал он, что терпение женское не безгранично.
Лидия мечтала вырваться из этих патологических отношений, но угрозы Шукшина держали её в страхе. И только окончив институт, она наконец-то стала свободна. Уходя от Шукшина, она собственными руками разорвала все фотографии и письма и бросила ему в лицо. Тогда же выяснилось, что у Василия аж пять сберкнижек, и он не знал куда девать деньги.
Наверное, в тот момент в ней говорила не только обида, но и желание стереть из памяти всё, что напоминало бы об этих тяжёлых отношениях. Годы спустя, оглядываясь на свою молодость, Лидия Александровна с горечью признавалась:
«Знаете, я благодарна судьбе, что Шукшин исчез из моей жизни. Он пробивался наверх, не оборачиваясь, не считаясь с моими чувствами. Этого я ему не простила! Злость на него давно прошла, а обида и горечь останутся до конца моих дней. И пусть говорят, что он был талантлив, что оставил след в искусстве… Для меня он навсегда останется жестоким, эгоистичным человеком, который цинично пользовался моей любовью и доверием».
В поисках счастья
Лидия не теряла надежды найти счастье в личной жизни, и вскоре она вышла замуж за кинематографиста Владислава Чащина, который работал на студии им. Довженко. В этом браке родился сын Денис. Но, как говорится, от судьбы не уйдешь. Чащин, как и Шукшин, был неравнодушен к зеленому змию. Правда, в отличие от того никогда не поднимал руку на жену. Когда ребёнку исполнился годик, Лидия ушла от Чащина.
Следующий брак Лидии Александровны, казалось, обещал тихую семейную гавань. Её избранник, геолог по профессии, был настоящей находкой — заботливый, верный, готовый на всё ради любимой женщины. Ему не удалось только наладить отношения с её сыном Денисом. Постоянные ссоры, взаимные упрёки отравляли их жизнь. В какой-то момент перед Лидией встал жёсткий выбор: муж или сын? И она, не колеблясь ни минуты, выбрала сына. Этот развод стал для неё последним.
Лидии Чащиной уже 82 года, и до недавних пор она ещё снималась в кино. Судьба, столько раз испытывавшая ее на прочность, всё-таки подарила ей главное — семью. У нее замечательный сын — оператор, невестка, внук и внучка. Что ещё нужно для счастья в её годы?