Только 3 нациста были оправданы на Нюрнбергском трибунале : что они совершили, и почему суд принял такое решение?

Трудно поверить, но даже высокопоставленные нацисты, которые имели прямую связь с деятельностью нацистской верхушки, были оправданы! Суд просто не смог доказать их вину! Как такое возможно, и почему это до сих пор вызывает недоумение, я и расскажу в своей статье. Но обо всём по-порядку.

Из двадцати четырёх нацистских преступников, представших перед Международным военным трибуналом на Нюрнбергском процессе, были оправданы трое. Вышло так, что юридически им либо было нечего предъявить, либо трибунал не смог доказать их конкретную вину.

Двенадцать высокопоставленных деятелей гитлеровской Германии были приговорены к высшей мере наказания, ещё семеро человек получили от судей различные сроки тюремного заключения.

Зав. орготделом НСДАП Роберт Лей в ходе процесса, не дожидаясь приговора, повесился на самодельной верёвке, связанной из разорванного на полосы ткани полотенца. Промышленный магнат Густав Крупп был признан маразматиком и освобождён по состоянию здоровья.

Остаётся еще трое. Их международный трибунал оправдал, признав невиновными. Как такое могло произойти, ведь один факт нахождения на скамье подсудимых уже говорил о том, что человек был причастен к преступным деяниям нацистов?

Тем не менее, трибунал не нашел достаточного количества доказательств их вины и несмотря на особое мнение советской стороны, эти люди были оправданы.

№3

Ганс Фриче

«Говорит Ганс Фриче!»Именно с этих слов начинались пропагандистские передачи германского радио. Многие простые немцы уже настолько привыкли к этому мужественному голосу, что когда слышали Фриче из динамиков своих радиоприёмников, то верили, что все идет как надо.

Даже когда советские танки уже громили последние линии обороны на подступах к Берлину, Фриче своим гипнотизирующим голосом вещал о победах доблестных немецких войск, о скором введении в дело «супер оружия»… И народ верил, что противник уже выдохся и ситуация на фронте вот-вот будет переломлена.

Ганса Фриче очень ценил Йозеф Геббельс. «Главный рупор» Германии умел ловко подтасовывать факты, и любые новости в его изложении рождали бесконечную убеждённость в силе немецкого оружия.

Когда в феврале 1943 года доведённые до последней степени отчаяния в Сталинграде войска Паулюса сдавались в плен, Фриче в Берлине вещал про доблестных германских сынов отечества и «фазерлянда», которые оставляют завоёванный ими город, потому что он потерял стратегическое значение.

Тем не менее, этот «шоумен» на «одного из лидеров Третьего Рейха» не тянул. Слишком мелкая сошка, из которого хотели сделать «заменитель» Геббельса.

Обвинение Фриче было основано на том, что он «добивался яростной поддержки режима, парализовывал способность населения к самостоятельному суждению». Подкрепить доказательствами эту размытую формулировку не удалось.

№2

Ялмар Шахт

Этого человека уже нельзя назвать мелкой сошкой. Президент Рейхсбанка, министр, один из главных управляющих всей военной экономикой Германии, Ялмар Шахт был тем человеком, которому удалось нарастить потенциал немецкого ВПК в разы.

Однако, когда Германия вторглась в Польшу, Шахт позволил себе публично выразить свое несогласие с этой военной авантюрой.

Вторичное слово «против» он высказал по поводу вторжения в СССР. Шахт был милитаристом, но понимал, что экономика Германия от такого перенапряжения надорвётся.

Несмотря на особое мнение министра, Шахт до 1944 года оставался на плаву, как «министр без портфеля». Всё потому, что держал в своих руках все связи экономики Германии с англо-американскими финансовыми элитами. Так, американская нефтяная корпорация «Стандарт Ойл» в течение всей войны не прекращала поставки в Германию топлива и синтетического каучука. Разумеется, всё это происходило через посредников, но схемы создал именно Шахт.

В 1944 году, после неудачного покушения на Гитлера, Шахта арестовали, и до конца войны он сидел в концлагере Равенсбрюк. На трибунале «экономический гений» держался спокойно и уверенно.

Осознавал, что обвинения против него не выдержат критики. Так и произошло — защита Шахта оказалась на высоте, представив его как оппозиционера и «борца с режимом». Сыграло роль ещё и то обстоятельство, что Шахт никогда не был членом НСДАП.

№1

Франц фон Папен

Этот человек оппозиционером не был. Он был изворотливым политиком, который ловко лавировал между партиями, блоками и движениями ещё до прихода Гитлера к власти. Фон Папен даже успел побывать канцлером Германии, но видя стремительно набирающую популярность партии Гитлера, в итоге уступил власть ему.

С 1934 по 1938 годы политик возглавлял дипломатическую миссию Германии в Австрии и активно организовывал финансовую и политическую поддержку прогермански настроенных сил. Его деятельность сыграла не последнюю роль в событии в аншлюсе Австрии. Это и стало главным пунктом обвинения против фон Папена на трибунале в Нюрнберге.

Однако ему повезло — гораздо больше участие в аншлюсе принял другой подсудимый — Герман Геринг, который это и не отрицал. В итоге, вина фон Папена в захвате Австрии так и не была доказана, и его признали невиновным.

Почему такое решение суда вызывает у многих граждан недоумение? Всё очевидно: хотя Фриче и не был Геббельсом, его пропаганда всё-равно оказывала разрушительное влияние на умы немцев. Хотя Шахт и был в негласной оппозиции к Гитлеру, он работал на экономику Рейха, а она работала на военные преступления нацистов. Хотя вина фон Папена по Австрии не доказана, он также работал в интересах нацистской Германии.

Я выскажу свое мнение относительно такого решения суда (само-собой субъективное), а Вы можете предложить свой вариант в комментариях. Я считаю, что такой вердикт суд вынес из-за того, что для международной общественности нужно было показать организованный процесс суда. Именно суда, а не судилища. То есть справедливого.

На Нюрнберге были обвиняемые, были свидетели, были судьи, были адвокаты и обвинители. А как мог пройти суд, если виновны абсолютно все?

Что с ними стало после Нюрнберга?

Несмотря на оправдания в Нюрнберге, всем троим всё-таки пришлось посидеть в тюрьме. В 1947 году они попали под расследование комиссии по денацификации, действовавшей в американской зоне оккупации.

Фриче дали 9 лет, а Шахту и фон Папену — по 8. Но крепкое финансовое положение последних двух позволило им нанять адвокатов, подать апелляции и освободиться из заключения уже менее, чем через год.

Не досидел свой срок и Фриче. Его выпустили по состоянию здоровья в 1950-м. А в 1953-м он скончался от рака.

Франц фон Папен даже пытался вернуться в политику. Но Германия стала уже совсем другой, и таких личностей, как фон Папен, её политика уже «списала в утиль». Отставной политик поселился в своём замке Бенценхофен в Швабии и засел за мемуары, в которых, как водится, пытался оправдать себя, а также провести параллели между прошлым и современным периодом холодной войны.

По иронии судьбы, последним покинул этот мир самый старый из этой троицы — Ялмар Шахт. После освобождения он работал в банковской сфере Германии, основал и возглавил банкирский дом «Schacht GmbH» (Дюссельдорф). Ушёл лишь на 94-м году жизни.

Load More Related Articles